Детерминизм - это... Детерминизм и индетерминизм

Детерминизм – это такая концепция в философии, которая продвигает идею о том, что всякое следствие имеет свою причину, и все в мире обусловлено, чтобы не сказать, предопределено. Таким было античное учение об атомах. Последнее можно назвать примером космологического детерминизма. Существовали богословские концепции, где утверждалось, что все, что происходит в нашем мире, предопределено свыше, и изменить этого никак нельзя. Бог одних людей приготовил к спасению, а других – к проклятию. Таков теологический детерминизм. У него есть и такая разновидность, как фатализм, когда считается, что все в нашем будущем уже определено заранее. Противоположная же философская позиция называется индетерминизмом.

Детерминизм это

Исторические этапы

Одной из самых первых известных нам версий данной концепции являлось учение Демокрита. Всякая свобода, полагал философ, Практически каждый человек с лишним весом мечтает похудеть. И чаще всего это начинается с выбора диеты. У некоторых хватает силы воли держать ее долго, и им удается скинуть несколько килограмм. Кто-то бросает, и через некоторое время садится на новую диету. В чем причина такого поведения? это всего лишь мнение смертных. Человек разумный зрит в корень вещей, и понимает, что все на свете – это атомы и пустота. А вот Эпикур предполагал некую свободу даже в движениях атомов. Демокрит же полагал, что нет ничего подобного, и особенно случайного. Просто мы не видим между какими-то явлениями связи и необходимости, и они выглядят для нас таким образом.

Концепция детерминизма в таком виде получила название механистической. В более или менее развитом виде он просуществовал до начала девятнадцатого века. Расцвет ее популярности приходится на семнадцатое и восемнадцатое столетия.

Детерминизм и индетерминизм

Гоббс, Декарт и другие просветители

Механистический детерминизм – это попытка приравнять живые существа к автоматам. Все тела – это вещи. Они перемещаются, имеют форму, количество, протяженность. Их движения состоят из толчков и усилий. Некоторые из них являются одушевленными (то есть имеют ощущения, которые все это отражают, память, способность к сравнению). Таким видел наш мир Томас Гоббс. Рене Декарт предпочитает каузальный, логический детерминизм, отделяя материю от духа. Последнему он предоставляет творческую энергию, но связывает его мышление особыми законами. Материя же, из которой состоит мир, представляет собой некогда заведенный Богом часовой механизм, в котором, естественно, все винтики друг от друга зависят. Практически все известные деятели французского Просвещения в той или иной степени разделяли эту точку зрения.

Спиноза

Этот философ стоит особняком в постановке данной проблемы, хотя многие исследователи относят его к детерминистам. Но он является оригинальным мыслителем. Следуя методу Декарта, Спиноза пришел к выводу, что в изначальной субстанции, которой он считал природу, и в Боге, свобода и необходимость совпадают. Он действительно полагал, что все в мире связано причинностью. Но это не относится к природе. Она является причиной самой себя. Ведь она – вечная субстанция. И поэтому природа является имманентной причиной всех вещей. Одной из них можно назвать и человека. Спиноза также очень оригинален в вопросах этики. Здесь у него проявляются и детерминизм, и индетерминизм. С одной стороны, он отрицал так называемую «свободу воли». Он полагал, что человек в очень большой степени зависит от своих аффектов. С другой стороны, он вовсе не отрицал существование свободы. Только трактовал он ее следующим образом. Всякая вещь только тогда по-настоящему свободна, когда исполняет свое предназначение. Поэтому таким можно назвать человека, следующего своей природе. Значит, свобода – это осознанная необходимость.

Детерминизм и развитие

Теологический детерминизм

Особенно богословие было популярным в христианстве. Причем проблема возникла очень рано. Ведь христианские теологи постоянно пытались каким-то образом совместить всемогущество Бога и свободную волю человека. Можно сказать, что католицизм в его классическом варианте совмещал детерминизм и индетерминизм. Но были и такие богословы, и даже Отцы Церкви, которые занимали иную позицию. К примеру, Августин Блаженный считал, что у человека нет свободы воли, и он не может не грешить. Только по особой, даруемой Богом благодати он может сойти с этой скользкой дорожки. Во времена Реформации его поддержал Мартин Лютер. Он заявил, что свобода воли является достоинством Бога. Поэтому человек ее иметь не может. Это противоречило бы принципу Божьего всемогущества.

Конценпция детерминизма

Постклассический детерминизм

Механистическая модель мира прекрасно согласовывалась с научной картиной того времени. Поэтому Лаплас, один из творцов теории происхождения Вселенной, довел концепцию классического детерминизма практически до логического абсурда. Он заявил, что связь между причинами и следствиями однозначна, и всегда можно вывести одно из другого. Никаких случайностей не существует. Однако уже в его время возникла масса вопросов, на которые нельзя было найти ответ, исходя из этой теории. Поэтому, начиная с девятнадцатого века, научные концепции, которые основывались на детерминизме, изменились. В настоящее время он существует в так называемой постклассической форме.

С точки зрения новых веяний, детерминизм – это идея о том, что причинно-следственные связи не являются однозначными. Они определяют основную линию развития. Тем не менее, в чистом виде закон проявляется редко, и существует масса отклонений. Такой взгляд на детерминизм и развитие сделал возможным появление теории эволюции, психоанализа, квантовой механики, и многих других наук.

Социальный детерминизм

Социальный детерминизм

Данная философская концепция с восемнадцатого века стала весьма популярной в общественных науках. Ее классическим примером является географический детерминизм, который полагает, что характер нации и образ жизни государства обусловлены внешними факторами – климатом, расположением и так далее. Самым известным сторонником этой теории был Монтескье. Но в девятнадцатом столетии социальный детерминизм – это уже более сложная концепция. Она в какой-то степени совпадает с религиозной версией этого философского направления или же отталкивается от него. В свое время Августин заявил, что история человечества развивается от падения к спасению, и в этом смысл времени. Социальный детерминизм в лице гегельянства фактически повторил эту идею, заменив божественный план законами развития Абсолютного духа.

Диалектический материализм как детерминизм

Большинство философов девятнадцатого века считали, что устройство общества и его специфика определяются разделяемыми им идеями. Идеи и разум, с их точки зрения, правили миром. В то же время Маркс, а также его сторонники и последователи решили подойти к проблеме с другой стороны. Основным фактором, определяющим социальное развитие, они объявили материальный. То есть то, что люди в процессе совместной работы производят средства к жизни, представляет собой фундамент общества. Они детерминируют все остальные виды деятельности людей, а также их социальную, психологическую, духовную активность. Более того, всякая мораль, религия и прочее являются всего лишь отражением материальной жизни, а если они и имеют какую-то самостоятельность, то разве что относительную. Теория детерминизма в таком изложении сосредотачивалась на роли экономического фактора и его доминирования. Однако в современном мире эти концепции больше не являются определяющими.

Теория детерминизма

Индетерминизм

Идеи отрицания необходимости как главной движущей силы мира и природы тоже всегда были присущи философии. Прежде всего, таковой была концепция целеполагания – то есть того, что все процессы происходят от «божественного произвола». Интересно, что теологические идеи о «высшем плане» приводили уже к детерминизму. Но не только богословие было уделом отрицания всеобщности причинности. В философии индетерминизм сделался одной из основ теорий Юма и Канта. Великий немецкий мыслитель полагал, что причина и следствие – это априорные формы нашего мышления, поэтому они имеют субъективный характер. Другими словами, мы делаем выводы из своей практики, но понятия не имеем, насколько они соответствуют реальности. С рождением статистики индетерминизм стал популярен и в науке.

Подводя итог, можно сказать, что противостояние этих двух подходов в современной философии не является столь острым как раньше. А в концепциях многих современных школ и направлений можно встретить элементы как детерминизма, так и его оппонента.