Маркетинговая среда как ключевой элемент анализа деятельности предприятия

0
0

Одним из главных факторов развития менеджмента является исследование маркетинговой среды фирмы. Если этому процессу не будет уделено должное внимание со стороны руководства, это чревато упущенными выгодами и возможностями для предприятия. Поэтому исследование этой сферы носит ключевой характер в успешной деятельности фирмы. По сути, маркетинговая среда – это комплекс внешних и внутренних факторов, влияющих на рыночные отношения организации.

исследование внутренней среды предприятия
Виды

  1. Внешняя маркетинговая среда – это совокупность внешних факторов, влияющих на деятельность фирмы: макросерда (политическая, экономическая, экологическая обстановка в стране, демография и другое) и микросреда (поставщики, потребители, конкуренты и т.д.).
  2. К внутренней среде относится само предприятия и все внутренние процессы, протекающие в нем и непосредственно связанные с его деятельностью.

Ключевые составляющие микросреды предприятия

  1. Потребители, благодаря которым предприятие действует и функционирует. Изучение потребителей и выявление их потребностей является основой в маркетинге, поскольку для того, чтобы товар продавался, фирме нужно знать, кто, для чего и зачем его будет покупать. Собрав эти данные, фирма будет способна выпустить товар, идеально удовлетворяющий запросы и потребности ключевых потребителей.  Исследование потенциальных покупателей немаловажно для освоения новых рынков, так как маркетинговая среда очень эластична. Данный анализ позволит допустить меньше ошибок при продвижении товара.
  2. Поставщики, которые являются постоянными партнерами по бизнесу, предоставляющими все необходимые ресурсы для производства товаров. Изучение поставщиков необходимо не только для выбора нужных ресурсов в соотношении "цена-качество", но и для контроля над сроками доставки материалов или услуг.
    маркетинговая среда
  3. Конкуренты. Изучение конкурентов необходимо для выявления занимаемой доли рынка. Здесь важен тщательный анализ линейки товаров, а также разработка собственной стратегии четкого позиционирования.
  4. Посредники, к которым относятся банковские и прочие финансовые институты, маркетинговые посредники в лице консультационных и рекламных агентств, торговые представители (оптовые и розничные), логистические фирмы, предоставляющие услуги по бесперебойному товародвижению. Благодаря налаженной работе с посредниками предприятие работает как часы. Без банковских операций, отсутствия складов, грамотной рекламы и торговых площадок деятельность фирмы обречена на провал.
  5. Контактная аудитория – это любая группа лиц и представителей различных учреждений, которые способны влиять на фирму. К примеру, возьмем контактную аудиторию в виде СМИ, при помощи которой можно создать как положительный, так и отрицательный образ фирмы.

Внутренняя среда предприятия

Исследование внутренней среды предприятия должно носить систематический характер, поскольку внутренние процессы фирмы, в частности, внутренний менеджмент, отношения между работниками, корпоративная культура – все это оказывает прямое влияние на эффективность тех или иных действий предприятия. Важную роль играют ценообразование, снабжение, товародвижение, маркетинговая ориентация фирмы и прочие нюансы, от которых зависит успех компании.

исследование маркетинговой среды

Анализ внутренней среды предприятия

Основным инструментом анализа внутренней среды предприятия служит SWOT-анализ. При регулярном его использовании фирма может достичь значительных результатов во внутренней политике. Поэтому маркетинговая среда и ее комплексное исследование носят ключевой характер в деятельности любой фирмы.