Понятие культуры в свете ее многогранности

понятие культуры

В силу многообразия критериев (исторический, этнический, сословно-классовый и др.) понятие культуры должно рассматриваться применительно к различным историческим, социальным, этническим, географическим, языковым, религиозным, профессиональным направлениям развития общечеловеческой культуры. Соответственно, правильнее конкретизировать, о каком именно виде культуры идет речь.

Элитарность и массовость современной культуры

Особенностями современной культуры можно назвать ее массовость и элитарность. Понятие культуры, ориентированной на потребности повседневной жизни большинства людей (массы), формирует основу понятия массовой культуры. Сегодня тот, кто владеет газетами, телевидением, радио, компьютерными сетями, держит в руках рычаги формирования и распространения массовой культуры. Ее особенностями можно назвать отсутствие традиций и быструю смену образцов. Сегодня основными проявлениями массовой культуры охвачены почти все сферы жизни. Считается, что продукты массовой культуры общедоступны и легки в восприятии. Ее образцы присутствуют в:

  • средствах массовой информации;
  • системе стимулирования спроса потребителей (реклама, мода);
  • индустрии досуга (шоу-индустрия, туризм);
  • субкультуре детства (промышленное производство игрушек и сложных компьютерных игр);
  • индустрии формирования имиджа и развития внешности (парфюмерия, фитнес);
  • массовой художественной культуре (некоторые жанры кино и литературы, поп-музыка, комиксы).

понятие корпоративной культуры

В противоположность массовой культуре развивается понятие культуры элитарной, которая сложна по содержанию и трудна в восприятии для неподготовленного человека. Произведения и образцы, рожденные в рамках этой культуры, направлены на людей, разбирающихся в тонкостях культуры и имеющих определенный уровень восприятия. Многими она воспринимается как культура закрытых привилегированных групп, объединяющая духовных аристократов.

Профессиональная и корпоративная культура

Понятие организационной культуры

Профессиональная культура является универсальной системой профессиональных знаний и ценностей, представленных в виде норм и образцов поведения, регулирующих отношения и составляющих понятие культуры в определенной области профессиональной деятельности. Понятие корпоративной культуры часто заменяется понятием организационной культуры в качестве синонима, определяя нормы поведения отдельной организации как модели поведения и системы норм, правил и ролей, связанных с решением поставленных задач для достижения успеха определенной организации. Корпоративная культура направлена на формирование корпоративного духа. Это понятие больше изучено на западе и происходит от лат. corporatio - сообщество, объединение, а не от слова «корпорация», подразумевающего определенный организационно-правовой тип предприятия. Кстати, западные авторы не проводят границу между этими понятиями, наделяя corporate culture и organizational culture (понятие организационной культуры) едиными функциями по формированию позитивного имиджа компании, поддержанию ее ценностей, созданию у сотрудников чувства причастности и преданности общему делу.