В чем заключены научные методы познания окружающего мира?

Наука в нашем мире является основной формой, через которую реализуется познание окружающей реальности. Однако ее положение было далеко не всегда таким. Длительное время рационализм был тесно зажат высокой табуированностью древних и средневековых обществ: Китая, Индии, мусульманского Востока,
научные методы познания окружающего мирахристианской Европы. Во всех этих социальных системах основной формой познания глубинной сущности вещей являлась духовная практика. Это не означает, что научные методы познания окружающего мира абсолютно отсутствовали (особенно этого нельзя сказать о Китае и арабском мире), однако они были отодвинуты в тень религиозных догматов. Однако в полной мере научные методы познания окружающего мира заняли доминирующую позицию во время европейского Возрождения. Это было продиктовано революционным переворотом в представлениях о Вселенной Николая Коперника, наблюдениями Галилео Галилея, опытами Эванджелисты Торричелли и достижениями множества других умов Нового времени. Научные методы познания окружающего мира направлены не просто на адекватное и непротиворечивое объяснение всех свойств изучаемой сферы, но и на достижение способности предсказывать грядущие процессы на основе современных фактов, а также возможности влиять по своему усмотрению на эти процессы. Так, например, конечными задачами физиков как ученых является построение единой концепции, способной органично объединить в себе все явления в мире, все виды фундаментального взаимодействия (их четыре: электромагнитное, гравитационное, сильное ядерное и слабое ядерное) и, наконец, ответить на вопросы методы познания мирао начале и конце Вселенной. Основной задачей экономической теории является не просто описание процессов и явлений экономики, но и глубинное изучение их связей, закономерностей и взаимообуславливаемости. В конечном итоге такое понимание должно приводить к максимально эффективному управлению мировой экономической системой, грамотному распределению ресурсов, предвиденью и предотвращению кризисных тенденций. Методы психолого-педагогического исследования предполагают, как и во многих других науках, наблюдения, эксперименты, теоретический анализ и прочие приемы, направленные на максимальную эффективность взаимодействия педагогов и учеников. При этом достигается полное раскрытие потенциала последних. Следует отметить, что методы познания мира (общественных процессов, экосистем и так далее) в разных науках весьма схожи в целом и классифицируются по двум уровням: эмпирические и теоретические.

методы психолого-педагогического исследования

Эмпирические методы:

  1. Эксперимент.
  2. Измерение.
  3. Наблюдение.
  4. Сравнение.

Теоретические методы:

  1. Анализ явления.
  2. Синтез.
  3. Классификация.
  4. Абстрагирование.
  5. Моделирование.
  6. Формализация.
  7. Идеализация.

В заключение

Вместе с тем необходимо отметить, что научные методы познания окружающего мира в разных дисциплинах имеют и множество особенностей, обусловленных спецификой изучаемых объекта и предмета.