Для чего нужны принципы разделения властей?

В современном мире демократию принято считать наивысшей моделью организации справедливого общества. Конечно же, в идеальном варианте так оно и есть, но вот действительность диктует иные реалии. Вот именно для того, чтобы понять, насколько хорошо демократия работает, и созданы принципы разделения властей.принципы разделения властей

Теория от Шарля Монтескьё

Великий французский философ действительно обогатил теорию демократии особым вкладом, заложив основы функционирования большинства современных государств. Так, согласно его суждениям, справедливое осуществление власти возможно лишь тогда, когда она сепарирована на три важнейших направления, но при этом наличие каждой из них означает контроль за двумя другими. принцип разделения властей предполагаетПроще говоря, принцип разделения властей предполагает независимость друг от друга важнейших ветвей, но при этом в полномочия каждой входит ряд четко оговоренных прав, которые могут быть применены в том случае, если какая-либо из ветвей станет посягать на другие две. Эти права позже получили неофициальное название в общей теории конституционного права – «механизм сдержек и противовесов».

Сдержки и противовесы

В соответствии с мыслями Монтескьё конституционные принципы разделения властей обязаны стать базой для предотвращения не только и не столько поглощения одной ветвью полномочий другой, сколько для контроля позиций власти как таковой. Фактически указанный механизм может быть представлен одним из лозунгов ООН – «Единство и сила в многообразии». Действительно, ни судебная, ни законодательная и, конечно же, ни исполнительная власть не имеют права в обычной «жизни» посягать на права каждой из них. Так, в теории принципы разделения властей диктуют то, что судебная и/или исполнительная власть не вправе создавать законодательные акты (хотя прецедентная система права это отчасти опровергает), а законодательная, к примеру, принимать на себя право судить о правомерности тех или иных действий. Но в то же время эти же принципы создают механизм «взаимопомощи» в случаях экстренных ситуаций, например, в случае кризиса одной из властей или стихийных бедствий. В данной ситуации строго оговоренная ветвь власти имеет право перенять на себя чётко оговоренные полномочия. Возвращаясь к последнему примеру, продемонстрировать это довольно просто. Так, при разрушительных последствиях землетрясения исполнительная власть имеет право создавать экстренные законы, которые имеют силу в строго очерченных временных рамках. Как только они выходят, такие акты продолжают действовать, но лишь в тех параметрах, какие были приняты законодательной властью.конституционные принципы разделения властей

Плюсы и минусы

Как и любое явление, принципы разделения властей имеют как светлые, так и темные стороны. Сторонники их имплементации в тело главного акта страны отмечают, что основным преимуществом является качественное распределение полномочий, а это повышает эффективность всей власти в целом. Другим явным выигрышным моментом является обеспечение деятельности каждой ветви и её независимости. Ну а третьим заметным плюсом предстает то, что при эффективном использовании механизма сдержек и противовесом у населения страны крепнет уверенность в силе официальной власти. К минусам же рассматриваемых принципов относят то, что порой власти способны «перекладывать» друг на друга ответственность за неэффективное разрешение острых проблем. Однако описанная ситуация возможна лишь в том случае, если принципы разделения властей прописаны неясно, и не имеют реально раскрытого законного механизма реализации.