Списание основных средств: основные моменты

Как правило, бухгалтерский учет включает в себя не только ведение и фиксирование денежных операций, но и иные виды регистрации движения хозяйственных средств. Причем для каждого случая правила оформления и другие моменты могут различаться. Например, списание основных средств необходимо проводить в соответствии с установленным порядком, предписанным Налоговым Кодексом.

Когда проводится выбытие ОС?

Списание основных средств выполняется в случае износа в моральном или физическом плане. списание основных средствВ первом случае хозяйственное имущество не является непригодным для использования, однако может устареть с точки зрения новизны, соответствия развитию научно-технического прогресса. Во втором - предметы являются неприемлемыми для применения по причине поломки, износа деталей и так далее. В связи с этим можно выделить такие ситуации, когда может произойти списание основных средств:

  • Хозяйственное имущество пришло в полную или частичную негодность (сломаны или изношены детали и другие моменты).
  • В случае реализации ОС на сторону.
  • При дарении (безвозмездной передаче) хозяйственного имущества.
  • В случае передачи ОС в качестве доли вклада при установлении уставного капитала другой организации.
  • При передаче хоз. имущества в лизинг, аренду или при обмене по бартеру. При этом осуществляется списание с забалансового счета. При оформлении используется такая документация – акт о передаче или приемке ОС и договор об аренде.

Порядок проведения

Списание основных средств рекомендуется выполнять с учетом такой информации:списание с забалансового счета

  1. Назначение комиссии. Сюда могут входить главный бухгалтер, инженер, лицо, ответственное за данное средство, специалисты. Они осматривают ОС и выносят суждение о состоянии данного имущества.
  2. Составление акта о списании. В результате осмотра ОС члены комиссии могут оценить хозяйственное имущество по-разному. При этом возможно средства могут быть разобраны на детали, которые будут использовать в производстве или же быть реализованы. После выполнения оценки должен быть составлен акт, который утверждается руководителем компании. Следует учесть, что до этого момента выполнение разбора ОС невозможно.
  3. Утилизация основных средств.

Некоторые моменты

Можно выделить такие пункты при выполнении данной операции:списание налоговой задолженности

  • Все материальные активы после списания могут быть разделены на такие группы: 1 – предметы, которое можно использовать в прямом назначении, 2 – детали, которые идут на вторичное производство (лом и так далее), 3 – непригодные остатки;
  • Расход и доход при проведении данной операции считаются внереализационными. Эти операции должны заноситься на счета в тот период, в котором они осуществляются. При этом под внереализационными расходами понимаются траты на демонтаж оборудования, его вывоз и так далее. Эти значения должны подтверждаться соответствующей документацией. Доходы вне реализации представляют собой стоимость запасных деталей и материалов, которые были получены при разборке основных средств. Можно отметить, что данные суммы в прибыль, облагаемую налогом, не входят. Их оформляют на забалансовом счете. (Причем в прибыль, облагаемую налогом, не входит также списание налоговой задолженности, которую признали безнадежной).