Как научиться читать? Читаем по слогам. Техника чтения

0
0

Если раньше детей учили читать в первом классе, то сегодня требования ужесточились. Ребенок уже должен быть обучен грамоте. Некоторые школы даже не примут малыша, который не умеет читать. Однако не все детские сады обучают детей столь сложной науке. Это зависит от выбора программы дошкольного учреждения. Поэтому очень часто перед родителями и будущими первоклассниками встает вполне закономерный вопрос: как научиться читать? При этом хочется помочь малышу не только освоить азы грамоты, но и не отбить охоту заниматься.

как научиться читать

Подходящий возраст

Современная система образования нацелена на полноценное обучение детей с 6 лет. Это возраст, когда ребенок многое умеет и понимает, может самостоятельно ухаживать за собой. К этому времени возрастает активное восприятие дошкольником новых знаний, что прямо свидетельствует о готовности к обучению.

Последние исследования в области психологии и педагогики подтвердили интересное предположение – малыш готов получать знания с трех лет. Конечно, нельзя не согласиться с возмущенным вопросом родителей: «Можно ли вообще и как научиться читать в таком возрасте?» Ведь он, действительно, кажется крохой. Авторы утверждают, что ответ на вопрос заключен в особенностях развития малыша, и рекомендуют начинать обучение на этапе познания ребенком мира и заявления своего «Я».

Однако помните, что все дошкольники, а также их способности, очень индивидуальны. Поэтому «гнаться» за чужими детьми не стоит. Понаблюдайте за крохой, и если он готов к обучению, только тогда начинайте разбирать с ним азы грамоты.

Признаки готовности

Чтобы впоследствие избежать неприятной ситуации, когда ребенок не хочет читать, а полученные им ранее знания просто забыты, следует внимательно проанализировать его поведение.

читаем по слогам

Основные признаки того, что он готов учиться, значительно помогут не допустить ошибку:

  • Речь малыша состоит из целых предложений. Он может составить связный рассказ о книге, фильме или небольшом событии.
  • Ребенок слышит и правильно распознает звуки. Для проверки попросите малыша повторить за вами слога (жа-за, за-са, ца-ча). Внимательно прислушайтесь, что он произносит.
  • Дошкольник правильно выговаривает все звуки и не нуждается в помощи логопеда.
  • Малыш отлично ориентируется в пространстве, не путает понятия «верх», «низ», «влево», «вправо».

Ребенок, отлично справляющийся со всеми перечисленными заданиями, психологически готов к обучению. Родители могут смело начинать с ним занятия.

Методики обучения чтению

К основным современным методикам, позволяющим научить малыша читать, относят чтение:

  • По слогам. Ребенок заучивает их, а только потом идет дальнейший процесс (методика Зайцева).
  • Словами. Обучение основано на зрительной памяти (автор – Глен Доман).
  • Звуко-буквенное. Ребенок слышит произношение, а далее соотносит его с написанием.
  • Методика складывания. Малыш запоминает буквы и далее их соединяет в слоги.

Правила обучения

Независимо от выбранной методики, следует знать и обязательно учитывать основные требования, чтобы не нанести вред малышу. Для ребенка важно все. Ошибки, совершенные родителями, всегда оставляют след в душе детей. И зачастую тормозят процесс развития крохи долгие годы.

Правильно выговариваем букву. Обучая ребенка, всегда называем только звуки, например «М». Не говорим «ЭМ». Это сильно путает детей. И на ваше предложение: «Читаем по слогам» малыш со всей серьезностью прочтет «ЭМА-ЭМА» вместо долгожданного «МА-МА».

Правильно читаем. Многие слова в русском языке произносятся совсем не так, как пишутся. Взрослые люди читают орфоэпически (так как принято). Ребенок - исключительно орфографически (только так, как пишется). Именно поэтому, когда обучаем детей, следует читать «мОлОко», а не «мАлАко». А если это просто вечерняя сказка на ночь, то можно произносить слова обычным способом.

Делим по складам. Наступает время, когда малыш начинает пытаться читать. Очень усложняют и замедляют такой процесс трудные слоги. В этом случае их можно разделить на склады, отметив легонько карандашом такое разделение. И вместо сложного, состоящего из одного слога, слова «лось» ребенок легко прочтет два легких «ло/сь».

техника чтения

Не привязываемся к алфавиту. Начинать изучение букв нужно, исходя из частоты употребления. Таким образом, сначала запоминаем те, из которых малыш сможет составить знакомые ему слова – свое имя, любимую игрушку, имена родителей.

Обучаем в игре. Чтобы не вызвать у дошкольника отвращения не только к чтению, но и к познанию нового, обязательно включайте в процесс ваших занятий разнообразные игры.

Ограничиваем время. Во время занятий с ребенком следует не забывать, что малыш должен читать не более пяти–десяти минут. Заставляя его сидеть за азбукой по полчаса, вы не приучаете малыша к школьным урокам - вы полностью отбиваете охоту учиться. Ведь любое занятие первоклашек состоит из постоянной смены деятельности, а не 30-минутного чтения.

Главный принцип – «не навреди». Если во время ваших занятий малыш приобретет стойкую нелюбовь к учебе, переучить его будет практически невозможно. Лучше прочитать меньше, чем вообще возненавидеть это занятие. И каждый раз, когда запланированный объем не был изучен ребенком, обязательно скажите себе: «Мы только УЧИМСЯ читать!» Для детей иногда и несколько предложений могут принести больше пользы и информативности, чем неинтересный, проработанный под нажимом текст.

Игра – залог успеха

Разные исследования ведущих психологов и педагогов доказали, что лучше всего малыш усваивает знания, преподанные ему в игровой форме. И если у вас назрел актуальный вопрос, как научиться читать, ответ один – играйте с ним! Ведь только такая форма наиболее эффективна для изучения мира. Это самая лучшая методика обучения. Постройте занятия как бы между делом, не акцентируйте внимание на «уроке». Не говорите малышу: «Все, оставляем все дела и учимся читать по слогам». Игры, правильно подобранные, прекрасно справятся с этой задачей, а метод обучения не вызовет неприязни.

Всеми силами старайтесь поддержать интерес к приобретению знаний, поэтому основывайте свои занятия на увлечениях ребенка.

Учим буквы

Разрезанные буквы. Заготовьте специальные карточки для этой игры. На них напишите большие печатные буквы. Теперь разрежьте их на несколько частей (3-5). Предложите ребенку собрать. Сначала подберите ему части одной литеры, после этого добавьте одну деталь от другой. Когда малыш справится, предъявите ему части 2-3 букв одновременно.

ребенок плохо читает

Изначально подберите такие, которые невозможно спутать (А, С, И, Р). Далее немного усложните, предложив части немного похожих в написании литер (Р, В, К,Ж).

Обязательно спрашивайте юное дарование, какую букву он сложил. Ребенок должен правильно называть звук, не путая его с похожими.

Эта игра напоминает детям пазлы, поэтому всегда нравится и воспринимается с восторгом.

Находим букву. Найдите для этой игры любой текст с очень крупным шрифтом. Это может быть детская старая книжка, азбука или набранная лично вами и распечатанная страница. Попросите малыша внимательно просмотреть текст. Он должен находить букву, которую вы выучили, и подчеркивать.

Ребенок обязательно называет ее. Не забывайте, что такое занятие - игра для него, для вас – это самое настоящее занятие по предмету «Чтение». Подготовка к школе вашего малыша полностью зависит от последовательности поданного материала и той базы, которую вы сможете преподать ему в игровой форме.

Со временем задание усложните. Предложите малышу искать две знакомые буквы одновременно. При этом одну нужно подчеркивать, а вторую, например, обводить в кружок. Стоит заметить, что такая игра прекрасно тренирует внимательность.

учимся читать для детей

Самодельная азбука

Намного лучше, если азбуку вы сделаете с ребенком вместе. Вот где стоит проявить всю свою фантазию. Можно завести альбом, в котором каждый листок будет соответствовать определенной букве. Например, вы рисуете выученную сегодня букву «М». Малыш ее раскрашивает. Пересмотрите с ним старые журналы, открытки, ненужные каталоги в поисках картинок на нужную букву. Пусть ребенок их вырежет и самостоятельно приклеит.Очень часто родители покупают для своих детей яркие плакаты-азбуки. Первое время ребенок неплохо обучается по ним, но впоследствии, когда картинки запомнятся, интерес полностью исчезает. Малыш просто заучивает рисунки, а не буквы, к сожалению. У него вызывает большие трудности чтение - 1 класс для такого крохи станет настоящим испытанием.

Создание такой азбуки сослужит ему хорошую службу. Он сам будет подбирать картинки, а значит, точно запомнит выученную букву.

Читаем по слогам

Когда ребенок выучит всю азбуку, придет пора двигаться дальше - начинать соединять буквы в слоги. Такой процесс всегда вызывает у детей определенные трудности. Как объяснить малышу соединение букв, вы можете придумать самостоятельно или воспользоваться следующей методикой.

Заготовьте карточки с написанными на них литерами. Покажите ребенку согласный звук и предложите его немного протянуть, а затем продемонстрируйте другой – гласный, назвав который ребенок очень протяжно прочитает свой первый слог.

Например, вы показали «С», а затем сменили его на «О». Что прочтет ребенок? «Сссооо». У некоторых детей даже столь наглядная азбука может вызывать трудности. Это не значит, что малыш глупее, просто у него другая форма восприятия. В этом случае сами читаем детям. 5-6 лет – это возраст, когда дошкольник готов, как губка, впитывать информацию. Продемонстрировав один раз, как произносится слог, вы сами удивитесь, как быстро он усвоит методику и какие отличные результаты покажет.

Игра «Магазин»

Предложите своему дошкольнику поиграть в игру «Магазин». Для этого подготовьте заранее «товар». Лучше всего будет вырезать картинки из старых подборок журнала. Только следите внимательно за словами. Они должны произноситься именно так, как и читаются, чтобы не вызвать у малыша дополнительные трудности. К примеру, слово «вата» подходит, а «вода» лучше не использовать. Не забудьте и про «деньги». На отдельных листочках бумаги напишите по одному слогу.

чтение 1 класс

Сначала предложите ребенку быть покупателем, а сами станьте продавцом. Покупатель выбирает покупку и должен расплатиться за нее деньгами. Например, он решил приобрести «машину», значит, предлагает бумажку со слогом «ма». Если выбор пал на «газету», то соответственно должны быть деньги «га».

Чтобы игра не наскучила, поменяйтесь местами. Окажитесь не очень опытным покупателем, который часто ошибается и предлагает продавцу совсем не те «деньги».

Эту игру можно усложнить, когда ребенок успешно освоит ее. Теперь деньгами станет последний слог. Для слова «газета» - это станет бумажка «та».

Читаем слова

На следующем этапе большинство родителей испытывают облегчение. Ну вот, наконец, буквы изучены, слоги читаются, что там уже сложить их в слова. На практике чаще всего получается совсем иначе. Малыш правильно называет все слоги, из которых состоит слово, но назвать его полностью совершенно не может. В чем причина? Почему ребенок плохо читает? Родительскому удивлению нет предела.

Для ребенка очень сложно выполнять одновременно две функции – правильно читать и понимать содержание. Обучение осмысленному восприятию – следующий этап подготовки к школе.Если упущен этот момент, ребенку сложно будет даваться наука, хотя техника чтения со временем покажет отличный результат.

читаем детям 5 6 лет

Варианты игр

Вставь букву. Эта игра очень эффективна на начальном этапе чтения слов. Найдите картинки к словам, состоящим из трех букв. К примеру, дом, рот, кот, мох, душ, дым, кит, лук. Под рисунками подпишите названия, написав лишь первую и последнюю букву. Предложите средний звук ребенку добавить самостоятельно.

Составь слово. Для этой игры картинки уже не нужны. Подготовьте карточки со слогами, составляющими определенные слова. Для начала возьмите простые - «Ре-ка». Предложите малышу самостоятельно составить слово. Когда ребенок справится, усложните процедуру, теперь уже речь идет о трех слогах.

Поваренок. Напишите на листочках бумаги слова, соответствующие различным продуктам. Например, яйцо, капуста, морковь, мясо, картофель, сахар, варенье, рыба, соль. Поручите ребенку роль главного повара. Для этого наденьте на него колпак и фартук. Лучше всего играть на кухне и использовать настоящие кастрюли. Вы вместе будете «готовить обед». Сделайте пюре и компот, сварите суп и нажарьте котлеты. Для приготовления повар должен выбрать необходимый продукт и опустить в приготовленную кастрюлю. Если ребенку сложно определиться с подбором компонентов, подскажите ему, и он сам найдет нужное слово.

На этом этапе обучения уже можно предлагать специальные книги для детей. Это должны быть несложные стихи, обязательно с картинками или простенькие сказки. Лучше всего, если выбор падет на любимые малышом произведения.

Скорость чтения

О том факте, что в школе проверяют скорость чтения, знают все. Зачастую именно этот результат влияет на оценку. Очень неприятно, что при проверке абсолютно не учитывается скорость мыслительного процесса, физиологическая возможность проговаривания слов. Эти способности для каждого ребенка очень индивидуальны, а влияние их на скорость очевидно. Можно помочь малышу повысить результаты, однако следует не забывать, что техника чтения не должна улучшаться за счет ухудшения понимания содержания.

Очень полезно многократно прорабатывать один и тот же текст. Установите определенное время и предложите ребенку изучить написанное. По истечении времени поставьте пометку над словом, на котором чтение было прервано. Ту же процедуру повторите во второй раз. Обязательно отметьте, что малыш прочитал уже несколько больше. Суть этого метода заключена в том, что юное дарование, зная слово, смотрит на графическое изображение, соотнося увиденные буквы с произнесенными звуками. Этот прием напрямую улучшает технику чтения. К тому же малыш замечает свои успехи, а значит, будет стараться еще больше.

Для тренировок скорости чтения отлично подходит различная литература для детей. Большое преимущество заключается в их разнообразности. Иногда у ребенка возникают трудности при переходах на другие шрифты. Поэтому упражняйтесь на самых разных детских книгах.

литература для детей

Вместо заключения

Предложенная методика подойдет большинству детей. Она направлена на решение самой главной проблемы – отсутствие интереса у малыша. Старайтесь построить все занятия исключительно в игровой форме, чтобы у ребенка не пропадал азарт к познанию нового. После всех рекомендаций у вас в голове должна четко выстроиться схема, дающая ответ на наболевший вопрос, как научиться читать. При следовании ей больших трудностей не возникнет. Однако помните, что неорганизованность родителей очень часто сводит на нет все результаты. Нерегулярные занятия не принесут ничего, в то время как постоянные маленькие «уроки» гарантируют отличный итог.