Виды мышления в психологии: классификация, примеры, характеристика. Понятие мышления
Мышлением является свойство психики человека, отражение субъектом окружающей его картины реальности. Для мышления характерно обобщение, установление связей и отношений между объектами. Оно имеет сложную и вместе с тем интересную видовую структуру. Рассмотрим основные виды мышления в психологии.
Этапы развития мышления
![виды мышления в психологии и их характеристика](http://www.syl.ru/misc/i/ai/167159/620882.jpg)
Сложность процесса формирования высшей мыслительной деятельности помогла человеку развить многие виды мышления в психологии. Таблица содержит шаги развития мышления.
Допонятийный этап | Понятийный (абстрактный) этап |
Основная роль в процессе мышления отведена памяти. Мышление ребенка с единичными суждениями о предметах, обобщение со знакомыми объектами. Суждения основаны на сходстве и примерах. Поэтому воспитание детей может быть эффективным только на примерах. | Абстрактное мышление постепенно сменяет допонятийное, если ребенок развивается правильно. В таком случае он начинает оперировать понятиями. Смена допонятийного мышления на понятийное осуществляется не сразу, а поэтапно. Первые зачатки появляются у двухлетних детей, а развитие совершенной понятийной мыслительной деятельности завершается в юношеском возрасте. |
Классификация видов мышления в психологии
Мышлению свойственная своя типология и структура. Виды мышления в психологии можно классифицировать по нескольким признакам.
Признак | Типология |
1. Природа решаемых вопросов. | Мышление теоретического (концептуального) и практического характера. |
2. Неординарность мышления, продуктивность. | Творческий и нетворческий виды мышления в психологии. |
3. Сущность решаемых вопросов. | Действенный, образный и логический виды мыслительной деятельности. |
4. Осознанность, детальность вопросов. | Дискурсивное (умозаключающее) и интуитивное (мгновенное). |
Виды мышления в психологии и их характеристика
![классификация видов мышления в психологии](http://www.syl.ru/misc/i/ai/167159/620881.jpg)
Мыслительная деятельность определяется применяемыми средствами. Выделяют:
- мышление наглядно-действенного характера, связанное с предметными действиями (трехлетний малыш ломает игрушки, собирает пирамидку);
- наглядно-образная мыслительная деятельность проявляется во взаимодействии с образами предметов по памяти (работа модельера или стилиста, создание мысленного образа);
- мышление самого высокого уровня, абстрактно-логического (словесно-логического) характера – оперирование понятиями об объектах (на физике изучение электрона без прямого контакта с частицами).
Последний тип мышления включает в себя несколько подвидов.
Абстрактно-логические виды мышления в психологии | |
Теоретическое и практическое | Теоретическим мышлением является познание теории, которая включает в себя научные законы, правила, концепции, гипотезы. Суть практического мышления - в преобразовании окружающего мира. |
Аналитическое, реалистическое и аутистическое | Аналитическое (логическое) мышление осознанно, ограничено по времени, состоит из логических этапов. Реалистическое - сосредоточено на окружающем, подчинено правилам логики. Аутистическое – направлено на осуществление человеческих потребностей. |
Продуктивное и репродуктивное | Продуктивное – это воссоздание нового мыслительного продукта. Репродуктивное - это воспроизведение по шаблону. |
Непроизвольное и произвольное | Непроизвольное - смена образов в сновидениях. Произвольное – целенаправленность мысли. |
Рассмотрим на примерах абстрактно-логические виды мышления в психологии, кратко охарактеризовав каждый.
Мышление на уровне теории и практики
Варианты применения результатов и особенности вопросов определяют отличия мышления на теоретическом уровне и практическом.
![виды мышления в психологии кратко](http://www.syl.ru/misc/i/ai/167159/620891.jpg)
Результаты теоретического мышления не требуется применять в практической деятельности. Чаще всего это разработка методологии, изучение законов. Например, теория психологии: осмысление уже определенных кем-то законов, связей. Создание периодической таблицы Д.И. Менделеевым на базе систематизации данных о химических элементах.
Целью практического мышления, напротив, становится применение теории на практике, в реальной жизни. Работа психотерапевта состоит в помощи клиенту по разрешению конкретных проблем. Разнообразные виды мышления в психологии, схема анализа состояния, стратегия и приёмы для исцеления применяются врачом на практике. Или адвокат обдумывает выступление в суде. Из собранной информации он выделяет факты, позволяющие смягчить вину подзащитного. Одной из особенностей практического мышления является ограниченность во времени, то есть требуется применить быстро знания, любое понятие и виды мышления.
Психология специалиста, мастерство, профессионализм в каком-либо деле предопределены тем, как человек использует оба вида мышления. Взаимосвязь между ними делает деление на теорию и практику условным. Л. Рубинштейн считал, что мышление любого типа связано с практикой. Теория всегда строится на практическом опыте.
Творческий и репродуктивный типы мышления
Оригинальность результатов – это признак, по которому мышление делят на продуктивное и непродуктивное. Продукт мысли может быть творческим и нетворческим.
![виды мышления в психологии](http://www.syl.ru/misc/i/ai/167159/620884.jpg)
Нетворческий тип имеет еще одно название - репродуктивный. Репродукция – это повторение, то есть данный вид мышления заключается в повторении уже полученных кем-то результатов, возможно, с внесением своих «штрихов». При этом эффективность решения одной и той же задачи повышается.
По мнению А. Брушлинского, нетворческого мышления не существует, так как любой мыслительный процесс приводит к созданию нового.
В плане понимания творческого мышления интересна мысль английского врача Э. Боно: «Чтобы родить творческие мысли, надо думать около». Данный феномен был назван «боковым мышлением». Например, Лагранж придумал вариационное исчисление, когда слушал орган в церкви.
Д. Гилфорд сформулировал особенности творческого мышления:
- оригинальные и необычные идеи;
- способность проявить гибкость, увидеть ситуацию под другим углом;
- гибкость при сравнении новых идей.
Развитию творческого подхода препятствуют конформизм, боязнь критики и ошибок, тревожность, напряженность и завышенная самооценка.
Роль логики в мышлении
В зависимости от времени процесса мышления, его осознанности и наличия структуры выделяют логическое и интуитивное мышление. Логическому (аналитическому) свойственна развернутость во времени, четкость, его этапы всегда ясны. Интуитивное непредсказуемо, неосознанно и быстро протекает. Вычленить его этапы невозможно.
Логическое мышление работает на основе последовательности умозаключений. Оно подчиняется правилам логики. Логика предполагает изучение проблемы, ее анализ, целеполагание, выявление предположений и методики разрешения вопроса. Работа над проблемным вопросом строится по четкой логической схеме.
Интуиция
Феномен мышления на основе интуиции удачно охарактеризовал Эдгар По: «Дар обнаруживать ценные вещи, которые и не искал». Он подчеркивал, что многие великие открытия были сделаны непредсказуемо, благодаря случайностям и неожиданным событиям.
![понятие и виды мышления психология](http://www.syl.ru/misc/i/ai/167159/620887.jpg)
Мыслительная деятельность всегда была связана с его величеством случаем. Интуитивные виды мышления в психологии, примеры которых известны нам по Закону Фарадея, открытию радиоактивности супругами Кюри, способствовали многим интересным открытиям.
Случай не все определяет в мышлении. Даже интуитивные озарения имеют свои корни. Как считают ученые – специалисты в разных областях, случайности способствуют подготовленному уму. Например, не всякий человек, сидящий под яблоней и наблюдающий за падением плодов, сформулировал бы Закон всемирного тяготения, а исключительно И. Ньютон. Над решением проблемы тяготения он долго работал.
Существует гипотеза о том, что доминирование интуиции или логики в мышлении обусловлено генетически. По мнению ученых, люди с ведущим правым полушарием больше применяют интуицию, а с левым – логику.
Бессознательная мыслительная деятельность
Мышление – это не только уровень сознания, но и бессознательная сфера. Взаимодействия этих сфер и переходы мышления из первого состояния во второе и наоборот достаточно сложны.
![виды мышления в психологии примеры](http://www.syl.ru/misc/i/ai/167159/620889.jpg)
В результате взаимодействия сознания и бессознательного всегда приходит решение задачи. Для этого важно развивать целенаправленность мышления. Решение иногда приходит и как побочный продукт главной цели.
Взаимодействие осознанного и неосознанного – это связь прямого и побочного продуктов мыслительных действий. Неосознанное так же влияет на человека и его действия, хотя и не остается в сознании, не выражается через речь. Побочный (неосознанный) результат мышления образуется под влиянием тех же образов, явлений, но он не является важным для достижения цели.
Оперативное мышление
![основные виды мышления в психологии](http://www.syl.ru/misc/i/ai/167159/620892.jpg)
Особым видом мышления является оперативное, которое проявляется при ряде признаков:
- ограниченное время на решение задачи;
- тесная взаимосвязь восприятия и осмысления информации;
- информация и среда быстро меняются;
- оператор испытывает сильную эмоциональную и волевую нагрузку;
- оператор соотносит информацию об объекте с ранее накопленными знаниями и создает в мыслях четкий образ управляемого объекта.
Что такое аутистическое мышление?
Еще одним необычным видом мышления является аутистическое, названное так от слова «аутизм», что переводится как «полет фантазии», «полет в облаках» или «оторванность от реальности». Такой тип мышления предполагает слабую ориентацию на реальную жизнь и обстоятельства. Он не считается нормой, но и не является патологией (заболеванием): например, детские фантазии, оторванные от жизни, решение нереальных задач. Аутистическое мышление может быть свойственно не только ребенку, но и взрослому. В таком случае уже зрелый человек не принимает в расчет реальную ситуацию, игнорирует реальность и преподносит такое решение сложной задачи, которое ей не соответствует.
Заключение
Мышление – это познавательный процесс, свойственный интеллекту. Благодаря ему человек может изучить недоступные для органов чувств объекты и явления. Выделяет мыслительную деятельность среди других процессов познания такое свойство, как обобщенное отражение окружающего мира.
Все виды мышления в психологии целенаправленны и мотивированны. Потребности, интересы человека, его цели запускают мыслительные операции, что свойственно человеческой личности, а не просто мозгу. Совершенствование мышления всегда определяется активным стремлением развивать интеллект и желанием использовать свои способности.
Похожие статьи
- Основные формы мышления. Формы мышления в психологии
- Какие бывают типы и виды мышления? Как определить тип мышления человека?
- Основные виды мышления
- Абстрактное мышление в психологии
- Аналитическое мышление, его особенности
- Бред - это расстройство мышления: симптомы и методы лечения. Бредовое расстройство
- Аналитический склад ума - что это значит? Особенности и развитие