Кривая безразличия: история понятия, свойства, виды, анализ

Кривая безразличия – это совокупность комбинаций различных благ, каждая из которых имеют одинаковую полезность для потребителя. При повышении цены на один из равнозначных продуктов, он безболезненно перейдет на его аналог. Набор продуктов, который люди считают одинаково полезными, не является универсальным. Но совокупная кривая безразличия показывает, обладают ли рассматриваемые товары частичной заменимостью, являются субститутами или комплиментами.

кривая безразличия

Предельная полезность: кардиналистский подход

В классической экономике, которая базируется на исследованиях А. Смита и Д. Рикардо, принято рассматривать рационального человека. Считается, что он может с легкостью оценить полезность блага. Существует два основных подхода к ее измерению: кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый). Представители первого подхода (У. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас) считали возможным выведение дескретной или непрерывной функции полезности товара для отдельного потребителя. При этом они настаивали на том, что ютили (основные единицы оценки) являются субъективными показателями, поэтому построение совокупного графика не представляется возможным.

Достижения ординалисткого направления

Представители другого подхода – порядкового – часто выступали критиками полученных количественных результатов. Ф. Эджуорт, Е. Слуцкий, Р. Ален, Дж. Хикс считали, что цифровая оценка полезности является необъективной из-за несовершенства информации и переменчивости потребительских вкусов. Именно ординалистами была изобретена кривая безразличия для отражения совокупных субъективных вкусов с помощью специальной относительной шкалы. Полученный график показывает выбор между двумя комбинациями благ.

кривая безразличия показывает

История понятия

Идея графического представления предпочтений потребителя впервые пришла английскому экономисту Ф. Эджуорту в 1881 году. Ввиду неприятия постулатов кардиналистов, он стремился создать свою систему, которая не зависела бы от цифровой оценки полезности. Кривая безразличия – это линия, которая соединяет определенные наборы товаров в зависимости от их привлекательности с точки зрения потребителя. Если повторить аналогичные действия для всех комбинаций продуктов, то можно получить карту предпочтений или функцию совокупного спроса.

Основные свойства

График полезности в ординалистском подходе имеет четыре главных особенности:

  1. Кривые безразличия не пересекаются.
  2. При условии монотонных предпочтений чем выше расположен график, тем больше полезность у блага.
  3. Кривая безразличия может иметь как отрицательный, так и положительный наклон.
  4. При условии монотонных предпочтений на блага предельная норма замещения уменьшается при движении вдоль графика.

наклон кривой безразличия

Наклон кривой безразличия

Большинство свойств графика полезности зависит от того, какие продукты входят в исследуемый набор. Рассмотрим три основных примера:

  1. Оба продукта являются благами. В таком случае кривая безразличия будет вогнутой к началу координат, а ее наклон будет отрицательным. Чем выше она будет расположена, тем большей привлекательностью для потребителя обладает комбинация товаров.
  2. В набор входит благо и антиблаго (продукт с отрицательной полезностью). В этом случае кривая будет иметь положительный наклон.
  3. Оба продукта являются антиблагами. В этом случае наклон графика будет отрицательным и вогнутым к началу координат. Чем выше он расположен, тем меньше полезность комбинации товаров.

точки на кривой безразличия

Виды кривых безразличия

По графику также можно понять, каким количеством товара Y потребители готовы пожертвовать ради покупки дополнительных единиц блага X. Для продукции с нулевой предельной нормой замещения график – это прямой угол. Например, нельзя перестать покупать зубную пасту при ее подоражании, оставив в своей корзине только щётки. Для абсолютно взаимозаменяемых товаров (например, два вида аспирина) все точки на кривой безразличия образуют линию, которая пересекает оси X и Y. Это и есть два частных случая. Выпуклая от начала координат кривой – это основная форма, характерная для частично заменимых товаров. Примером таким товаров является кофе и чай, рис и гречневая крупа, белый и черный хлеб.

Графический анализ

Для рассмотрения потребительского равновесия на рынке используют бюджетные линии. Если кривая безразличия показывает предпочтения потребителей, то этот график – уровень доходов. Точка их пересечения отображает равновесное количество двух видов благ. Графический анализ проводят в три этапа:

  1. Исследование вкусов потребителя, которые влияют на его предпочтения в выборе продуктов. Вычисление коэффициента субституции (предельной нормы замещения). Данные о денежном доходе потребителя на этом этапе не используются.
  2. Анализ уровня доходов по виду бюджетной линии. Этот этап позволяет исследователю понять, какое количество благ доступно потребителю. Бюджетная линия показывает, что можно приобрести на заработанные деньги при сложившихся на рынке ценах.
  3. Определение рационального потребительского выбора, который обеспечивает максимальную совокупную полезность. При этом самой лучшей точкой пересечения является та, которая расположена выше других.

виды кривых безразличия

Вместе с бюджетной линией кривая безразличия является мощным инструментом анализа равновесия на рынке, помогая ответить на три главных экономических вопроса: что производить, как и для кого это делать.