Теория фирмы: разновидности и особенности

0
0

Неспроста еще несколько столетий назад, при зарождении экономической теории как науки, разрабатывались концепции поведения фирмы. Прошло время, но они по-прежнему актуальны, поскольку цель ведения бизнеса всегда одна – получение прибыли.

Немного о фирме

Если провести небольшой экскурс в историю, то первоначально под словом «фирма» подразумевалось отличительное название собственника того или иного магазина. Но прогресс не стоял на месте, развивались мануфактуры.

теория фирмы
Сегодня это уже субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий определенные функции и получающий за это прибыль, как гласит любая традиционная теория фирмы. Экономическая теория выделяет следующие признаки коммерческих предприятий:

  • самостоятельная и обособленная единица, ведет определенную деятельность;
  • имеет юридическую регистрацию согласно действующему законодательству;
  • вполне самодостаточна, и собственник вправе решать абсолютно любые вопросы, связанные с ее деятельностью;
  • имеет определенный штат сотрудников;
  • стремится к получению и максимизации прибыли;
  • оптимизирует продвижение своей продукции на конкурентоспособном рынке.

Поэтому можем сделать вывод, что сегодня это не просто отличительное название собственника, а вполне самостоятельная хозяйственная единица, которая в качестве юридического лица осуществляет определенную деятельность.

Теория фирмы как таковая

Существуют как современные, так и традиционные учения о предпринимательстве. Причем первые, как ни удивительно, в большей степени опираются на исторически сложившееся понимание бизнеса, в котором достаточно много внимания уделено несовершенству взаимодействия рынка капитала и товаров, поэтому управленцы зачастую преследуют не только типичные цели ведения дел.

неоклассическая теория фирмы

При этом теория фирмы в традиционном своем понимании больше направлена на усовершенствование путей максимизации прибыли в конкурентных условиях того или иного сегмента рынка.

Каждую из представленных мы рассмотрим отдельно в разрезе их разновидностей и особенностей.

Институциональная теория фирмы

Хочется вернуться к тем временам, когда зарождалась микроэкономика как наука в целом, которая активно используется и по сей день. Именно тогда и взяла свое начало неоклассическая теория фирмы, которая является одной из составляющих институциональной. Почему же прошло уже несколько столетий, прогресс перерос себя в несколько раз, а данное направление по-прежнему имеет своих приверженцев?

теория фирмы экономическая теория

Дело в том, что неоклассическая теория фирмы, как никакая прочая, имеет математическую подоплеку, подкрепленную массой формул и расчетов. В ней довольно много информации о том, как анализировать изменения внешних факторов, напрямую влияющих на деятельность субъекта хозяйствования. И, наконец, несовершенная конкуренция – явление ныне достаточно распространенное, и неоклассика наиболее детально рассматривает подобные условия для ведения бизнеса.

Традиционные теории

Теория фирмы в традиционном аспекте направлена на непосредственную максимизацию прибыли, как это отмечалось уже выше. Поскольку каждый собственник к этому и стремится, то данное направление активно используется до сих пор в предпринимательской деятельности. Наиболее традиционная теория полезна в своем учении при следующих условиях:

  • если компания достаточно крупная, имеет филиалы или дочерние подразделения, поэтому обособленные результаты деятельности слабо контролируются;
  • конкуренция весьма интенсивна, порой даже слишком;
  • высокая динамика цен на сырье, а впоследствии и на готовую продукцию;
  • если предприниматель смотрит на пути реализации деятельности, а не на конечный результат.

Но если ни одно из вышеперечисленных условий не соблюдено, то желательно сосредоточиться на конечных результатах, поскольку при грамотном управлении фирме ничего не угрожает.

Менеджеральная теория

Еще одна интересная теория фирмы, на которой хотелось бы остановиться подробней, – это менеджеральная. Она, как вы уже поняли из названия, объясняет качественное и эффективное управление, которое влечет за собой хорошие результаты.

институциональная теория фирмы
В основу данной концепции легли следующие предпосылки:

  • операционной деятельностью руководят высококлассные управленцы узкой направленности, которые ориентируются в этом гораздо больше, нежели собственники;
  • как правило, такой менеджмент направлен на увеличение объема продаж, который впоследствии приведет к максимизации чистой прибыли.

Предпосылки действительно заслужили право на существование. Поскольку, в связи с нынешней тенденцией, направленной на рост количества корпораций, не стоит полагаться на собственников, ведь фактически они всего лишь держатели уставных фондов и не всегда хорошие управленцы.

Поведенческая теория

Раз уж мы заговорили о корпоративных объединениях, то не стоит забывать о разнообразии целей, которые включает в себя каждая теория поведения фирмы.

теория поведения фирмы
Необходимо принять во внимание: каждая коммерческая организация – это в первую очередь коллектив, который стремится к единой цели, что в совокупности своей порождает ряд принципов:

  • рабочий класс всегда заинтересован в повышении оплаты собственного труда;
  • офисный персонал младшего звена, помимо хорошего оклада, также стремится к профессиональному развитию и карьерному росту;
  • менеджеры желают большей власти, повышения статуса и своей значимости для компании;
  • акционеры заинтересованы в высоких дивидендах;
  • собственник беспокоится о финансовой устойчивости компании.

Для того чтобы компания бесконфликтно существовала, держатель уставного капитала, как стратегический управленец, должен учитывать частные интересы сотрудников, которые, в свою очередь, должны совпадать с интересами фирмы.