Главный тормозной цилиндр. Тормозная система автомобиля

Главный тормозной цилиндр на автомобилях имеет ключевое значение, так как именно с его помощью в системе создается давление, необходимое для сжимания суппортов колес. Для того чтобы разобраться с тем, как правильно провести диагностику и ремонт этого узла, необходимо знать, из чего он состоит, какие элементы подвержены более всего износу и требуют особого внимания. Также вам потребуется узнать и о том, как провести прокачку тормозной системы после замены цилиндра.

Особенности главного цилиндра

главный тормозной цилиндр

Чтобы создать давление в тормозной системе, необходимо передать усилие, которое возникает при нажатии на педаль, поршню цилиндра. Стоит отметить, что усилие должно быть очень большим, а еще при трении колодок о диски возникает вибрация, которая прекрасно передается жидкостью. В результате этого педаль начинает дребезжать, нога испытывает удары, особенно при езде по неровной дороге.

Для этой цели предусмотрен вакуумный усилитель тормозов, который устанавливается между педалью и цилиндром. Он позволяет избежать появления ударов, а также увеличивает силу нажатия. В результате нажатие на педаль не требует хорошей физической подготовки, эффективность торможения улучшается. На первых автомобилях ВАЗа, например, модели 2101, отсутствовал вакуумный усилитель. Кто ездил, тот знает, какое усилие необходимо приложить, чтобы произвести остановку. Да и чувствительность оставляет желать лучшего.

Основные элементы

ремкомплект главного тормозного цилиндра

Основа цилиндра – это металлический корпус. В нем имеются три отверстия с резьбой, к которым подключаются тормозные трубки. Две направлены на передние колеса, а одна - к задним. Также имеются две трубки, предназначенные для соединения с расширительным бачком. Главный тормозной цилиндр 2109 соединяется с ним напрямую, без использования гибких шлангов.

Внутри узел разбит на две камеры, в которых находятся два поршня. Они связаны между собой, благодаря чему обеспечивается равномерное создание давления во всех контурах системы. На поршнях имеются манжеты из резины. Они необходимы для герметизации, дабы жидкость не вытекала из корпуса. Крепление к вакуумному усилителю производится при помощи шпилек на последнем. Замена главного тормозного цилиндра заключается в том, чтобы провести отключение от системы старого и поставить новый.

Как диагностировать неисправности

главный тормозной цилиндр ваз

Поломок у тормозного цилиндра не очень много, а если точнее, две – образование течи и разрушение металлических элементов (например, пружин). Стоит заметить, что последнее случается крайне редко, намного чаще появляются течи тормозной жидкости. Причем в отдельных случаях заметить их сразу не получается, так как все уходит в вакуумный усилитель.

Но основной признак заметен сразу – жидкость уходит из расширительного бачка. Первым делом внимательно осмотрите тормозные трубки и шланги, затем суппорты. Если на них не обнаружите подтеков тормозной жидкости, то можно делать вывод о том, что уплотнительные резинки цилиндра пришли в негодность, то есть стерлись. Возможно, ремкомплект главного тормозного цилиндра, используемый при последнем ремонте, был низкого качества.

Снятие цилиндра

цена главного тормозного цилиндра

На автомобилях ВАЗа снимать главный тормозной цилиндр приходится довольно редко, так как это надежный узел, если за ним следить, то прослужит он много лет. Но если возникла такая необходимость, то вам потребуется обратить внимание на то, когда была проведена последняя замена тормозной жидкости. Рекомендуется делать это примерно один раз в два года, не реже. Дело в том, что в ней содержатся присадки, которые улетучиваются под действием высокой температуры (а представьте, как нагревается жидкость во время сжатия). И эффективность торможения без присадок становится все хуже.

Сначала слейте тормозную жидкость из системы и снимите расширительный бачок. Для выкручивания тормозных трубок следует воспользоваться спецключом обжимного типа. Обратите внимание на то, что грани наконечников трубок сделаны из мягкого металла, при попытке выкрутить рожковым ключом они слижутся. И провести снятие узла окажется проблематичным. После отсоединения трубок можно смело выкрутить две гайки, которыми крепится цилиндр к усилителю тормозов. Теперь узел готов к проведению ремонта.

Стоит ли устанавливать ремкомплект главного тормозного цилиндра?

замена главного тормозного цилиндра

На этот вопрос ответить довольно сложно, но если вдаться в подробности, то окажется, что комплект для ремонта не способен улучшить состояние тормозной системы. И для этого есть несколько причин. Сравните с цилиндром и поршнем двигателя внутреннего сгорания. У них имеется один общий параметр – ремонтный размер. Другими словами, при наличии выработки на поверхности цилиндра ДВС необходима расточка гильзы и установка больших по диаметру поршней. В итоге все размеры совпадают, герметичность на высоком уровне.

А теперь обратите внимание на тормозной цилиндр. На его внутренней поверхности также присутствует выработка. Но поршень при ремонте остается тем же, меняется лишь уплотнительное кольцо. Во-первых, оно может быть изготовлено из низкосортной резины, которая под действием жидкости разрушится. Во-вторых, его размер может не соответствовать диаметру цилиндра. Да и шанс наткнуться на подделку крайне высок. Гораздо эффективнее окажется замена всего агрегата. Впрочем, цена главного тормозного цилиндра не сильно кусается, для автомобилей ВАЗ 2108-21099 она колеблется в интервале 700-800 рублей, в зависимости от производителя и продавца.

Разборка и сборка узла

Чтобы извлечь из корпуса цилиндра поршни, пружины, шток, вам потребуется выкрутить два болта в нижней части. Они предназначены для фиксации, чтобы поршни не выпадали из корпуса. Желательно придерживать пальцем отверстие в цилиндре. Просто так этот механизм не разбирается, на это должны быть веские причины. Обычно это появление течи, поэтому замена резиновых уплотнителей проводится при разборке. Стоит отметить, что кольца необходимо менять в любом случае, совершенно не важно, в хорошем ли они состоянии.

Даже если оно близко к идеальному, во избежание проблем требуется их менять. После проведения ремонта весь узел собирается в обратном порядке, не допускайте попадания грязи, пыли, посторонних предметов в цилиндр. Это приведет к его разрушению. Установите цилиндр на усилитель тормозов и подключите к нему трубки, расширительный бачок. А дальше самая сложная процедура – прокачка. Нереально заменить главный тормозной цилиндр ВАЗа и не сделать прокачку.

Прокачка тормозной системы

главный тормозной цилиндр 2109

После окончания сборки удостоверьтесь в том, что все соединения затянуты и герметичны. Вам потребуется напарник для этой процедуры, от него нужно лишь, чтобы он по вашей команде выжимал педаль тормоза. Начинайте всегда прокачку с дальнего колеса (с правой стороны заднее), затем прокачайте второе заднее, после чего с правой стороны переднее. Левое переднее колесо прокачивается в самую последнюю очередь. Наберите в небольшую баночку тормозную жидкость, возьмите прозрачную трубку (за неимением подходящей можно воспользоваться отрезком трубки, к которой подключены омыватели ветрового стекла).

Наденьте один конец трубочки на прокачной штуцер, а второй опустите в баночку с жидкостью. Так вы сможете наблюдать, идет ли из системы воздух. Напарник делает 5-6 нажатий на педаль тормоза, после чего фиксирует ее в выжатом состоянии. В это время вы отворачиваете штуцер на половину оборота, позволяя выйти воздуху. Закручиваете, и помощник опять нажимает педаль. И так до тех пор, покуда в системе не останется воздуха. Только следите за уровнем жидкости в бачке, иначе повторять процедуру потребуется заново.