Профориентация в школе и ее структура

Структурно профориентация в школе делится на три основных элемента: профинформацию, профконсультацию и профотбор.

Структурные элементы профориентационной работы

Профинформация и профконсультация учащейся молодежи могут проводиться в средней общеобразовательной школе и специальных средних учебных заведениях. Профотбор относится к компетенции производства и научно-исследовательским учреждениям и может быть организован на предприятиях и в хозяйствах, а также в специальных профконсультационных пунктах или лабораториях.

профориентация в школе

Общеобразовательная средняя школа – это центр всей профориентационной работы, так как именно школа гарантирует высокий уровень образования молодого поколения, как общего, так и политехнического. Профориентация в школе воспитывает у молодежи моральную готовность работать. Также она формирует трудовые навыки и основания для сознательного выбора профессии.

Что включает работа по профориентации в школе?

  • Знакомство школьников с самыми разными ветвями народного хозяйства и производства как на уроках трудового обучения, так и вне стен школы.
  • Формирование у школьников различных навыков и умений, которые необходимы для выполнения разных видов труда в промышленных условиях.
  • Ознакомление учащихся с самыми распространенными и популярными профессиями.
  • Раскрытие и изучение склонностей, интересов, желаний, способностей, а также физических и психических возможностей подростков.
  • Ознакомление школьников с требованиями, которые ставят определенные профессии к формату технических, специальных и общеобразовательных знаний, навыков, умений и содержанию работы будущих специалистов.
  • Предоставление учащимся поддержки в профессиональном самоопределении посредством педагогической консультации о профессиях, их требованиях, об учебных заведениях, где можно овладеть соответствующими профессиями, об условиях труда и тому подобное.
  • Последующий анализ и разбор эффективности примененных ранее средств педагогического воспитательного воздействия.

работа по профориентации в школе

Эффективность профориентационной работы в школе

Для того чтобы профориентация в школе осуществлялась эффективно, важно соблюдать следующие основные требования:

  • Профориентация должна строиться на основе тщательного учета текущих и высокоперспективных потребностей производства в кадрах рабочих на местах, на основе анализа профессиональной структуры производства и хозяйства. Профориентация невозможна без тщательного изучения способностей, склонностей, интересов и состояния здоровья школьников.
  • Профориентация в школе должна быть органически связана со всем учебно-воспитательным процессом, опираться на общеобразовательную и трудовую подготовку учащихся. Это обеспечивает их широкий политехнический кругозор и облегчает сознательный выбор профессии.

Мероприятия по профориентации в школе

В осуществлении мероприятий по профориентации в школе следует настраивать тесные связи школы с производством, с общественными и государственными организациями.

план по профориентации в школе

Профессиональную ориентацию в общеобразовательной школе следует рассматривать как базисную составляющую всей системы воспитательной работы, а не как совокупность отдельных мероприятий, к тому же связанных только с выпуском учеников. Она имеет тесное отношение к процессу формирования всестороннего развития личности, подготовке учащихся к жизни, к труду и воплощается в действительность планомерно посредством учебной и внеклассной работы в школе. Неправильной является позиция тех, кто совмещает профориентацию только с внеурочной работой. Основная предпосылка профориентационной работы - воспитание у учащихся любви к труду, активного желания и потребности участвовать в общественно полезном и особенно в производительном труде. Такую работу следует проводить с детьми уже с начальных классов, закладывая надежную основу для последующей профессиональной ориентации учащихся.

Профориентационная работа в школе

В 1-4-м классах учащиеся приучаются любить и уважать труд, знакомятся с самыми распространенными профессиями своего района, профессиям родителей. У детей формируются определенные трудовые умения. В 5-8-м классах вводится более систематическое ознакомление учащихся с профессиями, их содержанием, изучаются и направляются их интересы, таланты и способности, организовывается соответствующая трудовая деятельность. В 9-м классе обобщаются результаты профориентационной работы прошлых лет, уточняются профессиональные намерения и составляется план по профориентации в школе. Определяется будущий вид обучения, проводится систематическое ознакомление учащихся с различными профессиями.

мероприятия по профориентации в школе

В 10-11-м классах завершается профориентация в школе учащихся, обобщаются знания о профессии и специальности, развиваются интересы, таланты, склонности и способности школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого из них, обеспечивается подготовка и возможность участия их в практической деятельности.