Календарное планирование по ФГОС в ДОУ, в младших классах школы

Календарный план разрабатывается на основе перспективного и годового. В ходе образовательного процесса он дополняется в соответствии с наблюдениями за детьми, их оценкой. Внесение изменений осуществляется и на основании бесед с родителями и другими воспитателями или педагогами. Рассмотрим далее, как осуществляется календарно-тематическое планирование по ФГОС. календарное планирование

Общие сведения

Зачем нужно календарное планирование? На каждый день и на неделю у воспитателя или педагога должны быть предусмотрены разного рода мероприятия. Они включают в себя различную деятельность на стадиях ознакомления, изучения, закрепления и последующего практического использования полученных знаний. Календарное планирование по ФГОС осуществляется в соответствии с общей программой. Однако вместе с этим в большей степени определяется потребностями и интересами детей, исходит из наблюдений, текущего контроля, формируется в диалоге с родителями. Календарное планирование позволяет реализовать индивидуальный и дифференцированный подход конкретно к каждому ребенку.

Особенности составления

За всю историю педагогической практики календарное планирование выполнялось различными способами. Сравнительно недавно у воспитателей были специальные тетради. Листы были разделены на две части. Справа писался непосредственно план, а слева – велся учет осуществленных мероприятий. Однако с течением времени изменялись стандарты, образовательные программы, повышался уровень профессионализма воспитателей и педагогов. Вместе с этим совершенствовались способы составления планов. Они упрощались, модернизировались. Однако наряду с положительными моментами, отмечается и негативная сторона преобразований. Сегодня зачастую календарные планы неконкретны, размыты, схематичны. В некоторых случаях сам педагог или воспитатель не в состоянии разобраться в написанном, не может сориентироваться в мероприятиях, которые следует проводить в тот или другой день. Бывает и так, что из виду упускаются какие-то важные разделы, формы работы. календарное планирование в средней группе

Основные принципы

В ходе аттестации воспитателя либо педагога одним из первых мероприятий является ознакомление с календарным планом. По тому, как он составлен, видна грамотность специалиста, его умение анализировать события, профессионализм, понимание индивидуальных и возрастных особенностей подопечных, знание методик. Календарное планирование выполняется в соответствии с общими требованиями. Работа должна проводиться отдельно на каждую возрастную категорию детей. Основные различия при этом будут состоять в программном материале, способах ведения работы (продолжительности и количестве занятий, приемах обучения и так далее). К примеру, календарное планирование в старшей группе ДОУ будет ориентировано на подготовку детей к начальной школе. Составление схемы мероприятий и занятий осуществляется с учетом:

  • Конкретных обучающих условий, уровня развития каждого ребенка, возрастного состава.
  • Процесса воспитания.
  • Цикличности, последовательности и регулярности мероприятий. календарное планирование по фгос

Алгоритм составления

Календарное планирование осуществляется по определенной схеме. В ходе процесса особое значение имеет оформление и последовательность предполагаемых мероприятий. Алгоритм составления плана следующий:

  1. Титульный лист.
  2. Перечень детей в группе.
  3. Порядок работы с родителями (его можно составить в отдельной тетради).
  4. График проведения занятий на неделю.
  5. Схема специальных мероприятий.
  6. План совместной деятельности с детьми.
  7. Мероприятия для самостоятельной реализации воспитанниками.
  8. Планирование гимнастик.
  9. Мероприятия по безопасности, режим интеллектуальной и двигательной нагрузки.

Календарное планирование должно охватывать три стороны воспитательной деятельности:

  1. Организованный процесс обучения. Он включает в себя систему подгрупповых и фронтальных занятий, согласно сетке и программе.
  2. Совместную деятельность детей и воспитателей.
  3. Разработку мероприятий самостоятельной деятельности воспитанников. календарно тематическое планирование по фгос

Работа с родителями

Календарное планирование мероприятий осуществляется на неделю либо месяц. Необходимо четко определить конкретные задачи для воспитателей, установить время проведения занятий. В этом разделе следует изложить не только те мероприятия, которые будут проводиться непосредственно педагогом группы, но и прочими специалистами ДОУ. Независимо от того, кем будет проводиться занятие, в качестве его организатора в любом случае будет выступать воспитатель. Работу можно распланировать в разных вариантах:

  • Собрания с родителями.
  • Групповые либо индивидуальные консультации.
  • Тематические выставки.
  • Семинары-практикумы.
  • Совместные праздники. Эпизодические беседы.
  • Экскурсии.
  • Анкетирование.
  • Участие родителей в проведении общесадовских мероприятий и так далее.

Количество необходимых мероприятий определяется самостоятельно педагогом. Работа с родителями должна строиться согласно годовым задачам учреждения. календарное планирование на каждый день

Сетка занятий

Для детей в ясельном возрасте проводится не больше десяти занятий. Продолжительность каждого – 8-10 минут. Рекомендовано проводить по одному занятию в первой и второй половинах дня. Проведение их целесообразно с подгруппами из 5-6 детей. Для малышей 1 мл. гр. рекомендовано 10, 2 мл. гр. – 11 занятий в неделю. Календарное планирование в средней группе выполняется с расчетом на проведение 12 обучающих мероприятий. Для детей следующей возрастной категории предусмотрено 15 занятий. В подготовительной группе проводят 17 обучающих мероприятий. В ник, в том числе включены занятия допобразования. Вне зависимости от того, для какой категории детей осуществляется календарное планирование (в средней группе, яслях, подготовительной и пр.) количество мероприятий физкультурно-оздоровительного цикла должны занимать 50% общего времени.

Совместная деятельность воспитателя и детей

Она включает в себя мероприятия в утренние часы, прогулки. Совместная деятельность воспитателей и детей предполагает обязательную взаимосвязь с организацией обучения. В процессе мероприятий педагог осуществляет подготовку детей к последующему усвоению знаний. Вместе с этим, воспитатель заполняет эту деятельность содержанием, нереализованным на занятиях. В ходе совместных мероприятий осуществляется закрепление, углубление, уточнение умений, представлений и понятий. Данный раздел считается весьма насыщенным, в нем должны присутствовать обязательные действия на каждый день:

  • Индивидуальный диалог.
  • Совместная двигательная активность (в группе и на улице).
  • Рассказывание либо чтение.
  • Творческие игровые занятия.
  • Наблюдения.
  • Развивающие игры, дидактические упражнения.
  • Разные виды труда.
  • Музыка.
  • Художественно-продуктивные мероприятия.
  • Психогимнастика.
  • Познавательные пятиминутки.

Деятельность педагога и детей целесообразно расписать в соответствии с режимными отрезками. календарное планирование 4 класс

Разработка утренних мероприятий

Основной задачей воспитателя в этот временной отрезок выступает включение детей в ритм ДОУ, формирование бодрого настроения. В утренние мероприятия, в этой связи, необходимо включить эмоционально-стимулирующее занятие – гимнастику. Работа может проводиться и в подгруппах, и индивидуально. Если предполагаются фронтальные занятия, то в них могут быть включена спокойная деятельность, хороводы и так далее. Утренний прием считается наиболее благоприятным временем для индивидуального общения воспитателя и ребенка. Отличительной особенностью диалога выступает его непринужденность. При этом внимание акцентируется на любознательность и интерес ребенка, занимательность содержания и формы занятий. В утренние часы осуществляется работа по корректировке и развитию правильного произношения звуков, устной речи, выработке интонации. В число мероприятий входят и физическая активность. В случае необходимости провести индивидуальные занятия, в план вносятся имена детей и суть работы. Утренний отрезок включает в себя:

  • Игры.
  • Беседы.
  • Рассматривание иллюстраций и предметов.
  • Наблюдения.

Целесообразно планировать короткие беседы с отдельными детьми или группами на темы, которые были намечены заранее, или предложены самими воспитанниками. Это могут быть рассказы о близких людях, различных доступных предметах из жизни, книгах, игрушках и так далее. Зачастую в ходе этих бесед дети рассматривают иллюстрации. С каждым годом круг обсуждаемых тем расширяется, усложняется ход самих занятий. Например, беседы могут проходить как с рассматриванием картинок, так и без него, обсуждаться могут более сложные предметы или явления (времена года, городская жизнь и так далее). календарное планирование 1 класс [

Начальная школа

Календарное планирование в этот период имеет свои особенности. Для каждого предмета составляется своя схема с учетом специфики. Рассмотрим кратко, как выполняется календарное планирование:

  • 1 класс. Форма занятий с детьми выбирается преимущественно игровая. Для каждого предмета выделяется определенное количество часов. По итогам года выполняется календарное планирование.
  • 2 класс. Программа усложняется, уменьшается объем игровых форм, усиливается акцент на теоретический материал. Количество часов по предмету также увеличивается.
  • 3 класс. В программу включаются мероприятия, направленные на развитие внутреннего потенциала детей, дисциплину. Теоретические занятия подкрепляются практическими наблюдениями. По результатам учебного года осуществляется календарное планирование.
  • 4 класс. Мероприятия направлены на развитие познавательного интереса учащихся, укрепление школьной дисциплины.

Пример

Календарно-тематическое планирования по физическому воспитанию учащихся первого-четвертого классов:

  1. На преподавание отводится три часа в неделю, 105 ч/год для 2-4 кл., 99 – для первого.
  2. Разделение программного материала на два блока: вариативный и базовый. Первый включает в себя материал по подвижным занятиям. В базовой части предусмотрен обязательный образовательный минимум по предмету.

Программа усложняется по разделам ежегодно посредством увеличения сложности элементов на основе пройденных ранее. Одной из основных особенностей педагогического процесса в начальных классах выступает оценивание детей. Оно начинается со 2-го полугодия 1 кл. цель физического воспитания:

  1. Укрепление здоровья.
  2. Совершенствование возможностей функционального характера.
  3. Развитие физических способностей и качеств.

Задачи воспитания

Они направлены на:

  1. Укрепление здоровья детей, улучшение осанки, усиление приспособленности организма к различным внешним факторам, профилактику плоскостопия.
  2. Развитие координации.
  3. Формирование знаний о режиме дня, личной гигиене.
  4. Приобщение к самостоятельному выполнению упражнений.
  5. Выработку знаний о наиболее популярных видах спорта.
  6. Воспитание дисциплинированности, умения взаимодействовать и уважительно относиться к одноклассникам.