Линейная и воздушная перспектива в рисунке

К счастью, умение правильно изображать пространство и заполняющие его предметы – навык приобретаемый. Перспектива в рисунке изучается по теориям и формулам; как когда-то в школе все учились правильно писать и считать, так же можно научиться правильно рисовать и писать картины.

Понятие перспективы

Перспектива относится не только к рисованию и другим видам изобразительного искусства. По сути, это техника правильной передачи пространственного объема в плоскости. Применимо к изобразительному искусству, перспектива в рисунке и живописи – это художественное искажение пропорций предметов и тел в соответствии с их визуальным восприятием.

перспектива в рисунке

Впервые о более реалистичном отображении реальности в рисунке художники задумались в эру Проторенессанса, а к закату эпохи Высокого Возрождения уже существовали разработанные теории, виды и правила перспективы. Они фокусировались не только на форме предметов, но и на их цветовой гамме и уровне детализации.

Виды перспективы

До того как воздушная и прямая линейная перспектива в рисунке стала нормой, картины, которые были в основном иконами, писались по стандартным правилам с огромным количеством условностей в изображении. Очень часто использовалась обратная перспектива, что делало изображения искаженными и «плоскими».

После оформления основных правил для линейной и воздушной перспективы в искусстве появилась потребность в более сложных и комплексных изображениях, где требовалось изменение объекта в соответствии с другими условиями. Так, понятие перспективы получило более сложное определение, которое уже непросто было разделять на линейную и воздушную.

перспектива в рисунке

В современном искусстве разделяют несколько видов перспективы – одни из них относятся к изменению формы изображаемого объекта, другие – к искажению цветовой палитры.

Изменение формы объектов

В зависимости от удаления, угла зрения и поверхности, на которой изображаются объекты, используются различные виды перспективы, среди них:

1. Линейная перспектива – геометрический способ построения пространственных предметов на плоскости с помощью прямых линий. Для линейной перспективы важен центр – неподвижная точка (или несколько), в которой сходятся линии, проходящие по предметам, уходящим вдаль от переднего плана.

Существует несколько типов линейной перспективы:

  • Прямая – центр перспективы находится на линии горизонта, который совподает с уровнем глаз смотрящего. В эту точку сходятся все линии, проложенные сквозь равномерно отдаляющиеся от переднего плана объекты.
  • Обратная – центр перспективы находится у глаз смотрящего, поэтому кажется, что объекты при удалении увеличиваются и расширяются. Обратная перспектива использовалась в византийской и русской иконописи и рассчитана на создание символического образа «незначительности» смотрящего по сравнению с изображаемой реальностью. При использовании обратной перспективы может быть более одной линии горизонта, а также множество неподвижных точек зрения.
  • Угловая – используется при передаче пространственного изображения объекта, стоящего под углом к смотрящему. Геометрическое построение угловой перспективы гораздо сложнее прямой или обратной.

линейная перспектива в рисунке

2. Панорамная перспектива – используется для построения изображений на цилиндрической или сферической поверхности. При использовании панорамной перспективы точка зрения расположена в самом центре окружности, линия горизонта при этом определяется непосредственным или желаемым уровнем глаз смотрящего.

3. Сферическая перспектива – искажение реального пространства, при котором центр перспективы находится всегда на уровне глаз смотрящего и в самом центре изображения. Единственные прямые линии в сферической перспективе – главная вертикаль, линии горизонта и глубины. Все прямые линии сходятся в центральной точке, а линии, не проходящие через нее, имеют изогнутую форму, причем чем ближе к краю изображения, тем сильнее изгиб.

Изменение цвета объектов

При удалении, приближении, угловом или изогнутом расположении объекта меняется не только его форма, но и палитра его цветового изображения. За тональные, текстурные, фактурные и цветовые искажения отвечают два вида перспективы – тональная и воздушная.

Тональная перспектива рассматривает изменение тональности поверхности объекта. Под тональностью подразумеваются оттенки, текстура, фактура, четкость и контрастность изображаемого. Тональная перспектива применяется в живописи и фотографии, в рисунке, особенно пейзажном, используются правила воздушной перспективы. Фактически правила они включают в себя также и правила тональной, поэтому начинающим художникам советуют заострять внимание именно на ней.

воздушная перспектива в рисунке

Воздушная перспектива в рисунке и живописи рассматривает цветовое и тональное искажение объектов при их удалении от глаз смотрящего. Также правила рассматривают расплывчатость и нечеткость форм отдаленных предметов и изменение их контуров.

Линейная перспектива в рисунке

В рисунке существует понятие фронтальной линейной перспективы, к которой относятся прямая и обратная, а также угловой перспективы, которая строится с помощью прямых линий, но по другим правилам. Обратная перспектива очень редко используется в рисунке и живописи, поэтому ее правила изучаются лишь при глубоком знакомстве с предметом.

При построении прямой линейной перспективы действуют два основных правила:

  1. При удалении от точки зрения предметы уменьшаются в размере. Из этого правила следует, что объект, расположенный на переднем плане рисунка, будет значительно больше, чем такой же объект, изображенный на дальнем плане.
  2. Параллельные линии, удаляющиеся от глаз наблюдателя вдаль, соединяются в «точке пересечения», которая расположена на линии горизонта.

перспектива улицы рисунок

Правило первое

Главный признак первого правила линейной перспективы – равномерно уменьшающиеся объекты, при их удалении от глаз смотрящего. Ориентируясь на это правило, художники строят композицию рисунка, например, перспектива улицы – рисунок может вмещать лишь ее часть (буквально несколько домов), длинный отрезок или улицу полностью.

От выбора композиции зависит, сколько объектов будет изображено. То, как реалистично и объемно будет выглядеть изображение, зависит от того, как построена перспектива улицы. Рисунок может выиграть или потерять от выбранного количества объектов и все это зависит лишь от перспективы.

Для первого правила важно корректно подобрать точку зрения, то есть позицию, с которой художник пишет картину, а также уровень глаз автора рисунка и то, как тзображение должно восприниматься зрителем. От точки зрения зависит ракурс и поле зрения, от которых, в свою очередь, зависит и перспектива рисунка.

линейная и воздушная перспектива рисунки

Правило второе

Построение линейной перспективы производится с помощью исключительно прямых линий. При этом не только параллельные прямые сходятся в определенной точке на линии горизонта, но и все линии, имеющие горизонтальное направление. Если провести прямые сквозь все основные объекты рисунка, направив их горизонтально вдаль, то все они соединяются в одной точке.

Для второго правила линейной перспективы особое значение имеет линия горизонта. Правильно строить ее на уровне глаз художника, если это рисунок с натуры, или на уровне глаз «смотрящего» — вымышленного персонажа, чьими глазами наблюдается происходящее. Набросок моря, сделанный лежа на песке, и вид города с высоты птичьего полета - пейзаж в перспективе. Рисунок, однако, выполняется с кардинально разных точек зрения, и потому отличается уровень линии горизонта и, соответственно, построение перспективы.

Построение угловой перспективы

Угловая перспектива – это вид линейного геометрического построения, которому необходима линия горизонта и две точки на ней. При построении угловой перспективы важно уметь выносить горизонт далеко за пределы рисунка.

На одном рисунке объекты могут быть расположены к зрителю как фронтально, так и под углом, поэтому важно знать, как работает угловая перспектива. Для ее правильного построения нужна длинная линия горизонта, выступающая за обе вертикальных рамки рисунка. Необязательно прокладывать физически существующую прямую, достаточно уметь ее четко представить.

дом в перспективе рисунок

Сквозь все видимые грани углового объекта необходимо провести несколько прямых линий. Например, нужен угловой дом в перспективе, рисунок при этом изображает не только этот дом, но и улицу, или часть городского пейзажа. Обычно, у расположенного под углом дома видны две грани; прямые проводятся по каждой горизонтальной поверхности обеих граней: двери, окна, карнизы, крыша и другие. При правильной проекции углового объекта все прямые, проходящие через правую его грань, пересекутся в одной точке на линии горизонта; эта точка обычно находится за пределами рисунка. То же самое произойдет с прямыми, пересекающими левую грань объекта.

Воздушная перспектива в рисунке

Основные правила воздушной перспективы позволяют правильно оформить тональность рисунка и передать объем. Среди важных для каждого художника правил воздушной и тональной перспективы есть несколько основополагающих, без знания которых невозможно правильное изображение пространства в рисунке.

пейзаж в перспективе рисунок

Эти правила звучат следующим образом:

1. Оттенок изображаемого объекта изменяется при удалении от первого плана. Темные предметы вдали кажутся более светлыми, а светлые становятся темнее.

2. В зависимости от плотности воздуха, времени суток и яркости света отдаленные объекты изображаются с добавлением оттенков белого, серого, синего или фиолетового. Это связано с тем, что воздух никогда не бывает прозрачным, и если вблизи плотность не влияет на цветовую гамму, то объекты на дальнем плане проходят через призму различных примесей.

3. Закон контуров — еще Леонардо да Винчи говорил о том, что отдаленные предметы не могут обладать такими же четкими контурами, как и те что находятся на первом плане. Следовательно, объекты, изображенные на первом плане, обрисовываются резким, четким контуром, объекты второго плана более мягким, а дальний план рисуется с совершенно размытыми контурами.

4. Закон деталей — человеческий глаз не способен различать мелкие особенности предметов на большом расстоянии, поэтому ближайшие объекты рисунка должны быть более детальны, чем отдаленные, дальний план изображается с их минимальным количеством.

5. Закон объема — ближайшие к глазу зрителя предметы должны изображаться объемно, а отдаленные — плоско.

6. Закон цветового тона — палитра первого плана рисунка более богата и детальна, чем палитра второго и дальнего планов. Для одноцветных изображений (литография, гравюры, рисунки карандашом) перспектива цветового тона фокусируется на игре света и тени.

Чтобы подвести итог, рисунок улицы или городской пейзаж будет смотреться нереально, если каждый объект будет изображен с присущими ему тональными нюансами и правильной формой. Линейная и воздушная перспектива, рисунки и картины, выполненные по правилам, позволяют передать объемную реальность на горизонтальный лист бумаги так, чтобы изображение не потеряло присущее пейзажу ощущение пространства.