Закон единства и борьбы противоположностей в философии

Закон единства и борьбы противоположностей – один из основополагающих законов философии. Окончательно сформулированный в XIX веке представителями немецкой философии (Гегелем, Марксом, Шеллингом, Энгельсом) он дает представление о диалектическом познании человеком окружающего мира, о сути и законах происходящих в окружающем мире событий.

Закон единства и борьбы противоположностей в философии: основные этапы развития

Закон единства и борьбы противоположностей

Такие понятия, как «противоречия» и «противоположности», их сущность и взаимодействие друг с другом рассматривались еще в философии античности. Впервые о диалектике, то есть о разделении всех предметов, явлений и процессов, писал еще Гераклит Эфесский, а вот последователи Зенона рассматривали противоречие как один из основных способов доказательства или опровержения таких философских проблем, как многообразие и динамика.

В эпоху Средневековья о противоположностях - как об одном источнике развития - не могло быть и речи, так как одной из сторон в любом процессе был абсолют. А вот в эпоху Возрождения закон единства и борьбы противоположностей (хотя такого названия еще, естественно, не существовало) вновь стал затрагиваться в работах философов. Д. Бруно, например, указывал, что противоположные на первый взгляд характеристики могут весьма продуктивно сосуществовать друг с другом. Подобных мыслей придерживался и Н. Кузанский.

Единство и борьба противоположностей закон диалектики

Являющийся краеугольным камнем диалектики, закон единства и борьбы противоположностей стал одним из основных постулатов немецкой классической философии. Первым подступился к этой проблеме И. Кант, однако он ограничился тем, что объяснял противоположное в окружающем мире наличием разрыва между субъектом и объектом. Дополнить его взгляды и преодолеть бросающееся в глаза противоречие стремились его последователи – Шеллинг и Фихте, однако окончательно эту проблему разрешил Гегель.

Диалектические законы Гегеля

Гегель – один из крупнейших немецких философов за всю историю. Он не только свел воедино все накопленные до него философские представления, выразив их в виде идеалистических положений, но и заложил основы для дальнейшей разработки конкретных понятий и категорий.

Закон единства и борьбы противоположностей примеры

Ядром его идеалистической концепции служат три диалектических закона, системообразующую роль среди которых играет закон единства и борьбы противоположностей. Чтобы стала понятна его суть, Гегель сначала рассматривает два основных понятия – тождество и различие, которым, по мнению ученого, обладают любые явления и предметы.

Под тождеством понимается то, что рассматриваемый предмет, явление или процесс есть именно оно, а не что-то другой. Различие, в свою очередь, это внутреннее качество предмета, которое стремится выйти за его рамки. Борьба между тождеством и различием составляют основу всеобщей динамики, то есть развития.

Два других диалектических закона – онтологического отрицания отрицания и постепенного перехода в качественные изменения количественных– дополняют и расширяют закон единства и борьбы противоположностей в философии Гегеля.

Разновидности борьбы противоположностей

Вслед за Гегелем многие философы и ученые, представлявшие конкретные научные дисциплины, стали находить примеры борьбы противоположностей в самых различных областях жизни и областях знания. К основным их разновидностям можно отнести следующие.

Во-первых, это борьба, которая имеет положительный результат как для одной, так и для другой стороны. Примером могут служить спортивные соревнования, где соперничество заставляет людей совершенствоваться, переходить на более высокий уровень.

Закон единства и борьбы противоположностей в философии

Во-вторых, диалектический закон единства и борьбы противоположностей может выражаться в антагонизме, когда выживаемость одной стороны возможна только в случае смерти другой.

В-третьих, борьба может вести с явным преимуществом одной из сторон, когда полное уничтожение соперника невыгодно. Все дело в том, что неоднократно доказывая свое преимущество, доминирующая сторона использует свои победы для своего дальнейшего развития.

Онтологические основы закона

Диалектические законы Гегеля рассматривают прежде всего проблему бытия. Так онтологическая суть закона единства и борьбы противоположностей включает в себя такое положение, что все объекты, явления и процессы окружающего мира, являющиеся едиными (или тождественными) по своей внутренней сущности, заключают в себя противоположные начала (верх и низ, день и ночь, черное и белое).

Именно такая внутренняя сущность вещей создает предпосылки для их постоянного развития. Ведь чтобы это развитие происходило, противоположности должны быть сторонами одной и той же сущности. Они должны не только противостоять, но и взаимодополнять друг друга.

Закон единства и борьбы противоположностей, примеры которого можно легко обнаружить в окружающем мире (например, взаимодействие магнитов с разными полюсами), объясняет все окружающие явления и процессы с точки зрения их диалектического развития.

Гносеологическая сущность закона единства и борьбы противоположностей

Диалектический закон единства и борьбы противоположностей

Единство и борьба противоположностей – закон диалектики, с помощью которого может быть объяснена не только онтологическая, но и гносеологическая сущность окружающего мира. Познание – это важнейший процесс, с помощью которого человек получает информацию об окружающем мире.

В то же время познание можно рассматривать так же, как взаимодействие единства и противоположностей. Будучи тождественным по своей сути, оно включает в себя такие достаточно серьезно отличающиеся друг от друга компоненты, как чувственность и рациональность, теория и практика.

Закон единства и борьбы противоположностей и развитие человека

Суть закона единства и борьбы противоположностей

С точки зрения диалектического закона, человек - сложно организованная система, в которой тесно переплетаются биологическое и социальное начала. Будучи единым по своей природе организм человека развивается за сет противоположных процессов ассимиляции и диссимиляции. В первой половине жизни верх берет первый процесс, поэтому организм человека растет, во второй же доминирование диссимиляции приводит к постепенному дряхлению и разрушению организма.

Именно противоречие, борьба между ассимиляцией и диссимиляцией составляют суть жизни человека. В тот момент, когда она прекращается, наступает биологическая смерть организма.

Противоположные начала, их единство и борьба в социальном развитии

Единство и борьба противоположностей – закон диалектики, который применим и к анализу понятия «общественное развитие». Ведь социальный прогресс есть не что иное, как результат борьбы противоположных начал, заложенных в его, казалось бы, единой сущности.

Особое внимание проблеме общественного развития на основании диалектических законов уделяли Маркс, Энгельс и их последователи. Они основное противоречие видели в отношениях разных социальных классов по поводу собственности и материального производства. Закон единства и борьбы противоположностей, примеры и подтверждение которого они находили во всех формациях, во многом стал методологической основой для разработанной ими классовой теории развития человеческой цивилизации.