Музыкальный интервал. Классификация интервалов (таблица)

0
0

В понятии сольфеджио первостепенное значение отводится не только гаммам, ладам и гармониям, но и интервалам, присутствующим в той или иной гамме как в стандартном варианте, так и в плане специфичных особенностей каждого типа гаммы или лада. Пожалуй, стоит отдельно рассмотреть сам музыкальный интервал с точки зрения того, что это такое, а также прояснить ситуацию насчет того, какими они бывают. Более того, в дополнительном материале будут рассмотрены интервалы, к стандартным не относящиеся.

Музыкальный интервал: что это такое

Собственно, если подходить к понятию музыкального интервала в общих чертах, можно сказать, что сам он представляет собой разницу в звучании двух нот (ступеней), присутствующих в гамме или ладе. Как ни крути, их существует всего восемь.

музыкальный интервал

Что касается разницы в звучании, это диапазон тонов и полутонов между двумя нотами в какой-либо стандартной гамме. Иногда понятие того, что собой представляет музыкальный интервал, путают с разницей физических величин, обозначающих разницу высоты звука, выраженную в герцах. В принципе, это так и есть, но с точки зрения гармонии, выражаться чисто физическими величинами можно только в науке, к примеру, сравнив частоту ноты «ля» первой октавы в 440 Гц, используемой для настройки при помощи камертона в сравнении с другими нотами или звуками.

музыкальные интервалы таблица

С точки зрения музыки, музыкальный интервал является неким средством выражения эмоций, а также единым принципом построения основных гамм, их разновидностей и ладов.

Стандартные интервалы

Начнем, пожалуй, со стандартной схемы. В ней интервалы распределяются по возрастанию следующим образом: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима и октава.

интервалы музыкальные примеры

Не говоря о специфичных интервалах (о них будет сказано несколько позже), их можно разделить на чистые, большие и малые.

Чистыми бывают только прима, кварта, квинта и октава (хотя не исключены и их другие разновидности). Остальные интервалы могут быть либо малыми, либо большими. На практике это обозначается, например, так: чистый интервал «октава» - «ч8».

Что касается самих обозначений, тут стоит отталкиваться от того, сколько промежуточных ступеней присутствует в самом интервале, начиная с первой и заканчивая последней нотой (ступенью). На примере с октавой, наверное, понятно, что содержит она восемь нот. К примеру, от ноты «до» первой октавы до ноты «до» второй октавы.

интервал секунда

То же самое касается и остальных интервалов. Так интервал секунда содержит разницу в две ступени, обозначается соответственно «двойкой», но только с указанием малая или большая, поскольку в этих двух случаях наблюдается разница в звучании в один полутон. Малая секунда имеет обозначение «м2», большая – «б2».

Для наглядного примера, поясняющего разницу между ними, можно привести, скажем, принцип построения от ноты «ми». Для малой секунды это диссонансное использование чистой первой и чистой второй ступени без применения знаков альтерации («ми-чистое фа»), для большой – более мелодичное сочетание «ми-фа#. Как видно из этого примера, малая секунда как бы «режет слух», а большая звучит гораздо приятнее.

Вообще, в сольфеджио и гармонии музыки приято считать, что чистые интервалы являются как бы нейтральными, малые диссонансными и грустными, а большие более всего относятся к мажорным тональностям и выражению радостного или приподнятого настроения. Так и есть.

Некоторые принципы построения гамм, трезвучий и аккордов

На примере самих интервалов можно выразить и принципы построения некоторых разновидностей основных гамм. Здесь главную роль зачастую играет интервал «терция». Даже при первом переходе к третьей ступени гаммы (собственно, которая и является признаком натурального минора или мажора) сразу можно понять, что это за тональность. При наличии малой терции, гамма звучит грустно и подавляюще. При большой терции – радостно и весело.

интервал терция

Собственно, и основные трезвучия или аккорды в гамме определенного типа строятся именно с использованием чередования интервалов. При их создании на главных ступенях используется исключительно терция. При построении обращений могут быть применены секунды, а общий диапазон может колебаться в районе сексты или септимы (особенно сильно это касается построения так называемых доминант септаккордов от V ступени любой гаммы).

Музыкальные интервалы: таблица

Теперь можно привести и некую сводную таблицу основных интервалов с указанием ступеней, используемых для построения и всего размера в плане содержания тонов и полутонов. Заметьте, для интервалов кроме примы и октавы никогда не могут быть использованы две одинаковые ноты, хотя и звучать они могут, совершенно не отличаясь на слух, или иметь одинаковое расположение, скажем, на грифе гитары или на рояльной клавиатуре (хотя одноименный переход тоже подразумевает музыкальный интервал). Итак, для первой ступени в виде ноты «до» это выглядит так:

Интервал

Пример ступеней нот (диапазонов ступеней)

Размер

Прима (чистая)

«до»-«до», ступеней 1

0 тонов и полутонов

Секунда малая

«до»-«ре-бемоль», ступеней 2

1 полутон

Секунда большая

«до»-«ре» чистое, ступеней 2

1 тон

Терция малая

«до»-«ми-бемоль», ступеней 3

1,5 тона

Терция большая

«до»-«ми» чистое, ступеней 3

2 тона

Кварта чистая

«до»-«фа» чистое, ступеней 4

2,5 тона

Квинта чистая

«до»-«соль» чистое, ступеней 5

3 тона

Секста малая

«до»-«ля-бемоль», ступеней 6

3,5 тона

Секста большая

«до»-«ля» чистое, ступеней 6

4 тона

Септима малая

«до»-«си-бемоль», ступеней 7

4,5 тона

Септима большая

«до»-«си» чистое, ступеней 7

5 тонов

Октава

«до»-«до» через октаву, ступеней 8

5,5 тонов

Как уже заметно, некоторые интервалы между собой идентичны. Вот только не нужно путать, скажем, музыкальный переход в полтона между нотами «до» и «до-диез» с интервалом «секунда» в обычном понимании на самом деле таковым не является. Это, можно сказать, увеличенная прима. Тут нужно понять, что для обозначения той же секунды используются две разные ноты. Как уже было сказано выше, одинаковые ноты могут присутствовать только в приме, октаве и квинтедециме (двойной октаве).

Характерные интервалы

Если рассматривать не только основные интервалы, музыкальные примеры более расширенного плана демонстрируют, что некоторые из них могут звучать одинаково со стандартными. Но в каждом ладе строятся от других основных ступеней.

Так, например, первой парой принято считать увеличенную секунду и уменьшенную септиму. Первый музыкальный интервал звучит как малая терция и строится от VI ступени лада или гаммы, а второй – как большая секста, но построение его производится на VII ступени.

Вторая пара – это уменьшенная кварта и увеличенная квинта. Строятся они в мажоре и миноре от разных ступеней. Но, не вдаваясь в подробности, стоит заметить, что и увеличенная кварта, и уменьшенная квинта, по сути, звучат одинаково. В данном случае распознавание интервала возможно только с помощью знаков альтерации гаммы или их разрешения.

Составные интервалы

Музыкальный интервал, называемый составным, является сочетанием двух основных, одним из которых является октава. Иными словами, такие интервалы строятся с применением стандартных вариантов с «перепрыгиванием» через восемь нот. Среди них различают следующие вариации:

секунда сверху – нона;

терция сверху – децима;

кварта сверху – ундецима;

квинта сверху – дуодецима;

секста сверху – терцдецима;

септима сверху – квартдецима;

октава сверху – квинтдецима.

интервал октава

Однако, в начальном курсе музыкальных школ их понятия не преподаются, а изучаются в предмете «Гармония музыки» в музучилищах и консерваториях.

Заключение

В целом уже, наверное, понятно, что собой представляют музыкальные интервалы. Хочется надеяться, что каждый понимает, в чем разница между переходом с одной частоты звука на другую, что тоже можно назвать интервалом и понятием интервала музыкального.

Впрочем, чтобы изучить сольфеджио в полном объеме, одной статьи явно будет недостаточно. Это, так сказать, основные азы, которые должны послужить отправной точкой. Только при углубленном изучении курса сольфеджио, правил построения интервалов, гамм, трезвучий, аккордов и знания основных ступеней любого лада можно понять, что собой представляет интервал, не только как чисто техническое понятие, но и как средство создания определенного настроения всей музыкальной композиции в целом, несмотря на наличие в резерве всего семи нот.