Основные направления в живописи (кратко). Направления в русской живописи

Стили и направления в живописи, как и в остальных видах изобразительного искусства, весьма разнообразны и многогранны. Единый принцип художественного мышления и есть тот самый ключевой признак, в соответствии с которым работы мастеров могут быть отнесены к тому или иному течению. Исторически сложилось так, что основные направления в живописи сменяли друг друга в зависимости от смены восприятия искусства. Сыграли свою роль в этом вопросе и определенные события.направления в живописи

Направления в живописи 19 века

В девятнадцатом веке Франция оставалась ведущей страной, сделавшей значительный вклад в развитие европейской культуры. На первом месте в художественной жизни оказалась живопись. Направления в живописи 19 века – это классицизм, романтизм, реализм, академизм и декаданс. Основной фигурой романтизма считался Эжен Делакруа. Его самая известная картина «Свобода на баррикадах» была написана по реальным событиям. В середине девятнадцатого века основные направления в живописи – классицизм и реализм. Позиции реализма в Европе были укреплены Густавом Курбе. А во второй половине столетия те же течения переместились из Франции в Россию. Направления в искусстве, живописи, архитектуре и других сферах культурной жизни Европы этого столетия достаточно разнообразны. Последняя треть девятнадцатого века балансировала на грани реализма и декаданса. В результате такой балансировки возникло совершенно новое направление – импрессионизм. Но основным течением в русской живописи этого периода все же оставался реализм.направления в живописи 19 века

Классицизм

Это направление развивалось во Франции с семнадцатого по девятнадцатый век. Оно характеризовалось гармонией и стремлением к идеалу. Классицизм определял собственную иерархию, согласно которой к высокому положению причислялись религиозный исторический и мифологический жанры. А вот портрет, натюрморт, а также пейзаж считались незначительными и даже бытовыми. Совмещать жанры было запрещено. Многие традиции художников обязаны своим появлением именно классицизму. В частности, речь идет о законченности композиции и согласованных формах. Произведения классицизма призывают к гармонии и созвучию.

Академизм

Направления в живописи не просто менялись со временем в порядке очереди. Они проникали друг в друга, тесно переплетались и следовали какое-то время вместе. И бывало зачастую так, что одно направление возникало из другого. Так случилось с академизмом. Возник он как следствие классического искусства. Это все тот же классицизм, но уже более проработанный и систематизированный. Ключевыми моментами, которые в полной мере характеризуют это течение, были идеализирование натуры, а также высокое мастерство в техническом исполнении. Самыми известными художниками этого направления были К. Брюллов, А. Иванов, П. Деларош и другие. Конечно, современный академизм больше не занимает ту (ведущую) роль, которая была отведена ему во времена зарождения этого стиля.новые направления в живописи

Романтизм

Нельзя рассматривать основные направления живописи 19 века, не упомянув о романтизме. Эпоха Романтизма зародилась в Германии. Постепенно она проникала в Англию, Францию, Россию и другие страны. Благодаря такому внедрению мир живописи и искусства обогатился яркими красками, новыми сюжетными линиями и смелым изображением обнаженной натуры. Художники этого направления в ярких красках изображали все человеческие эмоции и чувства. Они выворачивали наизнанку все внутренние страхи, любовь и ненависть, обогащая полотна огромным количеством спецэффектов.

Реализм

Рассматривая основные направления живописи второй половины 19 века, в первую очередь следует упомянуть реализм. И хотя возникновение этого стиля датируется восемнадцатым столетием, все же наибольший его расцвет приходится на середину и вторую половину девятнадцатого века. Основным правилом реализма этого периода являлось изображение современной действительности во всем разнообразии ее проявлений. Большое влияние на формирование этого течения в живописи оказала революция, которая произошла во Франции в тысяча восемьсот сорок восьмом году. А вот в России развитие этого направления в искусстве было тесно связано с веянием демократических идей.

Декаданс

Период декаданса характеризуется изображением безнадежности и разочарования. Этот стиль искусства пропитан упадком жизненных сил. Он появился в конце девятнадцатого века как форма сопротивления общественной морали. И хотя в живописи декаданс так и не сформировался в отдельное направление, все же художественная история выделяет отдельных творцов в этой области искусства. Например, Обри Бердслей или Михаил Врубель. Но надо отметить, что художники-декаденты, не боясь экспериментировать с разумом, часто балансировали на грани. Но именно это и позволяло им шокировать публику своим видением мира.основные направления в живописи

Импрессионизм

Хотя импрессионизм и считается начальным этапом современного искусства, предпосылки этого направления зародились еще в девятнадцатом столетии. Источником возникновения импрессионизма стал романтизм. Поскольку именно он поставил в центр искусства индивидуальную личность. В 1872 году Моне написал свою картину «Впечатление. Восход солнца». Именно это произведение и дало название всему направлению. Весь импрессионизм был построен на восприятии. Художники, творившие в этом стиле, не собирались освещать философские проблемы человечества. Самым важным было не то,что нужно изобразить, а то, как это сделать. Каждая картина должна была раскрыть внутренний мир художника. Но импрессионисты тоже хотели признания. А потому они старались находить компромиссные темы, интересные для всех слоев населения. На своих полотнах художники изображали праздники или вечеринки. А если бытовые ситуации и находили свое место на их картинах, то подавались они только с положительной стороны. Таким образом, импрессионизм можно назвать «внутренним» романтизмом.

Основные направления русской живописи 19 века (первая половина)

Особенно яркой страницей в культуре России считается первая половина девятнадцатого века. В самом начале столетия основным направлением в русской живописи оставался классицизм. Но уже к тридцатым годам его значение было утрачено. Вся культура России вздохнула по-новому с появлением романтизма. Его основным постулатом было утверждение индивидуальной личности, а также человеческих мыслей как основной ценности во всем искусстве. Появился особенный интерес к внутреннему миру человека. Направления русской живописи первой половины девятнадцатого века возглавляются романтизмом. Причем вначале он имел героический характер, а позже трансформировался в романтизм трагический.

Говоря о первой половине девятнадцатого века в истории культуры России, исследователи делят ее на две четверти. Но какие бы разделения не существовали, все равно определить временную грань между тремя стилями в изобразительном искусстве практически невозможно. Направления русской живописи 19 века (классицизм, романтизм и реализм) в первой его половине так сильно переплетались, что разграничить их можно лишь условным образом.

С уверенностью можно сказать, что в первой половине девятнадцатого столетия живопись в жизни общества заняла гораздо больше места, чем в восемнадцатом веке. Благодаря победе в войне 1812 года русское самосознание получило сильный толчок к развитию, в результате чего интерес народа к собственной культуре сильно возрос. Впервые возникли организации в обществе, которые считали своей первейшей задачей развивать отечественное искусство. Появились первые журналы, в которых рассказывалось о живописи современников, а также первые попытки устроить выставки работ художников.

Выдающихся достижений в этот период добилась портретная живопись. Этот жанр наибольшим образом объединял художника и общество. Это связано с тем, что наибольшее количество заказов в тот период было именно портретного жанра. Одним из выдающихся портретистов первой половины 19 века был Владимир Боровиковский. Также следует отметить таких известных художников, как А. Орловский, В. Тропинин и О. Кипренский.основным направлением в русской живописи

Именно в начале века развивается также русская пейзажная живопись. Среди художников, творивших в этом жанре, следует выделить прежде всего Федора Алексеева. Он был мастером городского пейзажа, а также одним из родоначальником данного жанра в русской живописи. Другими известными пейзажистами упомянутого периода были Щедрин и Айвазовский.

Лучшими художниками России во второй четверти девятнадцатого века считались Брюллов, Федотов и А. Иванов. Каждый из них внес свой особый вклад в развитие живописи.

Карл Брюллов был не только достаточно ярким, но еще и сильно противоречивым живописцем. И хотя основным направлением в русской живописи второй четверти девятнадцатого века был романтизм, все же художник оставался верен некоторым канонам классицизма. Возможно, именно поэтому его творчество ценилось столь высоко.

Александр Иванов сумел обогатить глубиной философской мысли не только русскую, но и европейскую живопись девятнадцатого века. Он обладал очень широким творческим потенциалом и был не только новатором исторического жанра и пейзажной живописи, но и прекрасным портретистом. Ни один из художников его поколения не умел воспринимать окружающий мир так же, как Иванов, и не владел таким разнообразием приемов.

Важный этап в развитии реалистической живописи в России связан с именем Павла Федотова. Этот художник первым сумел придать бытовому жанру критическое выражение, поскольку обладал талантом сатирика. Персонажами его картин обычно выступали горожане: купцы, офицеры, бедняки и другие.

Вторая половина 19 века

В конце пятидесятых годов девятнадцатого столетия началась совершенно новая глава в истории реалистической живописи в России. Глобальное влияние на эти события оказало поражение царской России в Крымской войне. Оно послужило причиной демократического подъема и крестьянской реформы. В 1863 году четырнадцать художников восстали против требований писать картины на заданные темы и, желая творить исключительно на свое усмотрение, создали художественную артель, возглавляемую Крамским. Если реализм в России первой половины девятнадцатого столетия стремился к раскрытию в человеке исключительно прекрасного и назывался поэтическим, то тот, что пришел ему на смену во второй половине века, был назван критическим. Но поэтическое начало не покинуло этого течения. Теперь оно проявлялось в негодующих чувствах творца, вкладываемых им в свое произведение. Основным направлением в русской живописи второй половины девятнадцатого века стал реализм, шествующий по пути критики и обличения. По сути это была борьба за признание бытового жанра, который бы отражал естественное положение вещей в России.

В семидесятых годах направление живописи несколько меняется. Художники-шестидесятники в своих произведениях отображали веру в наступление всеобщего блага после исчезновения крепостного права. А пришедшие им на смену семидесятники были разочарованы бедствиями крестьян, последовавшими за проведенной реформой, и их кисти направились уже против наступающего нового будущего. Одним из ярких представителей этой жанровой живописи был Мясоедов, а его наилучшая картина, отражающая всю действительность того времени, называлась «Земство обедает».

Восьмидесятые годы перенесли внимание искусства с человека, который переживал о народе, на сам народ. Это время расцвета творчества И. Репина. Вся сила этого художника заключалась в объективности его произведений. Все образы его картин были жизненно убедительными. Целый ряд его полотен был посвящен революционной тематике. Своим искусством Репин пытался ответить на все волнующие его и весь остальной народ вопросы, возникающие в повседневной жизни той эпохи. В то же время другие художники искали те же ответы в прошлом. В этом и была особенность и сила искусства великого живописца. Еще одним известным художником этого периода был Васнецов. Его творчество опиралось на народное искусство. Через свои полотна Васнецов пытался донести мысль о великой мощи русского народа и его богатырском величии. Основой его работ служили легенды и предания. В своих творениях художник не только использовал элементы стилизации, но и сумел достичь целостности образа. В качестве фона на своих полотнах Васнецов, как правило, изображал пейзаж средней полосы России.основные направления живописи второй половины 19 века

В девяностых годах концепция творческой жизни снова меняется. Теперь мосты, возведенные между живописью и обществом, призывают нещадно разрушить. Образуется объединение художников под названием «Мир искусства», которое пропагандирует чистоту художественных произведений, то есть отделение их от обыденной жизни. Особенностью творческого характера художников, входивших в это объединение, была ограниченность масштабами камерности. Активно начинает развиваться музейная деятельность, основной задачей которой является разжигание интереса к памятникам культуры. Таким образом, к началу двадцатого века все больше художников стремятся передать на своих полотнах историческое прошлое России. Особую роль деятели объединения «Мир искусства» сыграли в развитии искусства книжной иллюстрации, а также театрально-декорационного творчества. Одним из лучших художников этого направления считался Сомов. Он никогда не изображал на своих работах современную жизнь. В крайнем случае, он мог ее передать посредством исторического маскарада. Вслед за «Миром искусства» начали формироваться и другие объединения. Их создавали художники, имеющие в отношении живописи другую точку зрения.

Мастера, критиковавшие работу творцов из вышеописанного союза, создали (ему в противовес) объединение «Голубая роза». Они требовали вернуть живописи яркие цвета и говорили о том, что искусство должно лишь односторонне передавать внутренние ощущения художника. Самым талантливым среди этих деятелей был Сапунов.

Наперекор «Голубой розе» скоро появился еще один союз, который получил название «Бубновый валет». Он отличался откровенным антипоэтическим смыслом. Но его сторонники вовсе не хотели возвращаться к реальным вещам. Они подвергали их всяческому искажению и разложению (на свой манер). Таким образом, благодаря всем этим враждующим союзам возникает русский модернизм.

Современные веяния

Время течет, и все, что считалось современным ранее, становится достоянием истории, и искусство здесь не исключение. Сегодня термин «современное искусство» применим ко всему, что создавалось творческими личностями, начиная с тысяча девятьсот семидесятого года. Новые направления в живописи развивались в рамках двух этапов. Первый – это модернизм, второй – постмодернизм. Семидесятый год двадцатого века считается переломным во всем искусстве. С этого года художественные течения практически не поддаются классификации. Единственное, что можно сказать с абсолютной уверенностью, – социальная ориентированность искусства за последние тридцать лет выражена гораздо интенсивнее, чем за все минувшие эпохи. В то же время живопись в современном искусстве перестала занимать ведущее место. Все больше художников обращаются сейчас к фотографии, а также компьютерным технологиям для реализации своих замыслов и идей. направления в искусстве живописи

Несмотря на разносторонние направления в живописи, можно сказать, что главная задача художественного бытия девятнадцатого века сводилась к тому, чтобы максимально приблизить все жанры искусства к повседневной жизни. И она успешно реализовывалась посредством обращения мастеров кисти – и не только – к современным проблемам человечества и внутреннему миру самого художника. Все направления в живописи этого времени позволяют ощутить дух эпохи и получить представление о том, чем жили и что чувствовали люди того времени.