Колоратурное сопрано: определение, разновидности, примеры

Все привыкли слышать термин «сопрано», который характеризует высокий женский голос. Чем же отливается колоратурное сопрано от обычного? Попробуем разобраться.

Колоратура

колоратурное сопраноТермин coloratura с итальянского переводится как «украшение». Применяют его чаще всего относительно оперного искусства. В оперных партиях "украшениями" становятся различные виртуозные пассажи, форшлаги и т. д., которые образно похожи на узоры и призваны добавлять ариям блеска и изящества. Применять колоратуры впервые стали в эпоху барокко итальянские и французские создатели оперы. Для исполнения колоратурных партий требовалось недюжинное мастерство, которым славились на тот момент исключительно итальянские певцы. Колоратурные партии довольно часто встречались в операх вплоть до XIX века, этот прием использовали также и российские композиторы.

Органично исполнять колоратуры могли только легкие и подвижные высокие голоса, которые и стали называться «колоратурными». Нередко исполнение колоратурных партий доверяется такому голосу, как колоратурное меццо-сопрано. Реже музыкальные «орнаменты» встречаются в партиях для низкого голоса. В частности, в «Севильском цирюльнике» Россини одна из арий дона Базилио украшена множественными музыкальными «узорами».

Что такое «колоратурное сопрано»?

лирико колоратурное сопрано Сопрано – это самый высокий женский голос, который замечательно звучит в диапазоне «до первой октавы – до третьей октавы». Раньше принято было считать, что сопрано – это обязательно звонкий голос, наделенный особым «блеском». Но позже была принята более точная классификация, согласно которой видно, что высокий голос может быть разным.

Например, классическое сопрано простирается от ноты "ля" малой октавы до ноты "фа" третьей октавы. Это гибкие легкие голоса, отличающиеся тем самым «блеском» и «переливами». Но существует также драматический высокий голос, который отличается более плотным насыщенным звуком. Можно даже сказать, что он звучит «тяжело», а наиболее красивым и богатым является средний регистр. Верхние ноты драматическое сопрано может брать только на форте.

Лирико-драматический высокий голос соединяет в себе особенности и лирического, и драматического сопрано. Лирическое сопрано звучит задушевно, исполнение верхних нот достаточно гибкое, может происходить с различной силой звука.
Колоратурное сопрано отличается большой виртуозностью в верхних регистрах. Обладатель такого голоса замечательно справляется с исполнением различных украшений, форшлагов и трелей.

Разновидности колоратурного сопрано

 колоратурное меццо сопрано Колоратурный высокий голос также делят на несколько видов. Лирико-колоратурное сопрано простирается от ноты «до» первой октавы до ноты «фа» третьей октавы. Эта разновидность голоса отличается красивым звучанием нот головного регистра. Средний регистр достаточно звучный. Голос считается подвижным, приятным, легким, но традиционному колоратурному сопрано все-таки уступает в «беглости» и виртуозности.

Существует также колоратурное сопранодо – самый высокий женский голос. Большой плюс для обладателя такого голоса – это возможность виртуозно исполнять скачки, а также арпеджио и пассажи, украшенные трелями и форшлагами. В целом этот голос может напоминать слушателю такие инструменты, как скрипка или флейта.
Помимо этого, к колоратурному сопрано также применяют классификацию «драматического» или «лирического» голоса.

Колоратурное сопрано: примеры

колоратурное сопрано примеры В русской опере самый яркий пример арий для колоратурного высокого голоса – это партии Снегурочки из одноименной оперы Римского-Корсакова. В данном случае у исполнительницы роли обязательно должно быть колоратурное сопрано, ведь только такой голос сможет передать образ хрупкой, нежной девушки, обладающей холодным сердцем. Партии сказочных героев нередко пишутся дл колоратурных голосов. Множество украшений и узоров помогают создавать такие шаловливые и непосредственные образы, как образ Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» (Глинка), образ Церлины из оперы «Дон Жуан» (Моцарт). Колоратурное сопрано требуется для исполнения арий Царевны-лебеди из «Сказки о царе Салтане», а также Шемаханской царицы из «Золотого петушка».

Колоратурные украшения часто используются для того, чтобы подчеркнуть холодность и колкость создаваемого образа. Так, например, поступил Моцарт, работая над образом Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта». Колоратурным сопрано обладали такие мировые оперные дивы, как Антонина Нежданова, Мария Каллас, Амелита Галли-Курчи, Рената Тебальди.