Смазочный материал. Расход смазочных материалов на автомобильном транспорте

0
0

Любой бизнес и любая компания, в собственности которых находится автомобильный транспорт, сопряжены с определенными расходами на обслуживание автопарка и на смазочные материалы.

Цены на этот ресурс постоянно растут, а владельцы и руководители предприятий любых форм собственности постоянно ищут ответы на вопросы, связанные с контролем, учетом и экономией ГСМ.

смазочный материал

Сегодня для контроля, а также для того, чтобы максимально оптимизировать топливо и смазку, существует несколько популярных механизмов. Один из них – это процесс по нормированию этих ресурсов.

Нормы расхода топлива и смазочных материалов

Если ознакомиться с постановлением Министерства Транспорта РФ, то там можно найти данные по расходу смазок и горючих жидкостей.

Эти цифры рассчитаны для владельцев АТП, а также компаний, которые занимаются контролем и управлением, предпринимателей и многих других субъектов и объектов, которые в своей деятельности применяют автомобили или автомобильные шасси.

В этом документе существуют некоторые значения. Это базовые нормы на транспортные расходы и эксплуатационные. Также существуют нормы расхода ГСМ на спецтехнику, зимние надбавки, справочные и другие нормативные материалы.

Зачем установили нормы

Это было сделано, чтобы упростить систему расчета расхода на месте потребления. Также с установленными нормами легче получатся вести статистику и оперативные отчеты. Установленная министерством норма помогает предприятиям в планировании обеспечения ГСМ. Кроме того, при помощи этих цифр можно экономить и беречь этот ценный ресурс. Без установленных норм было бы очень трудно рассчитываться с владельцами автомобилей и их водителями.

Базовые и расчетные нормы

Нормы расхода смазочных материалов, а также топлива - это не что иное, как мера потребления этих ресурсов на различных видах автомобильной техники. При расчете этого показателя нужно различать базовый расход, который можно найти в соответствующих таблицах по каждому типу транспортного средства, и расчетный показатель. Это значения, которые вычисляют с учетом выполненной работы и условий, где использовалась машина.

смазочные материалы

Количество расходуемых ГСМ на автомобильном транспорте используется для того, чтобы осуществлять оперативный учет, рассчитывать удельные нормы на горюче-смазочные материалы и обосновывать их необходимость для предприятия.

Была проведена экспертиза, в итоге которой нормативы расхода ГСМ были введены в использование.

Виды существующих норм

Для автомобильных транспортных средств общего назначения базовую норму топлива в литрах считают на 100 км пути в снаряженной массе. Этот показатель зависит от того, какая конструкция у того или иного транспортного средства, от вида горючего. Немаловажен здесь также смазочный материал, который используется в автомобиле. Кроме того, есть прямая зависимость от массы авто, маршрута и режима езды.

Транспортная норма обозначается и рассчитывается в литрах на 100 км пути, но при том условии, что автомобиль выполняет какую-либо транспортную работу. Если это городской автобус, тогда по нормативам в расчетах учитывают вес машины и норму по загрузке и количеству пассажиров в салоне.

Транспортный расход топлива на различных видах автотранспорта, которые используются для транспортировки грузов, обозначается в литрах на 100 тонно-километров. Когда транспортное средство используется непосредственно в процессе транспортировки различных грузов, то к базовой норме для этого транспортного средства необходимо добавить размеры расхода в движении в груженом состоянии.

горюче смазочные материалы

В методических материалах к этому документу есть еще эксплуатационные нормативы. Зачастую, они рассчитываются и могут быть установлены там, где непосредственно используется автомобиль. Эксплуатационное использование масел и смазок, если учитывать дозаправки, считают в литрах на 100 л топлива по существующим нормативным данным для модели авто.

Нормативы на расход масла считаются в литрах на 100 л топлива, густые и пластичные смазки вычисляются в килограммах на 100 л.

Нетехнологический расход смазочных материалов и топлива и другие затраты ГСМ на хозяйственные нужды не могут быть включены в текущую установленную норму. Эти расходы нужно рассчитывать отдельно и отдельно устанавливать.

Поправочный коэффициент

В указаниях к своду нормативов указано, что нужно учитывать так называемые поправочные коэффициенты. Это проценты на повышение либо на понижение текущего значения расхода горючего. При помощи этих поправочных цифр выполняется учет дорожных, погодных и других факторов использования автомобиля. Эти значения можно установить по приказу руководства компании.

Есть срочная необходимость установить и использовать несколько коэффициентов, тогда следует установить норму с учетом этой надбавки.

Если есть соответствующий приказ, то допустимо увеличить нормы на расход топлив и смазочных материалов на перемещения внутри гаража или предприятия. Сюда можно отнести технические осмотры, всевозможные ремонты, регулировки и другое. Размер, на который можно увеличить норму, составляет 1% от общей цифры используемого горючего. Но для этого нужно обязательно иметь обоснования и учет автомобилей, занятых на подобных работах.

Также по приказу разрешается менять показатель базовой нормы для тех автомобилей, которые не имеют особых изменений в сравнении с базовой моделью и без отличий транспортных средств по массе.

автомобильные смазочные материалы

Кроме этого, можно изменять текущие нормы для модификаций, которые не имеют изменений, но имеют отличия по массе. Здесь расход нужно считать на каждую тонну массы.

Для этого есть специальный механизм подсчета. Так можно надбавлять или убавлять до 2 л/100 км для машин на бензине, до 1,3 л/100 км для дизеля, до 2,64 л/100 км для машин на газовом топливе.

Норма смазочных материалов увеличится на 20%. Но это только для тех автомобилей, которые недавно проходили капремонт или находились в работе менее 5 лет.

Цифры расхода ГСМ на капитальных ремонтах нужно устанавливать в размере одной заправки смазки.

Понижающий коэффициент

При этих поправках размер нормы может снижаться на 15% при эксплуатации транспортных средств на дорогах общего пользования с 1-й по 3-ю категорию вне пригородной зоны на равнине.

Если автомобиль используется в пригороде, однако вне города, городской коэффициент не может быть применен.

Законом установлено, что в качестве дополнения к цифрам расхода газа можно добавить и горюче-смазочные материалы, для того чтобы заехать или же выехать из ремонтной зоны после выполнения работ, – до 5 л масла на один автомобиль с газом. Также это будет работать в случае завода двигателя автотранспорта, оснащенного газобаллонным оборудованием. Так, по нормам дается до 20 л бензина или дизеля на одно авто летом, весной и осенью. Зимой учитываются надбавки на зиму.

В остальных случаях жидкие виды топлива нормируются для авто на газу так же, как и для автомобилей базовой конструкции.

Если принять во внимание различные изменения и большое количество способов использования автомобилей, а также техногенных, природных и климатических изменений, дорожных ситуаций, особенностей использования авто, если есть производственная необходимость, то допускается уточнение или же использование отдельных надбавок на топливно-смазочные материалы по приказу или распоряжения начальства или администраций региона.

На время, пока работают нормы для различных моделей автомобилей, которые поступают в российские автопарки, руководители администраций могут вводить нормы по заявкам, которые установлены научными деятелями.

Надбавки на зиму

Зимние надбавки на автомобильные смазочные материалы и топливо устанавливают по всем регионам страны. Время работы этих зимних коэффициентов рекомендуют оформлять местным органам власти в регионах. Если таких распоряжений не поступит, тогда это должны решать руководители предприятий.

нормы расхода топлива и смазочных материалов

Когда автомобиль эксплуатируется вне базы, тогда надбавки будут действовать для того района, где машина находится по факту.

Если проводятся междугородние перевозки в другой климатической зоне, тогда применяют коэффициенты для начальной точки маршрута и конечной.

Способы расчета нормативного расхода

Теперь, когда что-то уже становится ясно, пора научиться считать нормы. Следует подготовить документацию, которая подтвердит расход горюче-смазочных материалов. Из этих документов получают необходимую для подсчета нормы расходов горючего и смазок информацию.

Для подтверждения фактов закупки ресурсов нужен авансовый отчет, а также кассовые чеки для бухгалтерии. Для подтверждения факта того, что топливные ресурсы и смазочный материал был израсходован, используют специальный путевой лист.

Формы путевых листов для различных транспортных средств утверждались специальным постановлением Госкомстата от 1997 года. Основная масса информации из этих форм используется для расчета зарплаты водителям. А для того чтобы подсчитать нормативы на расход ГСМ – интересны графы с указанием пробега автомобильного транспорта.

Расходы списываются в налоговом учете. А порядок списания полностью зависит от того, по какому методу был признан доход и расход в организации или на предприятии. Какой бы порядок ни был использован, нужно обязательно обосновать расход экономически.

Как считать нормативы на расход горючего

Для определения цифр есть специальные формулы. Они приводятся в Руководящем документе. Всего их 6. Друг от друга они отличаются по типу автотранспортных средств. Самый простой способ расчета – формула для легкового автомобиля.

  • Нормативный расход (л)= 0,01 х базовая норма (л/100 км) х пробег авто (км) х 1 + 0,01 х суммарный поправочный коэффициент.

Пример этого расчета

Допустим, такая ситуация. Компания из Москвы является владельцем ВАЗ–2109. Машина в собственности уже 5 лет. По данным из путевых листов можно понять, что в 2015 г. этот автомобиль прошел 1800 км. Давайте посчитаем.

Итак, зная размер базовой нормы для 2109, а это 7,7 л на 100 км, просчитаем размер расхода. В формуле нужно обязательно учесть коэффициенты.

Первый – это надбавки за зиму. В Москве зима составляет 5 месяцев. Здесь максимальная надбавка составит 10%. Второй коэффициент тесно связан с временем использования автомобиля в городе, где живет более трех миллионов жителей. В Москве, как известно, живет порядка десяти миллионов человек. Поэтому здесь можно выставить 25%. Третий коэффициент - это возраст машины. В этом случае он составит 5 процентов. При таких расчетах можно учитывать также надбавку за прогрев двигателя.

расход топлив и смазочных материалов

В итоге сумма коэффициентов равна 40%. Итого нормативный расход составит 194 литра по приведенной выше формуле.

Для остальных типов автомобилей формула практически такая же. Просто в ней учитываются другие особенности различных видов автомобильного транспорта. Эти особенности прописаны в документе от Минтранса и доступны для общего доступа.

Считаем расход смазок

Этот показатель можно подсчитать, исходя из расхода горючего.

Например, та же московская компания владеет грузовиком ЗИЛ-131. По таблице базовая норма расхода смазочных материалов для него составляет 2,2 л на 100 километров. К примеру, машина прошла капремонт. В этом случае действует поправка на 20 процентов. К примеру, норма топлива для этого авто в случае транспортной работы составляет 355,25 литра.

Итак, нормативный расход = 0,01 х 355,25 х 2,2 х 1 + 0,01 х 20%. Итого 9,38 литра за месяц.

IT для подсчета и контроля

Помочь бухгалтеру или предпринимателю в таких вопросах подсчета норм могут программные средства. Здесь важно правильно выбирать нужный инструмент, чтобы в результате эффективность была высокой.

нормы расхода смазочных материалов

Для того чтобы упростить эти процессы, а также отследить расходы компании на смазочный материал и горючее, отлично подойдет обыкновенный Exel из пакета "Майкрософт". Но это неэффективно. Есть множество других программных продуктов, которые позволяют работать в автоматическом режиме. Среди функциональных особенностей такого софта – полностью автоматический режим поступления и расхода ГСМ по транспортным средствам, водителям, а также по видам расхода. К тому же программы позволяют сразу видеть размер отклонения от факта по нормативным затратам и формировать отчеты.

Если вдруг перерасход

Любая отчетность эффективна лишь тогда, когда ее можно сравнивать с прошлыми или позапрошлыми показателями. Если наблюдается повышенный расход смазочных материалов на автомобильном транспорте либо расход горючих жидкостей, тогда нужно провести четкий анализ ситуации.

Следует помнить, что факты увеличившегося потребления энергоресурсов - это не всегда случаи нелегальной утечки или использования ГСМ на предприятии. Может быть, просто пора пересмотреть текущие нормы. К примеру, владелец предприятия или руководитель звена забыл учесть надбавки на зиму, а горючий и смазочный ресурс так же и списывается по летним нормам. Кроме этого, повышенный расход топлива могут вызвать множество факторов.

Также следует обязательно пообщаться с водителем на тему того, куда девается смазочный материал, топливо и другие ресурсы. А потом нужно принять решение – учитывать ли этот перерасход при оплате налогов, либо списать его за счет средств предприятия.

Итак, мы выяснили, что такое топливо-смазочные материалы и нормы их расхода.