Детское экспериментирование в детском саду. Занятия с детьми в детском саду

Сегодня мы рассмотрим детское экспериментирование в детском саду. Оно играет очень важную роль в развитии малыша. Причем чем больше экспериментов будет проведено, тем лучше. Профессионалы утверждают, что необходимо постоянно искать новые варианты его проведения. Экспериментирование в ДОУ по ФГОС должно отвечать на многие вопросы развития малыша. Также по нормам данный процесс в обязательном порядке должен быть представлен в качестве игры или какого-то развлечения. Ведь малышам-дошколятам очень интересно получать новые знания в игровой форме. Она признана самым лучшим подходом к воспитанию и обучению. Давайте же попытаемся разобраться, каким образом стоит проводить эксперименты и какие именно.детское экспериментирование в детском саду

Нужно ли

Но перед тем как изучать детское экспериментирование в детском саду, подумаем, насколько данный момент важен в воспитании и обучении. Да, уже было сказано, что эксперимент в виде игры - это как раз то, что нужно дошколенку для хорошего усвоения материала. Только почему так получается?

Дело все в том, что занятия в детском саду и начальной школе, как правило, выстраиваются под особенности человеческого мозга. В нашем случае - детского. Малышам трудно усваивать материал в виде слов, букв и цифр. Им в этом помогает "наглядное пособие". Ведь игровой эксперимент удовлетворяет главную потребность малыша в детском садике - любопытство. Поэтому такие занятия откладываются на долгое время в памяти у ребенка.

Как видите, работа с детьми и экспериментами в детском саду является важной частью обучения. Можно сказать, что это основная тактика обучения малышей. Давайте же теперь попытаемся разобраться, какие эксперименты можно проводить с ребятами.

Лечим зубки

Экспериментирование в ДОУ может быть разным. И оно ограничивается только фантазией воспитателя. Только вот прогресс не стоит на месте - в магазинах начали появляться специальные наборы и прочие приспособления для экспериментов. Их малыши могут проводить самостоятельно. И сейчас нам предстоит ознакомиться с ними.

Например, хорошим ходом будет изучение зубов и тела человека. Для того чтобы малыши знали, как устроены их ротики, придется купить специальный набор. Его можно применять с детишками от 3 лет. Он имеет разные названия, но выглядит как открывающаяся челюсть с лампочками и специальной палочкой-сверлышком.

работа с детьми

Как проходит экспериментирование? Дошкольников воспитатель знакомит со строением челюсти, предварительно включив ее (обычно кнопка находится в нижней части изделия), а затем начинает рассказывать, какие у нас есть зубки, а также как правильно ухаживать за полостью рта. Дальше стоит упомянуть о последствиях неправильного ухода, а затем предложить малышам найти и вылечить больные зубы у челюсти при помощи палочки. Если ребенок угадал, то загорится зеленая лампочка - зуб вылечен. Нет - красная (придется искать дальше).

Может показаться, что ничего познавательного в этом процессе нет. Только вот дети хорошо запоминают всю информацию, связанную с игровым экспериментом. Но это еще не все. Имеется немало очень интересных и успешных подходов к данному процессу.

Веселые палочки

Детское экспериментирование в детском саду, как правило, помогает малышам усваивать нужную для будущего информацию. Например, очень популярной наукой для всяческих экспериментов является математика.

Первый вариант подходит для самых маленьких. Вам понадобится много палочек для счета (каждому ребенку - свой комплект), а также много разных изображений, составленных из палочек (домики, столы, стулья, животные, деревья, мебель и так далее). Плюс ко всему, запаситесь магнитами - они нужны, чтобы вешать картинки на доску.

Теперь предложите малышам взять палочки, посмотреть на картинки и выложить на столах точно такие же изображения. Если у ребят что-то не получается, помогите им. Такая программа по экспериментированию в ДОУ применяется на практике очень часто. Даже в начальной школе есть подобная практика. В ходе нее ребята учатся считать, а также развивают свое абстрактное мышление.

занятия в детском саду

Учимся считать

Следующее занятие с палочками подойдет больше для детей постарше. Экспериментирование в старшей группе, как правило, уже более серьезное. Поэтому палочки помогут научиться хорошо считать. Каким образом? Сейчас разберемся.

Вам потребуется взять несколько листов бумаги и написать на них примеры (разумеется, состоящие из счетных палочек), а также нарисовать 10 цифр на отдельных листочках (от 0 до 9). Они, как и примеры, должны в будущем выкладываться палочками. Повесьте все это на доску и позовите будущих школьников.

Предложите ребятам выложить у себя на столиках примеры, а затем решить их. Подсказка написания ответов в виде листов с циферками должна висеть на доске. Такая работа с детьми очень хорошо влияет на их развитие. Скорее всего, некоторым придется помочь в решении примеров. Это нормально. Уделите внимание каждому ребенку.

Цвета радуги

Следующий эксперимент больше подходит для средней группы. Причем на практике он применяется очень часто, но в разных формах. Мы узнаем, каким образом можно воплотить его в жизнь наиболее веселым и интересным для детей способом.

Начнем с того, что детское экспериментирование в детском саду будет учить ребят смешивать цвета и работать с цветовой гаммой. Для его проведения потребуются краски, кисточки, вода, листы бумаги, а также палитра и доска.

Повесьте листы бумаги (а лучше - ватман) на доску. Теперь подготовьте кисти, краски и палитру. Покажите ватман и скажите, что сейчас вы немного порисуете всеми цветами радуги. Предложите малышам сначала смешать разные цвета в палитре. После этого пусть они разрисуют ладошки и пальчики теми цветами, какие им нравятся больше всего, а затем прислонят ручки к ватману и посмотрят, какой красивый отпечаток у них получился.

экспериментирование в старшей группе

В действительности данные занятия в детском саду очень популярны. Правда, некоторые просто ограничиваются смешиванием красок в палитре. Для ребят это не особо интересно. Ведь им так важно все потрогать и попробовать. Так что лучше немного попрактиковать рисование руками. В будущем это также может помочь в изобразительном искусстве.

Иллюзионист

Фокусы - это не просто интересное развлечение. Если попытаться применить их в обучении, то можно будет заметить, что результат только порадует. Ведь малышам, особенно в детском саду, так важно и интересно познавать все невероятное.

Уголок экспериментирования в ДОУ обычно не содержит такого набора, но в лучших детских садах он есть. Речь идет о специальном наборе фокусника. Его сейчас легко найти в каждом магазине игрушек. В комплекте идут карточки для счета, баночка с тремя цветными шариками, магический квадрат, два стаканчика (прозрачных), домино.

На практике лучше всего применять стаканчики, а также магический квадрат. Второй наш объект показывается малышам, после чего им предлагается положить в него (в щель) маленький предмет (например, монетку). Далее говорите, что даже самый маленький ящик может скрыть в себе любые предметы. Потрясите куб и покажите, что внутри больше ничего нет. Потом закройте его и снова встряхните. Продемонстрируйте, что монетка на месте. Так малыши начинают развивать логику. Не забудьте спросить, как монетка могла появляться и исчезать. Далеко не каждый взрослый догадается об этом, а вот малыши - запросто.

Паровые волны

Детское экспериментирование в детском саду еще не исчерпало себя. Теперь попытаемся с вами продемонстрировать малышам понятие о температуре и паре. В этом нам поможет все тот же набор фокусника. Только теперь оттуда нам потребуются стаканчики.

экспериментирование в доу

Нагрейте немного воды и покажите малышам, как первый стакан покрывается паром, а второй - нет. Объясните, что такое конденсат, а потом скажите, что он получается, когда пар оседает на поверхности. После этого покажите ребятам, что в стакане с паром теплая вода, а во втором - холодная.

Так малыши учатся понимать важные физические явления. Данный эксперимент лучше показывать самостоятельно. Малышам доверять его не стоит. Разве что экспериментирование в старшей группе может пройти с применением теплой и холодной воды. И то под наблюдением воспитателей.

Анатомия

Хорошая программа по экспериментирования в ДОУ должна также включать в себя занятия по анатомии человека. Ведь именно устройство собственного организма, как правило, привлекает не только детей, но и взрослых.

Для экспериментов по анатомии подойдет специальный игровой набор. Он выглядит как тело человека с органами, а также стетоскопом, "сверлышком" и другими медицинскими приспособлениями. Можно сказать, с данным набором вы будете играть с малышами во врача.

уголок экспериментирования в доу

Как правило, данная методика используется в средней и старшей группах. Расскажите ребятам немного об устройстве организма, а затем покажите "больного". Предложите вылечить его. Вы называете орган, а ребята при помощи палочки-сверлышка показывают на него. Правильно - загорается зеленая лампочка, нет - раздается звук сирены и горит красная лампа. Для малышей это очень веселый и интересный процесс.

Юный ученый

Следующий эксперимент также должен проводиться при помощи специального игрового набора. Он включает в себя микроскопы и несколько стеклышек. И нам предстоит объяснять некоторые химические и физические явления.

На стеклышки капните немного воды, а затем начните рассказывать о пользе данной жидкости. К концу рассказа предложите посмотреть на устройство воды из-под крана, а затем и на кипяченую воду под микроскопом. Объясните, что отличия наблюдаются после кипячения.

Данный вариант очень интересен, особенно малышам. Также под микроскопом можно рассматривать листочки и траву. Это очень привлекает детей. Хороший вариант - показать дошколятам споры под микроскопом и дать им определение споровых растений. Как видите, данный комплект можно использовать и при занятиях по окружающему миру.

Веселые пески

Занятия в детском саду должны быть не только познавательными, но еще и интересными. Поэтому следующий наш эксперимент должен проводиться малышами под наблюдением воспитателей.

экспериментирование в доу по фгос

Для него нам потребуется много разноцветного песка (он продается в сувенирных магазинах, Детском мире, а также в некоторых специализированных магазинах приколов). Далее - для каждого ребенка необходима своя колбочка-емкость. Она должна быть прозрачная. В чем заключается эксперимент? В смешивании.

Предложите малышам взять цветной песок и разными слоями засыпать его в колбы. В итоге вы покажете, что песок не смешивается. А вот краски - запросто (это можно продемонстрировать). Далее объясните, почему так происходит. В итоге у детей останется и красивый сувенир на память, и знания о смешивании веществ.

Заключение

Мы рассмотрели, как проводится детское экспериментирование в детском саду. Но перечисленными играми нельзя ограничиваться.

Старайтесь проводить больше экспериментов с детьми-дошколятами. В этом возрасте именно наглядные пособия способны привлечь внимание.