Станция метро "Первомайская": история и современность

0
0

Объектов городской транспортной инфраструктуры, подобных станции метро "Первомайская", достаточно много и в Москве, и в других городах бывшего Советского Союза, где линии метрополитена прокладывались в одно время с Покровским радиусом Московского метро. Присмотримся к ней внимательнее.

Из истории вопроса

Станция метро "Первомайская" вступила в строй действующих в октябре 1961 года. Это было время, когда на окраинах столицы ударными темпами возводились жилые микрорайоны. И многие москвичи старшего возраста вспоминают эти годы с благодарностью - они впервые в жизни переехали из коммуналок в свои квартиры. При этом развитие транспортных сетей постоянно отставало от темпов жилищного строительства.

метро первомайская
Жители московских окраин сталкивались со значительными проблемами, когда добирались утром на работу и возвращались вечером домой. Необходимы были технические решения, позволяющие в короткие сроки исправить ситуацию.

Инженерно-строительные особенности

Станция метро "Первомайская" имеет неглубокое заложение. По типу своей конструкции это колонная трёхпролётная станция с прямой островной платформой. Свод удерживается двумя рядами колонн, по сорок в каждом ряду. За эту подробность строители и архитекторы в шутку прозвали такой тип станции "сороконожкой". Метро "Первомайская" - первая в Москве станция подобного типа. Именно на ней отрабатывалась технология быстрого возведения аналогичных подземных сооружений из стандартных бетонных конструкций.

москва метро первомайская
Говорить о каких-то архитектурных особенностях здесь не представляется возможным.

Минусы и плюсы типовых проектов

Разумеется, типовое проектирование, одним из образцов которого является станция метро "Первомайская", не было случайной прихотью группы архитекторов-разработчиков. Это воплощение на практике государственной политики в сфере проектирования и строительства. Она была определена известным постановлением правительства от 1955 года за подписью Н.С. Хрущёва о борьбе с архитектурными излишествами. И документ этот имел очень неоднозначные последствия, в том числе и в сфере метростроения. С одной стороны, он позволил в короткие сроки проложить новые линии метро и решить транспортные проблемы жителей московских окраин. Была достигнута значительная экономия финансовых средств. Однако в долгосрочной перспективе всё оказалось не столь хорошо. Типовые проекты давно стали синонимами убожества и примитива. А станция метро "Первомайская" - наглядным образцом того, как не надо строить метро.

станция метро первомайская
Позже архитекторы пытались преодолеть недостатки типовых проектов, достигалось это за счёт декоративной отделки и добавления дополнительных элементов в стандартные конструкции. Но полностью от политики типового проектирования в сфере метростроения отказались только во второй половине семидесятых годов.

Москва, метро "Первомайская" - выход в город

Поднявшись из подземного перехода, пассажир поезда метро оказывается в Измайлово. Наземных вестибюлей станция метро "Первомайская" не имеет. Выход из неё осуществляется на Измайловский бульвар, Первомайскую и 9-ю Парковую улицы. Когда-то Измайлово было типичным спальным районом, большая часть жителей которого ездила на работу в центральную часть города. Нельзя сказать, чтобы сейчас положение изменилось принципиальным образом. Но сегодня в этом районе успешно функционируют многие коммерческие структуры и сервисные предприятия. Здесь есть где провести время и отдохнуть. В Измайлово в настоящее время имеется множество заведений развлекательно-увеселительного характера.