Абашевская игрушка: история возникновения

Эта статья познакомит вас с прекрасным русским промыслом, о котором сегодня забыли. К сожалению, многие традиции и обычаи поддаются забвению со стороны современного общества. Несмотря на это, хотя бы знать о таких вещах необходимо каждому. Тема статьи посвящена абашевской игрушке. Возможно, вы даже не слышали о ней ничего, но сегодня узнаете об этой русской забаве.абашевская игрушка

Абашевская игрушка: возникновение

Для начала давайте разберем, о чём идёт речь. Абашевская игрушка – художественный промысел в России, который зародился и развивался в Спасском уезде. В начале прошлого века производство игрушек выделилось в отдельный самостоятельный промысел. До этого момента оно было тесно связано с гончарным промыслом. Последний в прошлом веке начал угасать, интерес к гончарным изделиям быстро падал, а на прилавках появлялась одинаковая заводская посуда. Интересный факт, что при производстве данной забавы были задействованы в основном мужчины. Это немного странно, так как этой сферой занимались преимущественно женщины.

Русское село

Проект «Абашевская игрушка» берет свое начало в селе Абашево (Пензенская область). Это живописное русское место, которое имеет глубочайшие художественные, исторические и религиозные корни. Первое письменное воспоминание о селе датируется 1616 годом. Запись была найдена в писцовых книгах Шацкого уезда. Также стоит добавить, что это село было барским, и владели им исторические личности: князь Голицын, Иван Пыжов (царский стольник).

проект абашевская игрушка

Славу село получило благодаря своим умелым и талантливым жителям. В нем были удивительные люди, которые сделали этот край знаменитым на всю Россию. В данном случае речь идёт о горшечниках и дудочниках, вклад которых был наибольшим. На самом деле, это не так уж удивительно, ведь более половины населения занимались именно гончарным делом. Это позволяло регулярно совершенствовать свою технику и умения, чтобы потом передавать их из поколения в поколение. Большой любовью жителей пользовалась игрушка-свистулька, которую для себя изготавливал или покупал каждый второй селянин.

Популярность

Абашевская глиняная игрушка распространялась с небывалой скоростью. Весь прошлый век село Абашево было гончарным центром России. Игрушки местных мастеров раскупали жители из разных городов и сел, а многие экземпляры даже экспонировались на различных престижных выставках Парижа и Лондона. Стоит отметить, что отличительной чертой всех игрушек является их неизменная традиционность.

абашевская игрушка фото

Из поколения в поколение мастера изготавливают фигурки в виде животных, всадников, барынь и т.д. Каждый творец пропускает все эти образы через себя. Этому способствует тот факт, что художников никто не поторапливает, они работают в своё удовольствие и только тогда, когда действительно есть вдохновение. В результате этого получаются как будто живые, одухотворенные образы. Такой подход нельзя сравнить с заводской работой, где всё делают машины, или человек штампует что-то, думая только об окончании рабочего дня.

Традиция

Абашевская игрушка, история которой достаточно интересна, занимала главенствующее место в 162 хозяйствах села. Маленькие секреты обжига и лепки утаивались от посторонних, но бережно передавались от отца к сыну. Обучение детей начиналось в возрасте 8 лет, когда ребёнок уже мог самостоятельно проделывать несложные манёвры. Благодаря такому повсеместному занятию в селе образовалась одна большая династия гончаров.

Техника

Как изготавливалась абашевская игрушка? История возникновения понятна, но вот в чём был секрет мастеров? В старые времена все изделия из глины проходили через горн – округлое или овальное сооружение, которое делалось из огнеупорного кирпича. В высоту оно было 2 метра, а в ширину – 1,5. Работать в одиночку было невозможно, требовалось как минимум два человека. Мужчина залазил в горн, а помощник подавал ему необходимую для обработки посуду. Сверху засыпали осколки битой глиняной посуды (каланчики).

абашевская глиняная игрушка

Процесс обжига происходил на березовых или дубовых дровах. После того как мастер завершал работу, все пекли картошку – это было традиционным занятием после обжига глиняных изделий. Оставшуюся глину женщины забирали себе. Считалось, что она обладала лечебным свойствами, снимала тревогу, оберегала всю семью от дурного влияния. При работе мужчина вкладывал в глину свои лучшие побуждения, добро, радость. В народе считается, что глина – отличный проводник эмоций и чувств. Именно поэтому правильно заряженная глина считалась оберегом и действенным лекарством.

Незамысловатая, но чудная абашевкая игрушка не может оставить кого-либо равнодушным. Будь то приезжие туристы или современная экспедиция – все неизменно поддаются её чарам и покупают экземпляр для себя. Веским доказательством сего служит то огромное количество стихов об этой забаве, которые ходят по всей России. В каком бы уголке этой большой страны вы не побывали, старые люди поведают или даже покажут вам потертую абашевскую игрушку.

Ларион Зоткин

Абашевская игрушка, фото которой радует глаз, наибольшую свою популярность получила в связи мастером Ларионом Зоткиным в 1920-х годах прошлого века. Он родился и вырос в уже известном нам селе. С ранних лет отец учил мальчика собственному мастерству. Таким образом, с детства Ларион владел важными секретами работы с глиной и с каждым годом только совершенствовал свой навык. Он является автором многих игрушек, которые поражают своей живостью, реальностью и красочностью: причудливых львов, сказочных собак, смешных медведей и т.д. При взгляде на его игрушки складывается ощущение, что держишь в руках настоящий тотем из древних мифов и легенд.

абашевская игрушка история

Как раз во время творчества Лариона Зоткина формируются основные скульптурные приёмы и особенности формы и росписи абашевских игрушек. Мастер прославился на всю Россию и даже за её пределами. Его игрушки можно найти во многих галереях и выставочных центрах в разных городах. Полюбоваться его чудесными работами можно, приехав Музей абашевской игрушки.

Особенности игрушки

Промысел сочетает в себе некоторые характерные только ему особенности. Для начала стоит сказать, что каждая игрушка является свистулькой, то есть своеобразным свистком, которым можно позабавиться на досуге. Чаще всего игрушки изображают в виде животных, но не всегда. Кем бы ни был персонаж, он всегда будет отличаться некоторой фантасмагоричностью. Например, это могут быть красные львы, зелёные собаки, многорукие женщины и т.д. Туловище игрушки имеет удлинённую форму, и эта особенность сразу бросается в глаза. Опирается она на 4 ноги или лапы, которые очень широко расставлены для устойчивости. Голова имеет гармоничный размер, но крепится она на изящной продолговатой шее. Эта часть также имеет некоторые своеобразные особенности.

музей абашевской игрушки

Так, например, глаза у игрушек всегда глубоко посажены. Если изображается животное с рогами (олень, баран, козёл), то рога могут иметь очень замысловатую и странную форму, часто они многоярусные. Ещё одна отличительная черта заключается в пышной причёске, бороде, кудрях. Такие детали имеют четкий контур, они отлично смоделированы и отличаются высоким рельефом.

Роспись

Абашевская игрушка раскрашивается при помощи эмалевых красок насыщенных оттенков. Чаще всего это красный, синий, зелёный цвета, которые сочетаются самым необычным образом. Всё зависит о фантазии мастера, который делает игрушки. Непонятно как, но они всегда получаются гармоничными и красивыми. Некоторые мелкие детали, такие как рога, копыта или волосы могут быть окрашены в золотые и серебряные оттенки. Ещё один трюк, к которому прибегают мастера, – это оставление незакрашенных участков на фигурке. Таким образом получается сильный контраст между яркими цветами и белыми пятнами эмали. Те, кто видят абашевскую игрушки до росписи, не могут поверить в то, что в результате получится такое чудо. Более того, мастера сравнивают роспись игрушки с её одухотворением. Только после этого последнего штриха можно говорить о том, что игрушка получила свою маленькую «душу». Современные мастера начали использовать поливу для того, чтобы игрушка имела более обтекаемую форму, а цвета были менее яркими. Что ж, на вкус и цвет товарищей нет.

Современность

Несмотря на то что о данном промысле сейчас почти ничего не слышно, он не исчез полностью. Традиции абашевских мастеров продолжает Калимуллина Ида – исследователь гончарного мастерства. Она занимается этим с 1985 года и пока ни разу не пожалела, что отдала этому занятию столько времени и сил. Для того чтобы максимально эффективно усвоить технику и секреты производства игрушек, она переехала в село Абашево. Там она обучалась мастерству в семье Малышева и у братьев Зоткиных.

абашевская игрушка история возникновения

После этого мастерица создала собственный Фонд возрождения абашевской игрушки, к которому привлекла уже достаточное количество неравнодушных людей. Также она является директором музея, о котором мы упоминали выше, и заведующей творческой лабораторией, где обучают старому русскому промыслу. Если вы захотите побывать в Абашево, то обязательно посетите эту лабораторию. Там занимаются дети от самых маленьких до подростков, а также регулярно проводятся мастер-классы для приезжих гостей. После вы сможете приобрести понравившуюся игрушку и украсить ею ваш дом.