Поезд товарный: классификации и особенности

0
0

Грузовые или товарные поезда - одна из множества составляющих железнодорожного транспорта, колесящего по России и миру. Кроме этого, "товарняки" сами еще подразделяются на многочисленные категории, имеющие свои отличительные особенности.

Категории поездов

Поезд товарный
Весь железнодорожный транспорт принято подразделять на четыре большие группы:

  • очередные;
  • внеочередные;
  • следующие по особому требованию;
  • устаревшие.

Самая многочисленная категория - первая. К ней относятся поезда скорые, скоростные и высокоскоростные, людские (грузовой состав, наполненный людьми), грузопассажирские, пассажирские, фирменные (комфортабельный пассажирский состав, к примеру "Красная стрела"), премиум-категории, товарные, ускоренные товарные, почтово-багажные, хозяйственные, воинские, санитарные и локомотивы без вагонов. К внеочередным относят пожарные, восстановительные и снегоочистительные составы. По особому требованию следуют бронепоезда (вооруженный и бронированный боевой состав, созданный для участия в военных действиях в пределах железной дороги), литерные (имеют наивысший приоритет на магистрали, так как перевозят важных персон и особо ценные грузы, название произошло от того, что такой транспорт обозначается не цифровым значением, а буквенным - литерой) и траурные (нередко использовались в прошлом на похоронах национальных героев и выдающихся правителей). К устаревшим в настоящий момент относят курьерские составы, идущие с высокой скоростью, пропускающие небольшие станции. Однако устаревшим является само понятие, так как таким способом сейчас передвигаются скоростные поезда и экспрессы.

Вагоны тоже делятся на свои категории: пассажирские, грузовые и специальные. К последним относятся такие, как рельсосмазыватель, лаборатория, сейф, тендер, прачечная, рельсошлифовальный, весопроверочный, путеизмерительный, помывочно-дезинфекционный и другие.

Особенности товарного состава

Поезд товарный (грузовой) - состав, включающий группу грузовых вагонов во главе с локомотивом. У него есть особенности. Длина товарного поезда может быть различной, она зависит от количества вагонов, которых в составе может быть в среднем 50-70. Самые длинные составы достигают 2 км.

Эти поезда тоже подразделяются на свои категории: крытые, цистерны, термосы, ледники, платформы, хопперы (для сыпучих грузов), рефрижераторные, изотермические, автомобилевозы, транспортеры. При этом конструкция их практически одинакова: тележка, кузов, рама, тормозное устройство и автосцепка. Скорость товарного поезда в России ограничивается 90 км/ч. В мире этот показатель в отдельных странах доходит до 120 км/ч.

скорость товарного поезда

Классификация товарных составов

Поезд товарный бывает нескольких типов:

  • участковый - курсирующий только между двумя техническими станциями;
  • сквозной - едущий не меньше, чем через одну товарную остановку;
  • сборный - доставляющий вагоны на промежуточные остановки;
  • вывозной - забирающий вагоны на промежуточных станциях своего пути следования;
  • тяжеловесный - превышающий на сто и более тонн заданную на участке следования весовую норму;
  • длинносоставный - имеющий хотя бы на один условный вагон больше максимальной нормы для определенного участка пути;
  • повышенного веса - более 6 тысяч тонн;
  • повышенной длины - более 350 осей, включая ось "тягача";
  • соединенный - два и более сцепленных между собой грузовых состава, каждый со своим действующим локомотивом.

По железным дорогам также курсируют и ускоренные товарные поезда: скорые грузовые, рефрижераторные, специализирующиеся на перевозке скота, птицы и скоропортящихся продуктов.

длина товарного поезда

Именные товарные составы

Если в России грузовые составы имеют только числовые обозначенения, то в США принято давать им собственные имена, а вагоны украшать рекламой. Такой поезд товарный обычно доставляет овощи, фрукты и зелень к местам их переработки. Движение этих составов строго разграничено графиком, маршрутная скорость высока.

Хоть в настоящее время поезд товарный уже имеет множество разновидностей со своими уникальными особенностями, в будущем ожидается их пополнение и модернизация.