Самые масштабные железнодорожные катастрофы - список, история и интересные факты

0
0

С развитием научно-технического прогресса возрастает не только нагрузка на окружающую среду, но и уровень опасности для человека. Повышение скорости жизни требует и повышенных скоростей передвижения. На смену лошадиным повозкам пришли автомобили, скоростные поезда и реактивные авиалайнеры. Известия о трагедиях на дорогах и в воздухе, железнодорожные катастрофы пугают и приводят в ужас. Но несмотря на двухсотлетнюю историю развития железнодорожного транспорта, он пока остается самым безопасным. Так ли это и какова вероятность оказаться в эпицентре железнодорожной катастрофы, поговорим в данной статье.

железнодорожные катастрофы

Статистика и опрос

Статистика – вещь коварная. За критерии оценивания можно брать самые разные показатели: количество жертв на километры пути или на человеко-часы. Приведем статистические данные по соотношению жертв к числу пассажиров. В данном оценивании железная дорога на третьем месте по уровню безопасности передвижения. Уступает она водному транспорту и, как ни пародоксально, авиации. А вот опросы населения упорно дают совсем другие цифры. Только 15% респондентов считают, что могут попасть в катастрофу на железнодорожном транспорте. В то время как опасения по поводу автомобильного транспорта высказывает порядка 50% опрошенных. И 85% респондентов опасаются пользоваться услугами современной авиации.

Причины не имеют национальности

Два столетия существования железнодорожного сообщения показывают, что у железнодорожных катастроф нет национальности. Отдельно стоит рассматривать террористические акты, и о них мы поговорим отдельно. К причинам трагедий, приводящих к железнодорожным авариям и катастрофам, чаще всего относятся следующие:

  • Нарушения техники безопасности и правил эксплуатации оборудования.
  • Неисправности железнодорожного полотна или подвижного состава.
  • Изношенность оборудования или его использование по истечении сроков эксплуатации.
  • Техногенные факторы или природные катаклизмы.
    железнодорожная катастрофа под уфой

Опасные лидеры

При анализе крупнейших железнодорожных катастроф обращает на себя внимание сочетание нескольких факторов. И кроме того, каждая такая трагедия – уникальный случай, трагическое стечение обстоятельств. Но статистика безжалостна: 25% железнодорожных катастроф происходит в результате схода состава с рельсов. Столько же приходится на наезды и столкновения железнодорожного транспорта с другими транспортными средствами (гужевой, автомобильный и даже велосипедный). Пожары, взрывы и выход из строя оборудования отнимают порядка 10%, а остальное – человеческий фактор и ошибки управления, которые приводят к выезду составов на занятые пути и прямым столкновениям.

Самая первая авария

Как гласит история, первая авария на железнодорожном транспорте случилась 8 ноября 1833 года в пригороде Хайтстауна (штат Нью-Джерси, США). В результате сломавшейся оси с рельсов сошел пассажирский поезд «Камден энд Эмбой». По стечению обстоятельств в поезде ехал шестой президент Соединенных Штатов Америки Джон Куинси Адамс (1767-1848). В числе многих пассажиров он получил ранения, а два пассажира погибли. Счет жертвам железнодорожных катастроф был открыт и продолжается по сегодняшний день.

крупнейшие железнодорожные катастрофы

Топ мировых катастроф

За всю историю существования железной дороги произошло множество трагических событий. Перечислим три самые значительные мировые трагедии по количеству погибших пассажиров.

Пералия (Шри-Ланка). Эта трагедия, случившаяся 26 декабря 2004 года, на сегодня считается самой смертельной. Число жертв неизвестно, официальные источники называют цифру в 2 тысячи человек. Поезд «Королева моря» был сметен волной цунами, тридцатитонные вагоны, два из которых унесло в океан, и восьмидесяти тонный тепловоз отбросило на 50 метров. Спасатели добрались до состава только на третьи сутки. Полторы сотни пассажиров чудом остались живы.

железнодорожная катастрофа 1989

Аль-Айят (Египет). Эта железнодорожная катастрофа произошла 20 февраля 2002 года. Машинист поезда не увидел возникновение пожара в одном вагоне, и огонь очень быстро охватил семь переполненных пассажирами вагонов. Люди выпрыгивали на ходу из пылающего поезда, ведь он проехал еще порядка 10 километров. По официальным данным, погибло 380 человек, около тысячи получили тяжелые ожоги и ранения.

Бихар (Индия). В данном случае причина трагедии – любовь к братьям меньшим. Машинист поезда совершил резкое торможение, чтоб избежать столкновения животным. В результате весь состав упал в реку. Трагедия 6 августа 1981 года унесла жизни всех, кто ехал в этом поезде – 800 человек.

Опасность подстерегает не только пассажиров

Нишапур (Иран). С рельсов сошел состав с цистернами серы, бензина, удобрениями и хлопком.

железнодорожный транспорт катастрофы

В село Хаям, куда 18 февраля 2004 года въехал поезд, кроме пожарных, стеклось множество зевак, политиков, журналистов. И вот тогда вагоны детонировали: взрыв был равен 180 тоннам в тротиловом эквиваленте. Погибло порядка 300 человек, до 500 были ранены, а взрыв был слышен за 70 километров от эпицентра.

железнодорожные госпитали медицины катастроф

Самый жуткий теракт

Страшные катастрофы на железной дороге – вожделенная мечта террористов. Именно так четырьмя взрывами в электропоездах Мадрида (Испания) решили отметить террористы-смертники 911 день после трагедии 11 сентября 2001 года. Взрывы прогремели 11 марта 2004 года и унесли жизни 192 граждан из 17 стран мира. Пострадало около двух тысяч человек. Ответственность за эти взрывы так и не взяла на себя ни одна из террористических организаций.

железнодорожные катастрофы в россии

Самая страшная катастрофа СССР

Такой трагедии не было больше ни на территории Советского Союза, ни стран СНГ. И причина железнодорожной катастрофы под Уфой – авария на трубопроводе углеводородов Сибирь - Урал - Поволжье, приведшая к образованию плотной газовоздушной смеси в районе прохождения поездов. 18 вагонов поезда Адлер - Новосибирск тогда, 4 июня 1989 года, столкнулись с таким же пассажирским составом из 20 вагонов, идущим в обратном направлении. В эпицентр трагедии попали 1284 пассажира, из них – почти 400 детей. Трагическая случайность привела к тому, что эти поезда встретились – один запаздывал по техническим причинам, а второй делал экстренную остановку (высаживал роженицу). Когда они поравнялись на участке дороги Улю - Теляк - Оша, искра от колес привела к взрыву от 300 тонн тротила до 12 килотонн. Для сведения – взрыв в Хиросиме составлял 16 килотонн в тротиловом эквиваленте. Электровозы и 38 вагонов были просто уничтожены. Ударная волна отбросила с путей 11 вагонов. Вековые сосны сгорели, как спички. По официальным данным, в железнодорожной катастрофе (1989) погибло 575 пассажиров, почти тысяча получили ранения разной тяжести и ожоги. Жители города Аша, находящегося в 10 километрах от взрыва, на протяжении всей спасательной операции, которая длилась почти неделю, помогали спасателям и пострадавшим. Хотя в самом городе были выбиты взрывной волной стекла в жилых зданиях, а огонь от пожарища, охватившего 250 гектаров леса, был виден с расстояния в 100 километров.

Гибель спортсменов

Эта железнодорожная катастрофа под Уфой унесла жизнь 9 хоккеистов челябинской команды «Трактор». Эти мальчики, 1973 года рождения, были кандидатами в юношескую сборную Советского Союза и золотыми призерами многих турниров. С 1989 года в память о погибших чемпионах в Челябинске проводится ежегодный турнир по хоккею, являющийся одним из самых престижных среди юношеских команд. На месте трагедии установлен мемориал (1992), а в Новосибирском вагонном депо открыт памятник жертвам (2009). А в России все большее распространение получает развитие направления железнодорожных госпиталей медицины катастроф. На месте трагедии и сегодня останавливаются электрички, чтоб почтить память всех погибших в этой страшной катастрофе.

железнодорожные катастрофы в россии

Годом раньше

Ровно за год до этой катастрофы, 4 июня 1988 года, по причине несоблюдения правил транспортировки опасных веществ на станции Арзамас (Горьковская область) в 09.32 утра произошел взрыв. Взорвались три вагона с гексогеном, а это 118 тонн взрывчатого вещества. Воронка от взрыва составила 26 метров в диаметре. Было разрушено 151 жилой дом, более 800 семей остались без крова над головой. Кроме полностью разрушенного полотна (250 метров), повреждения были нанесены 2 больницам, 49 детским садам, 14 школам. Погибли 91 человек, из них 17 детей.

Железнодорожные катастрофы в России: 2017

18 января. Водитель автомобиля выехал перед поездом на переезд. Даже при экстренном торможении не удалось избежать столкновения. Погиб водитель и пассажир автомобиля.

30 января. Легковой автомобиль столкнулся электричкой в Подмосковье. Погибли три человека, находящиеся в автомобиле.

3 марта. Амурская область – столкновение грузового автомобиля и грузового поезда, вагоны которого сошли с путей. Погибли два пассажира и водитель автомобиля.

26 марта. В результате столкновения двух поездов Учалинского горно-обогатительного комбината (Башкирия) сошли с рельсов две цистерны, в которых находилось дизельное топливо. Один человек пострадал и четыре погибло.

8 апреля. Поезд Москва - Брест столкнулся с электричкой под Москвой. С рельсов сошли три вагона электрички и локомотив поезда. 12 пассажирам из 50 пострадавших потребовалась госпитализация.

9 сентября. На переезде столкнулись КАМАЗ и пассажирский поезд в Ханты-Мансийском автономном округе. Два человека умерли в больнице, 20 пассажиров получили травмы.

6 октября. Автобус выехал на переезд во Владимирской области. Жертв нет.

железнодорожные аварии и катастрофы

Подводим итог

Трагедии и катастрофы неизбежны при развитии технического прогресса. Возрастающие скорости передвижения привносят в нашу жизнь потенциальную опасность. Каждому приходится самому решать, какой транспорт выбрать для передвижения. Как гласит половица – чему быть, того не миновать. Пусть в нашей жизни будет меньше тревог, а неприятности обойдут нас и дорогих нам людей. А для этого – будьте осторожным пассажиром и соблюдайте правила, которые написаны для обеспечения безопасности. А машинистам и обслуживающему персоналу в приоритет задач должно входить соблюдение правил обслуживания механизмов и правил охраны труда.