Продукция - это что такое? Понятие

0
0

Целью любого предприятия, независимо от его размеров и специфики, является получение прибыли. Однако получить ее можно, лишь когда происходит реализация продукции. Что же такое продукция, какие бывают ее виды, какой путь ей предстоит пройти, прежде чем попасть с производственного конвейера в корзину покупателя?

Продукция - это что такое

Данным термином называют результат хозяйственной или производственной деятельности любого предприятия, организации или целой промышленной отрасли.

продукция это

От качества производимой продукции, а также ее доступности (стоимости) зависит ее популярность, а, следовательно, и конечная прибыль предприятия.

Какие бывают формы продукции

Услышав словосочетание «продукция предприятия», многие сразу же представляют какие-то материальные вещи, вроде зубной пасты или колбасы.

производство продукции

Однако это не совсем верное понимание значения термина «продукция», поскольку он может выражаться в двух формах.

  • Товар – материальный продукт производства, который имеет вещную форму и используется для удовлетворения различных потребительских потребностей.
  • Работа – определенная услуга или пакет услуг, предусмотренных договором. Результаты выполнения определенных работ чаще всего не имеют четкой натурально-вещественной формы. Характер услуг может быть как производственным, так и непроизводственным.

В качестве примера можно привести обувь. Допустим, в неком городе расположен небольшой цех по производству кожаных сапог.

алкогольная продукция
Однако, помимо изготовления, на этом предприятии также занимаются и ремонтом обуви. Получается, что продукт производства цеха – сапоги, а их ремонт – это оказываемая услуга.

Виды продукции

В идеале производство продукции выглядит так: на предприятии купили рулон ткани, из него пошили определенное количество платьев, рассчитали стоимость с учетом затрат и наценки, продали магазину и получили прибыль. Однако на практике все так гладко не выходит. По этой причине выделяется сразу несколько видов продукции.

  • Основная продукция – это тот товар или услуга, на производство которого нацелено данное предприятие. Он является основным источником дохода.
    объем продукции
  • Брак – это, как ни странно, тоже продукция. Правда, она не соответствует стандарту и, следовательно, непригодна для реализации. Чем меньше среди готовой продукции брака – тем выше производительность и прибыль предприятия. Кстати, брак может быть не только в виде товара, но и некачественно оказанной услуги.
  • Побочный продукт, который может создаваться из отходов основного производства. Например, на фабрике по производству мягкой мебели обрезки набивных материалов часто перерабатывают в наполнители для подушек, одеял или мягких игрушек.
  • Сопряженная продукция – это то, что изготавливают из тех же материалов, что и основную, используя другие технологии. К примеру, фирма, специализирующаяся на производстве шампуней, из того же сырья изготавливает гели для душа и пены для ванн.
  • Отходы – это тоже продукция, правда, она непригодна для реализации или переработки и подлежит только утилизации, согласно действующим нормам законодательства для конкретной области.

Рассмотрев все эти виды продукции, можно сделать вывод, что, планируя производить что-то и рассчитывая его стоимость, всегда стоит учитывать браки и отходы, которые неизбежны, даже при самом высокоэффективном производстве.

Группы продукции по степени готовности

  • Готовая продукция – это товары или услуги, которые прошли все стадии производства, а также проверку качества, имеют соответствующую упаковку и документацию. Фактически такой товар готов к продаже и в любой момент может быть отправлен заказчику.
  • Полуфабрикаты. В данном случае имеется в виду не продукты, которые нужно разогреть пять минут в микроволновке и можно подавать к столу как готовое блюдо, поскольку такие товары тоже относятся к готовой продукции. Полуфабрикатами на производстве называют незаконченное изделие, которое нуждается в доработке. К примеру, на ликероводочном заводе изготавливается такая алкогольная продукция, как водка и коньяк. Первый напиток после проведения химических манипуляций может сразу разливаться по бутылкам с этикетками и отправляться на склад. А вот второму нужно время, чтобы настояться. Так вот коньяк, отправленный настаиваться, является полуфабрикатом: теоретически пить его можно, но на практике он еще не приобрел необходимых для продажи качеств.
  • Продукция незавершенного производства. К этой группе относятся как товары, работа над которыми еще не закончена, так и те, которые еще документально не оформлены.

Что такое объем продукции

От этого фактора напрямую зависит прибыль предприятия. Объемом производства называют количество изготовленного товара (оказанных услуг) за определенный промежуток времени.

Этот фактор очень важен для любого производства, поскольку, исходя из его показателей, рассчитывается дальнейшая стратегия развития предприятия.

продукция предприятия

Зная, сколько продукции компания может изготовить за месяц, ее руководство может планировать сроки поставок своей продукции и решить, сможет ли оно выполнить тот или иной заказ к условленному сроку.

Как он измеряется

Объем продукции можно измерять в физических и денежных единицах.

Физические единицы объема продукции измеряются:

  • В килограммах, тоннах, метрах и т.п.
  • В тысячах, количестве упаковок, рулонов, листов и т.д.

Объем продукции в стоимостном выражении (денежных единицах) определяется разными показателями:

  • Готовая продукция.
  • Товарная продукция.
  • Валовая продукция.
  • Чистая продукция.
  • Проданная продукция.

Качество продукции

После того как закуплено сырье, изготовлен из него продукт, прежде чем сдать его на склад и отправить на продажу, необходимо удостовериться в его качестве. Ведь во все времена этот показатель был одним из главных для любого товара и услуги.

При достаточно высоком качестве конечный потребитель часто готов закрыть глаза на более высокую стоимость товара, по сравнению с другими.

реализация продукции

В каждой стране для всех видов продукции существуют определенные критерии качества, которым изделие или услуга должны соответствовать, чтобы иметь возможность попасть на полки магазинов. Поэтому каждый готовый продукт проходит проверку - сертификацию. По результатам которой он либо отправляется на доработку, либо идет в продажу.

Предприятие обязано предоставлять к каждому виду изготавливаемой продукции такие сертификаты, ибо, таким образом, оно гарантирует качество своих товаров покупателю и защищает себя от мошенников. Поэтому, покупая в магазине молоко или крем, можно смело попросить у продавца сертификат качества. А вот если его не окажется в наличии, вполне вероятно, что данная продукция является подделкой и может причинить вред здоровью покупателя.