Трактор МТЗ-50: технические характеристики, преимущества и недостатки

Трактор колесный МТЗ-50 относится к категории универсально-пропашной техники класса 1,4 т. Модель широко использовалась в аграрной, строительной и промышленной сфере. Первый экземпляр сошел с конвейера Минского тракторного завода в 1962 году. После 1985 г. техника под этой маркой выпускалась в ограниченном количестве. Нынешний аналог рассматриваемого трактора – это машина «Беларус-500».

мтз 50

Устройство и предназначение агрегата

Конструкция МТЗ-50 дает возможность использования техники для разных нужд, благодаря применению различных навесных приспособлений. Основное предназначение трактора:

  • посев и последующая обработка земельных угодий;
  • вспашка и культивация полей;
  • транспортировка грузов;
  • вспомогательные работы.

У данной модели предусмотрено изменение ширины колеи на передних и задних колесах. Эти элементы спереди в конструкционном плане выполнены с подвеской средней жесткости и являются направляющими. Задняя пара выполняет движущую функцию, имеет большие габариты и подвеску жесткого типа.

Все основные узлы находятся во фронтальной части кабины, доступ к ним не затруднен, что во многом облегчает обслуживание техники. Кабина МТЗ-50 изготовлена на основе жесткого каркаса, внешняя ее часть защищена от коррозии двухслойным покрытием порошковой эмали, устойчивой к агрессивным раздражителям. Внутри водительское место отличается комфортом для тех времен, от вибрации оператора защищает специальная отделка.

трактор мтз 50

Параметры технического плана

Ниже представлены основные технические характеристики трактора МТЗ-50:

  • эксплуатационный вес – 3430 килограммов;
  • база агрегата – 2,37 метра;
  • длина/ширина/высота – 3850/1970/2780 мм;
  • колея – 1,2/2,1 м;
  • клиренс – 46,5 сантиметра;
  • вместимость топливного резервуара – сто тридцать литров;
  • силовая установка – ММЗ Д-50 (четыре цилиндра, 55 лошадиных сил);
  • предельная скорость – 33 км/ч;
  • тормоза – дисковый вариант;
  • гидравлическая система – раздельно-агрегатного типа.

Ниже рассмотрим некоторые узлы более подробно.

МТЗ-50: двигатель и КПП

Силовой агрегат для рассматриваемой машины оснащен четырьмя цилиндрами, имеет не особо большую мощность – пятьдесят пять «лошадок». Запустить мотор можно вручную либо посредством электрического стартера. Объем двигателя составляет 4,74 литра, система охлаждения – жидкостного типа.

 блокировка мтз 50

Трансмиссия трактора – только механического образца, оснащена понижающим редуктором. Коробка передач рассчитана на включение девяти передних скоростей и имеет два режима заднего хода. Благодаря редуктору переключение передач происходит без потери мощности, обеспечивая достойный показатель проходимости техники.

Силовая установка функционирует на дизельном топливе с дополнительной очисткой, на предельной мощности «съедает» около восьми литров на сто километров, что для машины подобного класса вполне рационально.

Ходовая часть и электрическое оборудование

Рассматриваемый трактор отличается жесткой подвеской. Специальный мост МТЗ-50 – балансирующего типа. Колеса фиксируются при помощи удобных и надежных приспособлений, позволяющих оперативно произвести их разборку или монтаж. Хорошая проходимость техники обеспечивается благодаря почти полуметровому дорожному просвету и регулируемой ширине колесной колеи, а также внушительным протекторам на шинах. Дисковая тормозная система отличается надежностью и простотой в обслуживании.

Электрооборудование включает в себя генератор, пару стартеров, свечи. После переключения электромагнитного реле стартер начинает вращаться, приводя машину в движение. Это же устройство служит для остановки стартера после набора силовым агрегатом необходимого числа оборотов. Горючая смесь воспламеняется посредством искры от свечей зажигания.

кабина мтз 50

Достоинства и недостатки

Трактор МТЗ-50 имеет ряд объективных преимуществ:

  1. Простота конструкции, надежность, отличная ремонтопригодность.
  2. Универсальность в использовании. Вместе с различным навесным оборудованием техника применяется в коммунальном хозяйстве, аграрной отрасли, строительной и промышленной сфере.
  3. Машина рассчитана на эксплуатацию в различных климатических регионах.
  4. Регулируемые колеса с удобным соединением и глубокими протекторами обеспечивают хорошую проходимость.
  5. Возможность эксплуатации в самых жестких погодных условиях.
  6. Дешевизна. Рассматриваемая модель – одна из самых доступных по стоимости среди ближайших конкурентов.
  7. Неприхотливость к качеству горючего.
  8. Доступность запчастей и невысокая цена ремонта всех узлов.

Среди минусов специалисты отмечают низкий показатель производительности при обработке больших по площади территорий, а также отсутствие системы кондиционирования и высокую шумность.

Особенности

За более чем полувековую историю эксплуатации белорусский трактор показал себя превосходно в различных уголках бывшего Советского Союза. Основа модели состоит из половинчатой рамы сварного типа, муфты сцепления, заднего моста и блока коробки передач. На балке размещены гидравлический усилитель руля, жалюзи охлаждения, водяной и масляный радиатор.

мтз 50 двигатель

Кроме того, стоит отметить раздельно-агрегатную гидравлическую систему объемом двадцать один литр и с рабочим давлением 20 МПа. Блокировка МТЗ-50 осуществляется посредством механической коробки передач и тормозами дискового типа. Топливный резервуар находится за сидением оператора, закрытая кабина фиксируется на колесные крылья. Большие окна обеспечивают хорошую обзорность, освещение ночью и при плохой видимости гарантируют четыре стандартные фары.

Модификации

Минский тракторный завод в свое время выпустил несколько модификаций на основе Т-50. Например, агрегат с приставкой «К» сконструирован был совместно с тбилисскими инженерами. Упор в этой модели умышленно сделан на повышенную устойчивость при эксплуатации в горных районах и на склонах.

Виноградники обслуживала вариация под индексом 50-В, она отличалась повышенной маневренностью. Модификация «Р» предназначена для работы на рисовых полях. Машина 50-Н отличалась от прототипа заниженным дорожным просветом и меньшим диаметром колес.

Невзирая на то что некоторые аналоги были комфортнее и продуктивнее, МТЗ-50 перекрывал все свои недостатки дешевизной обслуживания, доступностью, ценой запчастей и ремонта. Современным аналогом пятидесятой серии является трактор «Беларус-500». Он отличается надежностью, новым мотором и неплохими характеристиками.

В завершение

Хотелось бы отметить, что устройство трактора МТЗ-50 позволяет активно использовать разнообразные дополнительные приспособления, существенно расширяющие его эксплуатационные возможности. Также технику можно использовать как погрузчик или экскаватор. Оригинальное устройство колес увеличивает маневренность и проходимость, поскольку маленькие элементы направляют машину, а задние увеличенные исполняют движущую функцию.

 мост мтз 50

Благодаря уникальной трансмиссионной коробке имеется возможность активации пониженных передач, а также переключение скоростей без потери мощности. Невзирая на то что несколько десятков лет аппарат не выпускается, запчасти на него можно раздобыть и сейчас. Трактор МТЗ-50 по праву является одним из лучших представителей в своем роде с учетом года выпуска, характеристик, цены, ремонта, надежности и производительности.