Закон № 44-ФЗ. Реестр недобросовестных поставщиков. Причины и следствия внесения в него

Госзаказ всегда вызывал повышенный интерес у хозяйствующих субъектов. Этому во многом способствовали многочисленные публикации о нем. В прежние годы госзаказ регламентировался Федеральным законом № 94. Однако на смену ему пришел 44-ФЗ. Реестр недобросовестных поставщиков – одно из существенных дополнений, введенных в практику с принятием нового закона. Нормативная база была значительно усовершенствована для обеспечения повышенной защиты не только заказчиков, но и предприятий, участвующих в сделках, являющихся для них основным источником дохода. Рассмотрим далее, как осуществляется внесение в реестр недобросовестных поставщиков. 44 фз реестр недобросовестных поставщиков

44-ФЗ

В законодательстве предусматривается возможность отследить ненадежных хозяйствующих субъектов. Для этого создается специальная информационная база. Согласно 44-ФЗ, реестр недобросовестных поставщиков включает в себя данные о субъектах, участвовавших в закупках, победивших по их итогам, но уклонившихся от заключения контракта, отправленного им заказчиками. Также в информационной базе присутствуют сведения о лицах, с которыми были расторгнуты соглашения в связи с нарушениями условий в одностороннем порядке либо по судебному постановлению.

Важный момент

По 44-ФЗ, реестр недобросовестных поставщиков содержит сведения не только о самих компаниях. В информационной базе присутствуют данные и об учредителях таких организаций. Кроме того, в нее заносятся сведения об иных субъектах, которые, как правило, указываются в справках о бенефициарах. Законодательство устанавливает обязанность заказчиков направлять соответствующую информацию в ФАС. Субъекты должны помнить, что в случае непредставления необходимых сведений им грозит административная санкция. На сегодняшний день штраф составляет 15 тыс. р. – для служащих, 100 тыс. р. – для организаций. внесение в реестр недобросовестных поставщиков 44 фз

Задачи и функции информационной базы

Предусмотренный по 44-ФЗ, реестр недобросовестных поставщиков-предприятий, не исполнивших свои обязательства, способствует уменьшению рисков заказчиков по срыву закупки. Нарушители контрактных условий не допускаются к участию в тендерах. В настоящее время в условиях закупки присутствует обязательный пункт. Субъектом, подающим заявку, предоставляется также справка из реестра недобросовестных поставщиков. 44-ФЗ устанавливает, что информация о предприятиях, не выполнивших обязательства, хранится 2 года. Просматривать сведения весь этот период можно бесплатно. До окончания этого временного промежутка возможно исключение из реестра недобросовестных поставщиков. 44-ФЗ допускает удаление записи только в случае принятия уполномоченным госорганом соответствующего решения. Оно должно отменить постановление, на основании которого сведения о хозяйствующем субъекте попали в информационную базу.  справка из реестра недобросовестных поставщиков 44 фз

Особенности занесения данных

Включение информации в реестр осуществляется ФАС или территориальным исполнительным органом, реализующим контрольные функции в сфере закупок. Правительственным постановлением № 1062 были утверждены пояснения к порядку занесения данных в базу. В этом нормативном акте приводятся требования к методике и последовательности ведения реестра.

Срыв подписания контракта

Обстоятельства, по которым информация попадает в базу, самые разные. К примеру, проект контракта направляется заказчиком контрагенту после окончания срока подписания или бумажный вариант соглашения задержался в пути по вине почтовой службы. В таких ситуациях суд обычно принимает позицию второй стороны. Во избежание проблем специалисты рекомендуют дублировать сканированную копию договора на электронную почту поставщика. Между тем, если задержка произошла по обстоятельствам, независящим от второй стороны (технический сбой, отсутствие интернет-соединения и пр.), то у участника есть все шансы доказать непреднамеренность своего поведения. Для этого поставщику необходимо предъявить документы, подтверждающие форс-мажор. К примеру, это может быть чек о ремонте компьютера, справка от провайдера о сбоях и так далее. Следует понимать, что причина пропуска срока должна быть веской. На подписание контракта отводится не меньше 5-ти дней. Поэтому, если поставщик ждал последнего момента, а потом произошел форс-мажор, то непреднамеренность доказать намного сложнее. исключение из реестра недобросовестных поставщиков 44 фз

Непредоставление гарантии

Во многих контрактах присутствует обязательный пункт об обеспечительных мерах. Если поставщиком не была предоставлена гарантия банка или денежные средства в оговоренной сумме в срок, отведенный тендерными документами, то сведения о нем включаются в реестр. С финансовым аспектом все более-менее понятно. Что касается банковской гарантии, то на практике возникают некоторые проблемы. Например, она может быть предоставлена, но заказчика не устроил ее текст. В этом случае вины поставщика нет. Это вполне можно доказать в суде.

Неисполнение условий контракта

Заказчики в таких ситуациях часто направляют заявления в суд. Если решение по спору будет принято не в пользу поставщика, и оно вступит в действие, включения в реестр можно избежать при определенных условиях: если соглашение было нетиповым и в нем присутствовала третейская оговорка. Стоит сказать, что контракт будет расторгнут в любом случае. Однако оснований для внесения сведений в реестр не будет. реестр недобросовестных поставщиков 44 фз срок

Односторонний отказ

Такой вариант расторжения контракта считается достаточно трудозатратным. Обусловлено это необходимостью доказывания в суде правомерности отказа. 95 статья, часть 12 Закона предписывает заказчику правильно оформлять процедуру одностороннего выхода из сделки. Он должен направить поставщику свое решение. Рекомендуется это делать заказным письмом с извещением о вручении. Решение об одностороннем отказе можно исполнить только по истечении 10 дней. Если поставщик за это время исправит нарушения, удовлетворит претензии, то заказчик отменяет свое постановление.

Выписка из реестр недобросовестных поставщиков

44-ФЗ устанавливает перечень сведений, к которым заинтересованные субъекты имеют свободный доступ. При желании они могут их распечатать. В информационную базу заносят следующие данные:

  1. Номер, дата включения в реестр.
  2. Название уполномоченной контрольной структуры, добавившей соответствующую запись.
  3. Официальное наименование организации (ФИО физлица) и ИНН поставщика и его учредителя.
  4. Реквизиты документа, отражающего результаты закупки (протокол), если субъект, победивший в тендере, не подписал контракт, уклонился от его оформления. Если соглашение было впоследствии расторгнуто, указывается также дата его заключения.
  5. Предмет контракта.
  6. Идентификатор закупки.
  7. Реквизиты документа, в соответствии с которым контракт был расторгнут. Также указываются причины прекращения сделки.

выписка из реестр недобросовестных поставщиков 44 фз

Нормативные предписания

Если участник, который выиграл тендер, уклонился и не заключил контракт, вследствие чего он был подписан с субъектом, занявшим второе место, заказчиком подготавливаются сведения для занесения их в реестр недобросовестных поставщиков (44-ФЗ). Срок для этого – 3 дня (рабочих). Сведения направляются в ФАС. Если выигравший участник оказался единственным поставщиком, но уклонился от оформления соглашения, у заказчика есть на подготовку и отправку информации 5 дней. Исчисление периода начинается от даты, когда истекает период для оформления договора. Если поставщик нарушил условия подписанного контракта, заказчику нужно отправить сведения в течение 10 дн.