Театральный художник Борис Мессерер: биография, творчество и интересные факты

0
0

Театральный художник Борис Мессерер, родившийся в марте 1933 года в Москве, не исчез в тени знаменитых родителей. Природа на нём, как это принято говорить, не отдохнула. Выдающаяся, даже гениальная семья очень часто заслоняет будущее своих детей, но не в этот раз. Биография сына получилась не менее творческой и уникальной. Династия, потомком которой явился Борис Мессерер, весьма известна с давних времён, а потому, говоря о Народном художнике РФ, никак нельзя обойти в рассказе и его близких.

борис мессерер

Отец

Асаф Мессерер пришёл в настоящий балет поздно - в пятнадцать лет, начав занятия у Мордкина, но уже через три года танцевал в основной труппе Большого театра. В течение тридцати лет своей блистательной карьеры он создал незабываемые партии в зарубежных и русских балетах.

После чего стал выдающимся балетмейстером и педагогом, причём преподавал и в России, и за рубежом. Родина наградила его по заслугам: две Сталинские премии, три ордена Трудового Красного знамени, орден Дружбы народов и множество иных наград. Кроме того, он носил высокое звание Народного артиста СССР.

Мать

Анель Судакевич была дочерью известного московского хирурга Алексея Судакевича и Жозефины Косско - не менее известной как учёный-агроном. Дочь же своих родителей оставила в полной тени, в девятнадцатилетнем возрасте начав сниматься в немом кино, где быстро заслужила уважение самых высоких профессионалов. Образы она создавала очень яркие и запоминающиеся. Дружила с Марецкой, Пудовкиным, Мордвиновым. Карьера выстраивалась более чем удачно. Её обожал Маяковский, скупавший в киосках все открытки с изображением актрисы.

После рождения сына Анель неожиданно с экранов ушла, но кино не покинула: стала художником по костюмам. И тут преуспела. Дружила с Никулиным, многие годы работала, придумывая костюмы для артистов цирка. Знаменитая кепка Олега Попова - тоже её произведение. А в 1969 году Анель стала Заслуженным художником РСФСР. Прекрасно писала портреты.

мессерер борис асафович

Другие

Если бы только родители! Маленький Борис Мессерер у себя дома мог смотреть в любую сторону, чтобы увидеть звезду. Это не семья, это рассадник талантов, где каждый второй родственник имел имя знаменитое. Просто навскидку: тётя Суламифь - известная балерина, дядя Азарий - известный актёр, двоюродная сестра - Майя Плисецкая. Можно было бы удивиться, если мальчика судьба обошла бы щедростью.

Борис Мессерер, которому выпало жить и воспитываться в таком ярком и творческом окружении, должен был достойно продолжить такой выдающийся род. И он сделал это, став одним из самых ярких представителей российской культуры. Учился в Архитектурном институте у Дейнеки и Фонвизина, а позже дружил с Евстигнеевым, Табаковым, Ефремовым... Да и не перечислить всех. И, наконец, женился он тоже знаково - на Белле Ахмадулиной.

Начало

Чтобы стать превосходным театральным сценографом, Мессерер Борис Асафович унаследовал и развил в себе талант своей матери. Он любил рисовать с самого раннего детства, однако в себе уверен не был, а потому в художественный вуз не пошёл, полагая собственную неспособность выдержать вступительные испытания. А вот в Московский архитектурный институт все экзамены сдал. Учился прекрасно, а потому сразу после его окончания Борис Мессерер работы выполнял на уровне самого высокого мастерства.

В 1958 году проходила Всемирная выставка в Брюсселе, и огромное панно "Москва" было выполнено такими художниками как Васнецов и Мессерер. Рядом трудились режиссёр Гончаров и психолог Эльконин. После этой знаменательной работы вся страна признала, что Борис Мессерер - художник, картины которого стоят пристального внимания. Он с той поры участвовал во многих десятках зарубежных, всесоюзных, региональных и московских выставок. И очень успешно оформлял книги.

борис мессерер работы

Театр

И всё-таки главное дело жизни пришло только в шестидесятых. Борис Мессерер о театре не мечтал, это было решение скорее неожиданное, однако именно оно принесло зрителю более ста пятидесяти замечательно оформленных спектаклей - оперных и театральных. Первым опытом была работа в тогда ещё молодом "Современнике". Заслуженным успехом пользовались оформленные его сценографией спектакли "Третье желание", "Сирано де Бержерак", " Белоснежка и семь гномов" и очень многие другие.

Одновременно Борис Мессерер, биография которого была теснейшим образом связана с искусством самого высокого уровня, работал и в Большом театре, и в Академическом имени Вахтангова, и в Театре сатиры, и в Драматическом имени Пушкина, и в театре имени Моссовета. И всюду его принимали с огромной радостью. Нет в Москве ни одного по-настоящему знаменитого театра, где не подвизался бы художник Мессерер Борис, сценографист, как оказалось, талантливейший.

Особенности

Отчего случилась эта удивительная востребованность, принесшая почти немедленное признание в такой, прямо скажем, творчески привередливой сфере театра? При всей верности принципам классики декоративного театрального искусства, Борис Мессерер был, как теперь бы сказали, художником креативным.

Его декорации удивляли то пространственностью и объёмностью, то динамикой конструкции, то пластичностью, то выразительнейшим минимализмом. Например, дверь в комедии "Назначение". Это была единственная декорация на сцене, в нужный момент трансформирующаяся в стол заседаний. Такое придумать не решился бы в те времена никто, только Борис Мессерер.

борис мессерер художник картины

Личная жизнь

Женат художник был дважды. Первая жена - балерина Нина Чистова, успешно танцевавшая в Большом театре. Однако главной женщиной Бориса стала и осталась навсегда поэтесса Белла Ахмадулина. Самое интересное то, что стихов он её до знакомства не видел, не слышал и не читал, более того, творчеством поэтов вообще интересовался маловато. Полюбил же Борис Мессерер сначала снежинки в волосах Беллы Ахмадулиной, а потом уже её поэзию.

Они прожили в счастливой войне целых тридцать шесть лет. Похожи они не были, особенно в привычках и жизненном, то есть бытовом укладе. Можно себе представить, каково приживать в одном доме с поэтессой (впрочем, с поэтом - тоже не сахар). Однако эти двое действительно любили друг друга всей душой. После смерти Беллы в 2010 году любовь эта не угасла, и книга, что написал о своей любимой Борис Мессерер ("Проблеск Беллы"), стала свидетельством этих глубоких отношений.

Портреты

Книги Бориса Мессерера - мемуары, где перед читателем проходит длинная череда портретов, настолько талантливо написанных, что каждый из них легко узнаваем. Оценки людей и событий, ощущения в поэзии, в искусстве - всё это тонкой вязью соединяет знакомые лица. Вознесенский, Окуджава, Аксёнов, Битов, Бродский, Высоцкий.

И те, о которых многое рассказали автору родственники: Бурлюк, Маяковский, Мейерхольд, Барышников, Эрдман. И ещё многие-многие, с которыми был знаком сам автор или его родители. Плятт, Параджанов, Гуэрра, Збарский, Чехов, Юткевич, Брик, Иоселиани. Можно перечислять очень долго, и это не передаст очарования подобных воспоминаний. Но самый яркий из этих портретов - Белла.

борис мессерер проблеск беллы

Сейчас

Ему скоро восемьдесят пять, но творческая жизнь его не оставляет. Борис Мессерер активно трудится, оформляет спектакли, пишет картины и очень много выставляется. Отзывы в прессе о его выставках многочисленны, пространны и переполнены восхищением. Например, в музее имени Бахрушина был представлен мир театра глазами художника, где эскизы его костюмов и декораций воспринимались как бесценные шедевры искусства, а не работы прикладного театрального значения.

Каждая такая выставка - это грандиозное действо невероятного масштаба, которое в ретроспективе представляет то, что подарила миру такого масштаба личность, как Борис Мессерер. Биография, личная жизнь его - это как бы автопортрет художника, тоже часть каждого такого проекта, приобретающая здесь общечеловеческую ценность.

Дуализм

Живопись Бориса Мессерера содержит в себе две основные составляющие, находящиеся в постоянной и неутихающей борьбе. Когда, например, внутри монументально строгого архитектурного построения бьётся живая стихия целого моря красок. Это и есть то, что отличает манеру и стиль, почерк художника. Здесь не просто увлечённая всеядность, напротив - многоликость в страстном постижении искусства.

Именно отсутствие слепого копирования, но привлечение всех мыслимых средств изобразительности к решению художественной задачи - кредо мастера. Потому так легко узнаётся творчество Бориса Мессерера в потоке произведений других авторов, оно имеет собственное лицо.

художник мессерер борис

Выставки

В просторных залах Третьяковской галереи Борис Мессерер несколько лет назад представил зрителям своё искусство, получив возможность воплотить в жизнь некоторые идеи, доселе недоступные. Перед зрителями предстали огромные инсталляции "Обыск" и " Реквием". И, конечно, не было человека, которого не тронули бы и не восхитили акварели, представленные в небольшом зале, где обычно демонстрируется графика.

Портреты любимой Беллы, которая так и не научилась позировать, поэтому и представлена в основном акварелью, написанной максимум за полчаса, чередовались с пейзажами их любимой Тарусы, где и похоронена эта блистательная поэтесса, и где стоит уже знаменитый памятник - последний дар ей от благодарного таланта её мужа. Акварели, к слову, великолепны. Они поражают не только свободной магией исполнения, но и поистине сверкающим цветом, что для этой техники является почти нереальной задачей.

География

Работы Бориса Мессерера демонстрировались на персональных выставках в зале МОСХ на улице Вавилова, в Тбилиси, Ленинграде 1986 года, в Доме художника в Москве - дважды и в Российской академии художеств - тоже дважды, в ГМИИ имени Пушкина - дважды, в Манеже, в музее имени Рериха, в Третьяковской галерее - дважды, в Москве и Санкт-Петербурге во время и после Перестройки - очень много раз, а также в Тарусе, Туле, Калуге, Кирове, Перми.

Наряду с выставочной деятельностью в нашей стране Борис Мессерер выставлялся в Бостоне, Эдинбурге, Милане, Праге, Сан-Пауло, Париже, Лондоне. Был награждён многими премиями, орденами и медалями, но произошли все эти награждения уже в постсоветское время.

Театральные работы

Своевольность фантазии Бориса Мессерера всегда удостоверяла реальность. В его работах для театра уживалось одновременно всё: архитектура и дизайн, живопись и графика, причём - не просто уживались, а дружно взаимодействовали, объединялись и противопоставляли себя остальным, приобретая всё новые и новые возможности, раскрывая неведомый пока и кажущийся парадоксальным язык искусства.

Здесь соединились вековые традиции и современный мир, театральная архитектура сформировала ясные и полностью завершённые пластические решения. Соединяясь, а порой и сталкиваясь в единой композиции, примиряются предметы контрастного цвета и разного масштаба, отличных друг от друга фактур, и в этом взаимодействии наполняются иным, но единым смыслом.

борис мессерер биография личная

Достижения

Художник создал произведения самого волнующего зрелищного свойства, это не просто декорации, это пространство, диктующее воображению зрителя. Поднимаются в памяти целые пласты давно забытых эпох, возвращаются стили, наполняют это пространство образами, которые летят единым потоком, и прошлое звенит в линиях настоящего, а вместе они дают предчувствие будущего. Здесь все предметы сценографии равно значимы, все смыслы и значения легко трансформируются именно так, как задумал художник.

Но самое ценное то, что и зритель воспринимает это явление как единственно верное. Такова художественная чуткость этого творческого театра, такова его раскрепощённость, помогающая разбудить сочувствие и сопереживание зрителя, даже его сотворчество с автором. Борис Мессерер - настоящий творец, абсолютно достойный своего знаменитого рода, поскольку только творцу подвластен успешный поиск новых путей в искусстве.