Иван Миколайчук - заслуженный артист Украинской ССР: биография, личная жизнь, фильмы

0
0

Иван Миколайчук был не только лицом, но и душой украинского поэтического кино. Именно с этим кинематографом неразрывно связано его имя. Благодаря немыслимо талантливому дебюту у одного из мэтров режиссуры Сергея Параджанова в 1964 году весь мир смог увидеть величие и мастерство начинающего актера. В своих ролях Миколайчук Иван Васильевич создавал образ очень яркий. Именно его пыталось достичь огромное количество людей.

Синема, синема, синема... Это великое искусство!

Практически невозможно переоценить роль кинематографа в существующем сейчас мире. Точно так же, как незабываемы созданные актерами, режиссерами и сценаристами образы. Даже после того, как перестает биться сердце актера, зрителям остаются созданные им персонажи. Для потомков он оставляет определенный образ человека, лишенного малейшей примеси повседневности, где нет ни одного полутона и ни единой случайности. Именно такой образ остается неким мерилом таланта в памяти зрителей на долгие годы.

Миколайчук Иван - актер не только талантливый, но и очень мудрый, - показывал с экрана такие человеческие образы, к которым необходимо было стремиться. Когда было время запрета национальных настроений и освободительных движений, именно он сумел доказать, что человек, сражающийся за независимость своей страны, может быть героической личностью.

Детские годы

Маленький Ванечка родился у Екатерины и Василия Миколайчуков, в многодетной семье. Он был четвертым. Это событие произошло в Черновицкой области, в селе Чертория, 15 июня 1941 года. Поскольку после него еще рождались малыши, то Ване приходилось их нянчить, помогая маме, ведь в семье было десять деток. Мама была домохозяйка, а папа работал железнодорожником-обходчиком.

иван миколайчук

С детских лет его отличала удивительная любознательность ко всему. Иван Миколайчук научился играть на нескольких музыкальных инструментах (особое место в его сердце занимала скрипка), любил петь. Родители его всегда удивлялись тому, что он может заметить то, на что остальные просто не обратят внимания.

В родном селе Миколайчуков не было школы. Но Иван очень хотел учиться, поэтому он каждый день бегал в соседнее, расположенное на расстоянии четырех километров. Кроме этого, с весны до осени ему приходилось работать в поле.

В семье растет актер!

С первых лет жизни мальчугана можно было догадаться, что, став взрослым, он будет лицедеем. Частенько закадычным друзьям показывались импровизированные сиюминутно сценки: Ваня очень точно мог скопировать интонации, услышанные им во время случайных ссор между его бабушками, или точно показать, как ходит пожилой сосед.

Детишки всегда были задействованы в работе по дому, выполняя посильные им по возрасту задания, помогали в работе отцу. А вечерами мама часто читала большой семье стихи Тараса Шевченко.

Еще в ранней юности Иван Миколайчук, фильмы которого занимают определенную нишу в советском кинематографе, определился со своей дальнейшей жизнью. Он поступает в училище Черновцов, где учится игре на нескольких инструментах, а потом решает немного отступить от этого рода деятельности. Паренек поступает в театр-студию, которая работает при украинском драматическом театре имени Ольги Кобылянской в этом же городе. И тогда же, в 61-м, он становится студентом КГИТИ имени Карпенко-Карого, который оканчивает в 1965 году.

Первые шаги на творческом пути

Дебют Ивана Миколайчука в кино состоялся еще в 1964 году, когда он снялся в курсовой режиссерской работе Леонида Осыки «Двое». Начинающий актер был очень точен в своем видении персонажа. Его красивое лицо, тонкая улыбка, приглушенный голос — все это приковывало к себе внимание, не оставляя незамеченными некую тайну, глубину и недосказанность. Именно эти черты немного позже и составят основу феномена личности великого актера.

белая птица с черной отметиной

Следующей работой, сделавшей Миколайчука по-настоящему известным и знаменитым, стала картина Сергея Параджанова «Тени забытых предков». Это была история любви гуцульских Ромео и Джульетты, созданная по мотивам новеллы Михаила Коцюбинского.

Его Маричка

Возможно, кому-то может показаться, что немного необычной, включающей некие совпадения и странности была его биография. Иван Миколайчук познакомился со своей будущей супругой как раз в то время, когда работал в театре. Девушка (тогда ее звали Мария Карпюк) только пришла работать под сень кулис, как ей стали задавать вопрос о том, а не сестра ли она Миколайчука. И действительно, их сходство казалось таким явным... Сначала они просто дружили, а потом поняли, что не могут прожить друг без друга. Вскоре они сочетались браком. Именно съемки одного из лучших фильмов двадцатого века были для них временем медового месяца. А по окончании съемочного процесса Иван называл жену только Маричкой.

 вавилон хх

Их свадьба проходила без всякой помпезности. Жених был в красивом костюме, а невеста не успела обзавестись традиционным белым платьем и фатой — она надела ярко-салатовое капроновое платье, а в волосы заколола белый цветок. Молодым людям было совершенно неважно, как они выглядят. Главное — теперь они будут вместе. Навсегда.

Режиссер «Теней» Параджанов в качестве свадебного подарка преподнес Марии ожерелье из венецианского стекла, купленное на одном из местных рынков.

Чета Миколайчуков

Все, кто знал молодых супругов, в один голос утверждали, что очень общительным был Иван Миколайчук. Личная жизнь его складывалась очень счастливо. Они всегда и во всем поддерживали друг друга, были опорой. И было только лишь одно, из-за чего горевали Маричка и Иван Миколайчук. Дети — это была их общая боль, единственное, что омрачало их с супругой радость от совместного бытия. Несмотря на то что они прожили вместе много лет, у них так и не родился малыш.

В квартирах, где поселялись супруги, никогда не закрывались двери. К ним в гости приходили коллеги и друзья, обсуждались разнообразные идеи происходили постоянные дискуссии. Эти творческие люди никогда не употребляли спиртное, лишь иногда могли выпить немного красного вина.

Маричка занималась всеми бытовыми вопросами. Она и готовила супругу любимые им блюда — жаркое, борщ, мамалыгу.

Поначалу Миколайчуки ютились в общежитии на обычной железной кровати, которая стояла прямо в коридоре (в комнатах для них места не нашлось). Однажды, когда актер снимался в картине «Сон», он повредил роговицу глаза и ушел на больничный. Проведать его пришел режиссер Валерий Ивченко. Когда он увидел условия, в которых жил Заслуженный артист Украинской ССР, то ужаснулся. Моментально было принято решение о том, чтобы супругам выделить однокомнатную квартиру.

Дебют в режиссуре

Первым фильмом, режиссером которого выступил Иван Васильевич, был «Вавилон ХХ». Он работал вместе с соавтором Василем Земляком над сценарием. Также он исполнял одну из главных ролей - сельского философа Фабиана, подбирал народные песни и мелодии, вошедшие в картину.

 иван миколайчук захар беркут

Основой фильма стал роман соавтора под названием «Лебединая стая», в котором шла речь о революционной ломке в деревне, о появлении новых общественных отношений. Стихия народной трагикомедии была отражена очень ярко.

Картина «Вавилон ХХ» в 1979 году принесла Ивану Васильевичу главный приз за режиссерский дебют. И это было очень справедливо, ведь в этой работе слова играли второстепенную роль. На передний план вышла живописная изобразительность.

Десять лет из жизни многодетной семьи

В 1970 году на киностудии имени Довженко снимали один из лучших фильмов украинского кинематографа - «Белая птица с черной отметиной». События, происходящие на протяжении целого десятилетия — с 1937 по 1947 годы — переносят зрителей в Буковину (сейчас это Черновицкая область Западной Украины), в украинское пограничное с Румынией селение на реке Черемош.

разведчики иван миколайчук

Сюжетная линия кажущаяся на первый взгляд довольно простой — обычная жизнь обычных людей, — при пристальном рассмотрении и погружении в эту историю показывает судьбы, характеры, жизненные позиции нескольких человек. В этой местности проживает семья Леся Звонаря, в которой много детей. Все работящие, но тяжелые тридцатые годы, голод привели к тому, что народ обнищал. Выживать надо было любой ценой. Лесь надумал продать своих сыновей в батраки. И здесь все прошло не так гладко, как предполагалось. На ярмарке старший сын Петр был арестован румынскими солдатами. Младший Георгий становится работником у отца Мирона, местного священника. Остальные дети расходятся по зажиточным хозяйствам, занимаясь разными сельскохозяйственными работами, им даже приходится валить лес.

Любовь и смерть идут рядом

Фильм «Белая птица с черной отметиной» показывает не только тяжелую жизнь поселян. Есть в этой истории и любовная линия. Красавица-дочка священника покорила сердца троих братьев. Но Дана все не может выбрать кого-то одного из ребят. Это светлое, казалось бы, чувство сыграет впоследствии огромную значимую роль в жизни каждого из них. Только вот никакого счастья никто не получит. В 1940 году, когда эта территория перешла к Советскому Союзу, а солдатами был убран пограничный столб, в селе был праздник. Дана создала семью с красноармейцем-трактористом.

Начавшаяся война разделила братьев, которые оказались по разные стороны баррикад. Петр (его сыграл Иван Миколайчук) ушел на службу в Красную армию, Орест стал якшаться с украинскими националистами, Георгий же после грустной истории любви (предмет его обожания Вивдя умерла от рук румынского офицера) ушел на фронт. После войны тоже не все так радостно в семье Звонарей. Убит отец, Петр предложил мужу Даны жить в их доме, но Орест однажды застает его там. Несчастного привязали к трактору и живьем сожгли. Петр пытался его спасти, но неудачно: во время взрыва трактора обо парня погибают.

Ненамного переживает их и Орест. Он спускается с гор,где скрывается долго время, в село на местный праздник. Но появившийся Богдан - брат - обвиняет его в убийстве Петра. Сельчане гонят убегающего Ореста обратно в горы. Но Богдан догоняет его, и свершается месть.

Вряд ли кто-то знает, что первоначально, еще в период подбора актеров, на роль Ореста планировалось пригласить именно Миколайчука. Этому воспротивились украинские чиновники, которые приняли решение, что этот великий актер не может воплощать трагически заблудшего сына своего народа. И то, что актер испытывал огромное желание сыграть именно этого персонажа, в расчет не бралось. Было поставлено условие, что в случае утверждения его на роль Ореста фильм не выйдет вообще.

Другие, не менее интересные роли

Еще когда продолжалась работа над «Тенями», Иван Миколайчук был утвержден на главную роль в фильме «Сон». Это было то, о чем любой актер мог только мечтать, да и то очень осторожно, практически не дыша. Иван Васильевич воплотил на экране самого Тараса Шевченко. Он не хотел повторить образ великого Кобзаря, который до него уже создавали Сергей Бондарчук и Амвросий Бучма. Поэтому огромное количество времени было проведено им в поисках материала, который он тщательно изучал. Всю свою любовь, уважение и восхищение этим поэтом, в гениальности которого никто не может усомниться, Иван Васильевич вложил в свою работу, создав очень яркий и запоминающийся образ юного Шевченко.

Позже зрители увидели актера в весьма неожиданном обличье: он сыграл в картине своего педагога Виктора Ивченко «Гадюка» белогвардейца Брыкина. Несмотря на то что обычно его героями были положительные интеллигентные персонажи, Миколайчуку было интересно перевоплотиться в убийцу.

В 1968 году актер снимался в советском военно-приключенческом фильме «Разведчики». Иван Миколайчук выходил на одну съемочную площадку с Леонидом Быковым и Константином Степанковым. В картине рассказывалось о боях на окраине города у реки Дунай. Противник заминировал речку, которая была единственной водной артерией города. Это привело к тому, что огромный город остался без продовольствия, люди начали умирать с голода, вспыхивали эпидемии. Командование советских войск поручило группе храбрых разведчиков очень трудную и опасную операцию — добыть у противника карту, на которой указана все заминированные участки Дуная.

заслуженный артист украинской сср

1971 год принес в фильмографию актера еще одну интересную картину, в которой сыграл Иван Миколайчук - «Захар Беркут». В фильме шло повествование о том, как мужественные карпатские горцы-русины под предводительством Захара Беркута (его сыграл Иван Миколайчук), который был главой племени воинов, земледельцев и охотников, вели борьбу с татаро-монгольским нашествием на Руси в далеком XIII веке. Народ всеми силами стремился отстоять свою свободу.

В 1979 году Миколайчук снимался в непривычном для себя жанре кино — фантастике. Но ему было интересно попробовать сделать то, что до сих пор он не делал. Фильм «Под созвездием Близнецов» дал ему такую возможность.

Исчезает искусственный мозг Стигом, созданный под руководством профессора Яворского. Одновременно с этим в городе происходит нечто странное и неожиданное: книги в городском хранилище оказываются перепутанными, звери из зоопарка выпущены на свободу. Раньше такого не было. Но Стигом в короткий промежуток времени сумел освоить весь опыт вымысла и науки, который накопило человечество. Теперь он создает искусственный организм, приходит к профессору, а после отбывает в созвездие Близнецов.

И хотя роль у именитого актера была не главной, он об этом ни разу не пожалел.

«Прощаюсь, янголе, з тобою»

Будучи еще совсем молодым, Иван Миколайчук страдал от сильных болей в желудке. Доктора диагностировали у него язву. После окончания очередного съемочного процесса актер сидел на жесткой диете, что помогало снимать болезненные ощущения. А вот работа над фильмом «Вавилон ХХ» еще больше подорвала его здоровье: он стал жаловаться на почти постоянные боли в желудке; случалось так, что из-за этого он не мог даже приезжать на съемки. После выхода картины ему стало намного хуже.

 миколайчук иван васильевич

Последний год жизни Миколайчук болел почти постоянно. Одно время он даже не мог самостоятельно передвигаться, поэтому его любимая Маричка практически носила его на руках. Дабы хоть немного отвлечь мужа от постоянных болей, она перенесла его диван в комнату с телевизором. До сих пор Мария Миколайчук находится в твердой уверенности, что Иван как-то предчувствовал свой скорый уход.

Свои последние дни жизни, когда метастазы поразили почти все его внутренние органы, актер просил супругу не отходить от него ни на шаг. Он говорил ей, что согласен быть голодным, только бы Маричка не отдалялась от него даже в магазин.

Странной, страшной и судьбоносной стала для актера цифра 25. Он был еще совсем молоденьким, когда сельская прорицательница сказала ему, что проживет Иван только 25 лет. Перед этим днем рождения Маричка, стараясь отвлечь мужа от мрачных мыслей, соврала ему, что его мама прислала письмо с просьбой приехать в гости. В домашней обстановке, с радостью встречаясь с родными, актер забыл о грозном предзнаменовании. Но оно все-таки сбылось. Правда, не совсем так.

Ночью после того дня, когда чета Миколайчуков отмечала серебряную свадьбу (25 лет совместной жизни), у актера случился неожиданный приступ. Он сел на кровати, будучи совершенно обессиленным, его левая рука дрожала, но Иван вдруг четко произнес: «Я теперь точно знаю, как снимать кино».

Утром жена отвезла его в больницу, надеясь на то, что он очень скоро покинет больничную палату, потому что он не любил эти стены. Но уже к вечеру он стал чувствовать себя намного хуже. Всего через три дня, будучи в бессознательном состоянии, один из лучших сыновей украинского народа ушел из жизни.

Прошло уже много лет со дня смерти Ивана Миколайчука, но Мария Евгеньевна — его Маричка — так и не называла себя его вдовой. Она всегда говорила, что и сейчас она — жена Ивана, та же девушка, которую он когда-то полюбил. Женщина часто видела его во снах, особенно перед тем, как в ее жизни происходили какие-то важные и значимые события. Маричка всегда была уверена в том, что и на том свете муж оберегает ее и дарит ей свою заботу. Десять лет назад, в 2006-м, она записала диск, который посвятила любимому до сих пор супругу - «Прощаюсь, янголе, з тобою».