Джексон Поллок – художник, который никого не оставил равнодушным

«Искусство – это самопознание. Каждый художник в своих творениях изображает себя», – так объяснял свои работы американский художник Джексон Поллок, картины которого кажутся полнейшим хаосом, но на самом деле являются примером чистой гармонии. Он придерживался мнения, что искусство живет само по себе, задача художника лишь в том, чтобы пропустить его через себя. Для него все сводилось к заявлению, а техника была лишь способом донести свои слова до окружающих. То, как наносилась на холст краска, отличало его от других представителей абстрактного экспрессионизма.

поллок художник

Ранние годы

Пол Джексон Поллок родился в городе Коди, штат Вайоминг, США 28 января 1912 года. Его отец, Лерой Поллок, был фермером и землеустроителем, а мать, Стелла Мей МакКлюр, была жестокой женщиной с артистическими амбициями. Младший из пяти братьев, Поллок часто искал внимания, которого не получал в достатке.

Когда Поллоку было 8 лет, его отец, страдающий алкоголизмом, покинул семью, и старший брат Чарльз заменил Джексону отца. Во многом Поллок-художник появился именно благодаря брату. Чарльз считался лучшим в семье, когда дело касалось изобразительного искусства. Он же и оказал значительное влияние на будущие амбиции Джексона.

В 1930 году, в возрасте 18 лет, Джексон Поллок переехал в Нью-Йорк к брату Чарльзу. Вскоре он начал вместе с ним обучаться у художника Томаса Харта Бентона, представителя современного искусства. Поллок проводил большую часть времени с семейством Бентона, не только обучаясь, но и присматривая за их младшим сыном. В конце концов они стали для него той самой семьей, которой он был лишен все свое детство.

Эпоха Великой депрессии

В 1929 году произошел мировой экономический кризис. 10 лет после этого события Соединенные Штаты Америки находились в депрессии. В это время президент Франклин Рузвельт запустил программу расширения сферы общественных работ, призванную подтолкнуть замершую экономику страны. Принимали в этом участие и деятели искусства. Каждый второй художник, Джексон Поллок тоже был в их числе, посчитал своим священным долгом перед страной принять участие в данных работах. Так свет увидели тысячи произведений искусства.

Но несмотря на занятость работой, Поллок, уже успевший пристраститься к бутылке, так и не смог бросить пить. В 1937 году в стремлении избавиться от пагубной привычки он начал посещать психоаналитика. В 1939 году Поллок открыл для себя выставку Пабло Пикассо в Музее современного искусства. Художественные эксперименты Пикассо сподвигли его расширить границы своего собственного творчества.

поллок художник картины

Любовь и творчество

В 1941 году на вечеринке Поллок встречает художницу еврейского происхождения Ли Краснер. После некоторого времени общения на художественные темы двое вступают в романтические отношения.

В это же время его работы замечает коллекционер искусства Пегги Гуггенхайм. Она признает, что, по ее мнению, Поллок – художник, картины которого отличает невероятная самобытность.

В 1945 году благодаря заключенному с Пегги Гуггенхайм контракту Поллок с женой перебирается за город. Он рад снова оказаться вдали от суетного города и при поддержке жены активно развивается как творческая единица, продолжая эксперименты в области техники «капания».

художник джексон поллок

Техника «капания»

Самые известные работы художника относятся к периоду, когда он использовал технику «капания» в 1947-1950 годах. Техника заключается в разбрызгивании краски на холсте, не прикасаясь к поверхности. Общественность признает, что Поллок – художник, которому удалось превзойти всех своих современников даже не касаясь кистями холста.

В 1949 году Поллок выставляется в галерее Бетти Парсонс. Его картины раскупаются в мгновение ока, он становится самым высокооплачиваемым художником в Америке. Однако слава не пошла ему на пользу. Поллок начал пренебрежительно относиться к своим коллегам и даже к своему учителю – Томасу Харту Бентону. Частые выступления перед прессой угнетают его необходимостью строить из себя другого человека, и Поллок вновь начинает пить.

Картины, показанные в галерее Парсонс в 1950 году, не были распроданы, несмотря на то, что многие из них сегодня считаются шедеврами. В этот период картины Поллока становятся мрачнее, он отказывается от техники «капания» в пользу черно-белой палитры. Это оказывается провальным решением для его творчества.

Падение и смерть

Критики называют последующие работы Поллока результатом его алкоголизма. Мрачным, суровым, полным страшного символизма.

Его брак трещит по швам, появляется множество любовниц. В 1956 году Краснер принимает тяжелое решение оставить мужа и уехать в Париж.

Поллок-художник больше никому не интересен. Вечером 11 августа 1956 года он, будучи в состоянии алкогольного опьянения, врезается на машине в дерево. Смерть наступила мгновенно.

художник джексон поллок картины

Наследие

В декабре 1956 года, а затем в 1967-м в Музее современного искусства в Нью-Йорке открывается выставка в честь памяти художника.

Несмотря на тяжелые отношения с алкоголем и недолгий период взлета, Поллок – художник, который оказал немалое влияние на современное искусство. Его картины по сей день являются вдохновением и предметом споров для многих современных деятелей искусства.