Светлана Проскурина – режиссер с неудобным колючим характером

0
0

Об одной из передовых отечественных кинорежиссеров Светлане Проскуриной российской кинопублике практически ничего не известно. Фильмы Светланы Проскуриной обычно выходят в ограниченном прокате.

Повод для гордости

Первого для РФ "Золотого Леопарда" на авторитетном фестивале в Локарно завоевала именно ее работа. Фильм «Случайный вальс» поразил опытное жюри своей чувственной, поразительно откровенной интонацией. Проект «Отражение в зеркале» стал изюминкой Каннского режиссерского двухнедельника. «Перемирие» открывало монреальский кинофестиваль класса «А». А «Удаленный доступ» был включен в основной конкурс Венецианского фестиваля. К успешности своих работ Светлана Проскурина относится философски спокойно, по словам режиссера, она хочет лишь одного: работать, создавать новые фильмы, потому что ничего интереснее самого процесса производства картины для нее нет. Все остальное постановщица считает прикладными вещами, подобно пирожным за обедом.

Светлана проскурина

Оттачивая мастерство

Светлана Проскурина родилась в конце мая 1948 года в городке Кривце. Свой путь в искусство девушка начала с заочного обучения во ЛГИТМиКе на театроведческом факультете. Полученные знания имела возможность закрепить на практике, некоторое время работая ассистентом режиссера, а после - в качестве второго режиссера студии «Ленфильм». Для того чтобы начать самостоятельную режиссерскую деятельность, Проскурина получает диплом режиссерского отделения ВКСР и уже работает в должности режиссера-постановщика на к/с «Ленфильм».

Дебют и первое признание кинообщественности

Светлана Проскурина - режиссер, авторскую манеру которой специалисты оценивают, как «отважное и жесткое авторское своеволие». Ее уникальный авторский почерк уже ясно просматривается в дебютной работе – короткометражке «Родительский день» (1982 г.). Спустя пять лет она снимает свою первую полнометражную игровую ленту «Детская площадка». Прорывом в творческой карьере постановщицы становится второй игровой проект «Случайный вальс», победивший в конкурсе на МКФ в Локарно. Это был первый в истории российского кинематографа приз «Золотой Леопард». Кинокритики отмечали ярко выраженный интерес Проскуриной к изломанным женским характерам, удивляясь особенностям ее драматургии. В этом фильме Светлана Проскурина осмелилась отодвинуть на второй план сюжетную форму, полностью сосредоточившись на визуализации и звуковом оформлении картины.

фильмы светланы проскуриной

Радикальное переосмысление

В следующей работе Светланы под названием «Отражение в зеркале» нарративные каноны кинодраматургии претерпели еще более радикальное авторское переосмысление. В кино 1992 года режиссер попыталась посредством киноискусства воссоздать на пленке внутренний мир героя. Картина хоть и стала точкой в первом этапе кинематографической карьеры постановщицы, но была высоко оценена жюри «Двухнедельника режиссеров» в Каннах.

За последующее десятилетие Светлана Проскурина не сняла ни одной игровой картины, посвятив себя работе в документальном кино. Для телеканала «Культура» она сняла ряд фильмов о выдающихся деятелях искусства.

светлана проскурина режиссер

Возвращение в большое кино

2001 год ознаменовался возвращением постановщицы в кинематограф. Светлана Проскурина, приняв приглашение частных инвесторов, начинает подготовительный процесс к съемкам «Удаленного доступа». Однако на начальной стадии производства из-за недостаточного финансирования проект был приостановлен. Но спустя три года съемки были завершены благодаря поддержке Александра Сокурова и продюсера Юрия Обухова.

В 2007 году в прокат вышел ее очередной проект «Лучшее время года». Критики оценили картину как удивительный фильм, редкий в своей непредсказуемости, повествование которого пронизано безысходностью.

Фильм «Перемирие», вышедший в прокат в 2010 году, стал особой вехой в карьере постановщицы. Предыдущие картины Светланы балансировали на пограничье жанров, но в «Перемирии» она безжалостно расправилась с реальностью, превратив ее в трагический фарс, почти абсурд, но достаточно мотивированный. По словам автора, это было уходом от прямолинейности социальных ассоциаций. Постановщице хотелось сакраментального реализма, а не сказочности.

светлана проскурина осознанные сны

Новый шедевр

Последней работой постановщицы является драматическая картина «До свидания, мама» (2014 г.). По сути, лента - это современная адаптация классической «Анны Карениной», а по форме – суровый фильм о супружеской измене, снятый оператором-эстонцем Р. Котовым. Перед этой работой снимала Светлана Проскурина «Осознанные сны», «Гонку со временем» и «Сердечную недостаточность» - короткометражные ленты, известные исключительно узкой аудитории.