Светлана Проскурина – режиссер с неудобным колючим характером

Об одной из передовых отечественных кинорежиссеров Светлане Проскуриной российской кинопублике практически ничего не известно. Фильмы Светланы Проскуриной обычно выходят в ограниченном прокате.

Повод для гордости

Первого для РФ "Золотого Леопарда" на авторитетном фестивале в Локарно завоевала именно ее работа. Фильм «Случайный вальс» поразил опытное жюри своей чувственной, поразительно откровенной интонацией. Проект «Отражение в зеркале» стал изюминкой Каннского режиссерского двухнедельника. «Перемирие» открывало монреальский кинофестиваль класса «А». А «Удаленный доступ» был включен в основной конкурс Венецианского фестиваля. К успешности своих работ Светлана Проскурина относится философски спокойно, по словам режиссера, она хочет лишь одного: работать, создавать новые фильмы, потому что ничего интереснее самого процесса производства картины для нее нет. Все остальное постановщица считает прикладными вещами, подобно пирожным за обедом.Светлана проскурина

Оттачивая мастерство

Светлана Проскурина родилась в конце мая 1948 года в городке Кривце. Свой путь в искусство девушка начала с заочного обучения во ЛГИТМиКе на театроведческом факультете. Полученные знания имела возможность закрепить на практике, некоторое время работая ассистентом режиссера, а после - в качестве второго режиссера студии «Ленфильм». Для того чтобы начать самостоятельную режиссерскую деятельность, Проскурина получает диплом режиссерского отделения ВКСР и уже работает в должности режиссера-постановщика на к/с «Ленфильм».

Дебют и первое признание кинообщественности

Светлана Проскурина - режиссер, авторскую манеру которой специалисты оценивают, как «отважное и жесткое авторское своеволие». Ее уникальный авторский почерк уже ясно просматривается в дебютной работе – короткометражке «Родительский день» (1982 г.). Спустя пять лет она снимает свою первую полнометражную игровую ленту «Детская площадка». Прорывом в творческой карьере постановщицы становится второй игровой проект «Случайный вальс», победивший в конкурсе на МКФ в Локарно. Это был первый в истории российского кинематографа приз «Золотой Леопард». Кинокритики отмечали ярко выраженный интерес Проскуриной к изломанным женским характерам, удивляясь особенностям ее драматургии. В этом фильме Светлана Проскурина осмелилась отодвинуть на второй план сюжетную форму, полностью сосредоточившись на визуализации и звуковом оформлении картины.фильмы светланы проскуриной

Радикальное переосмысление

В следующей работе Светланы под названием «Отражение в зеркале» нарративные каноны кинодраматургии претерпели еще более радикальное авторское переосмысление. В кино 1992 года режиссер попыталась посредством киноискусства воссоздать на пленке внутренний мир героя. Картина хоть и стала точкой в первом этапе кинематографической карьеры постановщицы, но была высоко оценена жюри «Двухнедельника режиссеров» в Каннах.

За последующее десятилетие Светлана Проскурина не сняла ни одной игровой картины, посвятив себя работе в документальном кино. Для телеканала «Культура» она сняла ряд фильмов о выдающихся деятелях искусства.светлана проскурина режиссер

Возвращение в большое кино

2001 год ознаменовался возвращением постановщицы в кинематограф. Светлана Проскурина, приняв приглашение частных инвесторов, начинает подготовительный процесс к съемкам «Удаленного доступа». Однако на начальной стадии производства из-за недостаточного финансирования проект был приостановлен. Но спустя три года съемки были завершены благодаря поддержке Александра Сокурова и продюсера Юрия Обухова.

В 2007 году в прокат вышел ее очередной проект «Лучшее время года». Критики оценили картину как удивительный фильм, редкий в своей непредсказуемости, повествование которого пронизано безысходностью.

Фильм «Перемирие», вышедший в прокат в 2010 году, стал особой вехой в карьере постановщицы. Предыдущие картины Светланы балансировали на пограничье жанров, но в «Перемирии» она безжалостно расправилась с реальностью, превратив ее в трагический фарс, почти абсурд, но достаточно мотивированный. По словам автора, это было уходом от прямолинейности социальных ассоциаций. Постановщице хотелось сакраментального реализма, а не сказочности.светлана проскурина осознанные сны

Новый шедевр

Последней работой постановщицы является драматическая картина «До свидания, мама» (2014 г.). По сути, лента - это современная адаптация классической «Анны Карениной», а по форме – суровый фильм о супружеской измене, снятый оператором-эстонцем Р. Котовым. Перед этой работой снимала Светлана Проскурина «Осознанные сны», «Гонку со временем» и «Сердечную недостаточность» - короткометражные ленты, известные исключительно узкой аудитории.