Герхард Баркхорн, один из лучших асов немецкой авиации: биография, награды и звание, причина смерти

0
0

В январе 1983 года Германию облетела весть, о том, что авария, произошедшая на Мюнхенском шоссе, закончилась гибелью водителя легковой машины и его пассажирки. Подобные эпизоды происходят ежедневно и, при всей их трагичности, стали частью современной жизни, но дело в том, что за рулём разбившегося "Опеля" был Герхард Баркхорн – немецкий летчик, пролетавший всю войну на боевых машинах. Трудно поверить, но постоянно находясь на краю гибели и оставшись в живых, прославленный ас Люфтваффе нашёл смерть в мирное время на самой комфортабельной трассе Европы.

Герхард Баркхорн

Юность истинного арийца

Об этом человеке, вошедшем когда-то в элиту Люфтваффе, в наши дни знают не только у него на родине, но и далеко за её пределами. Он родился 20 марта 1919 года в семье добропорядочных немецких бюргеров проживавших в Кёниксберге (Калининграде), являвшимся в те годы крупным торговым и промышленным центром Восточной Пруссии.

Когда Герхарду Баркхорну исполнилось 18 лет, по улицам его родного города маршировали отряды штурмовиков, а репродукторы надрывались истеричными выкриками фюрера. Вдохновлённый его безумными речами и ощутив себя истинным арийцем, рождённым для великого передела мира, молодой человек, принял решение посвятить свою жизнь военной авиации – ударной силе, способной принести Германии её будущие победы.

Несомненная принадлежность к «высшей расе», а также идеальная физическая форма и достаточное на тот момент образование позволили Герхарду в 1937 году стать курсантом кениксбергского лётного училища, которое он успешно окончил двумя годами позже. Обновив офицерский мундир, украшенный лейтенантскими погонами, молодой лётчик прибыл для прохождения службы в один из полков военно-воздушных сил Германии как раз в том момент, когда она готовилась развязать самую кровавую бойню в истории человечества.

Бои над Ла-Маншем

Боевым крещением Герхарда Баркхорна стали сражения за Британию, в которых немецкая авиация должна была обеспечить условия для задуманной Гитлером, но так и не осуществлённой операции «Морской лев» – высадки десанта и дальнейшей оккупации королевства. Тогда, в 1940 году, над Ла-Маншем разгорелись первые воздушные сражения Второй мировой войны.

Надо сказать, что это «первый блин» вышел у будущего аса довольно впечатляющим комом. Как явствует из личных воспоминаний Герхарда Баркхорна, совершив в тот период около сотни боевых вылетов, он не сбил ни одного вражеского самолёта, но при этом дважды был вынужден прыгать с парашютом из охваченной огнём машины.

Однажды это случилось над Ла-Маншем далеко от берега, и пилот замерзал в ледяной воде, пока его почти в бессознательном состоянии не подобрали моряки. Выжить ему тогда удалось лишь благодаря железному здоровью. Так, постоянно находясь на грани смерти, набирался опыта будущий ас.

Третий Рейх

Начало боёв на Восточном фронте

Счёт своим воздушным победам Баркхорн открыл лишь на следующий год, после того как Германия предприняла наступление на Восточном фронте. Именно там, в украинском небе он сумел в полной мере воспользоваться опытом, который был им накоплен в боях за Британию. Во время своего сто двадцатого боевого вылета, совершённого 3 июля 1941 года, Герхард Баркхорн сбил советский бомбардировщик ДБ-3.

В последующие месяцы счёт сбитых самолётов противника резко возрос, и к ноябрю их насчитывалось уже 10. Это достижение было отмечено командованием Третьего рейха. Баркхорна произвели в обер-лейтенанты и назначили командиром подразделения. Входило оно в состав знаменитой истребительной эскадры Jagdgeschwader 52 (JG-52), о которой следует рассказать отдельно.

Элитная эскадра Люфтваффе

Действовала она главным образом на Восточном фронте и по праву вошла в историю Люфтваффе. Во время Второй мировой войны её летчики добились в воздушных боях самой высокой результативности, уничтожив около 10 тыс. самолётов противника. Достаточно сказать, что среди личного состава JG-52 были три таких выдающихся аса, как Гюнтер Раль, одержавший в небе 274 победы, Эрих Хартманн, 350 раз выходивший победителем из воздушных боёв, и, наконец, сам Герхард Баркхорн, к концу войны сбивший 301 самолёт противника.

В состав эскадры входили три отдельные истребительные эскадрильи. В разные периоды войны численность самолётов Bf-109, которыми она была укомплектована, менялась от 100 до 120 единиц. Сформирована эскадра была в 1939 году непосредственно перед началом Второй мировой войны, и действовала вплоть до подписания Германией акта о капитуляции.

Первая награда

К июлю 1942 года Баркхорн вошёл в число самых результативных лётчиков Люфтваффе. На его счету к этому времени было уже 64 сбитых самолёта, и это неопровержимо свидетельствовало о том, что из него сформировался настоящий мастер воздушного боя. Однако даже профессионалы столь высокого класса могут порой встретить достойного себе противника.

Герхард Баркхорн награды

Так случилось и с Баркхорном. Во время воздушного боя, завязавшегося 5 июля между ним и пилотом советского истребителя, его машина была подбита, и, оставляя за собой шлейф дыма, устремилась к земле. Лишь за несколько мгновений до неминуемой гибели немецкому лётчику удалось воспользоваться парашютом.

Судьба оказалась к нему на этот раз благосклонной, и Баркхорн благополучно приземлился в расположении своих войск, но полученное ранение заставило его провести несколько последующих месяцев в берлинском госпитале. Памятью о той встрече с неизвестным русским лётчиком, едва не поставившим роковую точку в его жизни, остались шрамы от пуль, прошивших его грудь.

По завершении лечения Герхард Баркхорн был принят лично Герингом, вручившим ему первую боевую награду – Германский крест в золоте, к которому позже прибавился и Рыцарский крест. Добавим, что лётчику, украсившему свою грудь двумя высшими наградами рейха, в те дни едва исполнилось 23 года.

Тысяча боевых вылетов, ставших рекордом

Окончательно залечив раны и окрепнув, Баркхорн вернулся в свою часть. Продолжив участие в боях, он с необыкновенной быстротой стал пополнять список воздушных побед, отметив в марте 1943 года свой день рождения 105-м сбитым самолётом противника. Соответственно, умножились и награды Герхарда Баркхорна.

Герхард Баркхорн звание

К полученным ранее прибавился Рыцарский крест с дубовыми листьями, который вручался лишь за особые заслуги перед Германией. Это дало молодому офицеру новый мощный стимул, и в последующие 2 месяца Баркхорн сбивает ещё 15 самолётов, доведя, таким образом, их общее число до 120.

В январе следующего 1944 года он устанавливает своеобразный рекорд, став первым из немецких летчиков Второй мировой войны, кто совершил тысячу боевых вылетов. Уничтожив к тому времени 240 самолётов противника, Баркхорн по этому показателю уступал лишь своему товарищу по эскадрилье, непревзойдённому асу Эриху Хартманну, сумевшему довести их количество до 255. Итогом становится ещё одна высокая награда, полученная, на этот раз, из рук самого фюрера – Рыцарский крест с дубовыми листьями и мечами.

Новое ранение

Удостоенный высших наград рейха, Баркхорн вновь бросается в самую гущу воздушных боёв. Но вновь, как когда-то в июле 1942-го, удача на какой-то миг изменяет своему любимцу, и советский пилот длинной очередью прошивает его истребитель Bf-109.

Спастись удалось и на этот раз, но в госпитале пришлось провести 4 месяца. Несмотря на искалеченную правую руку, прославленный ас вновь поднялся в небо, и в боях над Венгрией уничтожил ещё 15 самолётов союзных войск. Последняя воздушная победа, ставшая 301-й на его счету, была одержана им 3 января 1945 года.

Немецкий ас и советские мастера воздушного боя

В чём же секрет поразительных успехов этого немецкого аса? Разумеется, одной из главных его составляющих является необычайная смелость, но этого мало. Из воспоминаний самого Баркхорна, а также других летчиков Люфтваффе, участвовавших вместе с ним в воздушных сражениях, известно, что его излюбленной тактикой были внезапные атаки, при которых он пикировал на врага со стороны солнца или неожиданно заходил снизу с хвоста самолёта. Но, кроме того, в его арсенале были и все приёмы классического воздушного боя с использованием всего многообразия его элементов.

Герхард Баркхорн причина смерти

Являясь профессионалом высочайшего класса, Герхард Баркхорн в своих воспоминаниях нередко восхищается мастерством многих советских лётчиков, оставшихся для него безымянными, но запомнившихся ему по воздушным боям, в которых их свела фронтовая судьба. В качестве примера он приводит эпизод, когда однажды был атакован русским истребителем.

Тот памятный бой продолжался не менее часа, но не принёс победу ни одной из сторон. Оба пилота, демонстрируя фигуры высшего пилотажа, пытались уничтожить друг друга пулемётным огнём и не достигли успеха. Воздушная схватка окончилась вничью, поскольку уровень мастерства обоих лётчиков оказался равным, и при этом чрезвычайно высоким. Пройдёт много лет, и этот бой Баркхорн подробно опишет в книге своих воспоминаний.

Освоение новой техники

В последние месяцы войны на вооружение Люфтваффе поступила новая по тем временам боевая техника – первые реактивные самолёты марки "Ме-262". Ими был оснащён особый полк, командиром которого фюрер назначил опытного военачальника генерал-лейтенанта Адольфа Галланда, начавшего свой путь простым пилотом истребителя, и сумевшего подняться до высших командных должностей. Стараясь привлечь к освоению новых самолётов наиболее квалифицированных специалистов, Галланд ходатайствовал о предоставлении в его распоряжение и Герхарда Баркхорна.

Так в конце войны прославленный ас оказался в полку реактивной авиации. Однако после соответствующей переподготовки на новой машине ему довелось подняться в воздух лишь дважды. Причём если первый полёт прошёл относительно благополучно, то во втором неожиданно вышел из строя двигатель, и случилось это в самый неподходящий момент, когда Баркхорн был атакован советским истребителем.

Остаётся только гадать, что спасло его тогда от смерти – мастерство или почти мистическая удача, которая неотступно следовала за ним всю войну. Но так или иначе, реактивный самолёт с неисправным двигателем Баркхорну удалось благополучно посадить, сохранив и машину, и собственную жизнь.

Лишь на земле, выбираясь из кабины, он получил сильный удар в шею неожиданно захлопнувшимся фонарём, открытым в воздухе при неудавшейся попытке выпрыгнуть с парашютом. Полученная травма была столь серьёзной, что заставила пилота встретить конец войны в госпитале.

Герхард Баркхорн немецкий летчик

Итог боевого пути

Общий итог боевого пути, который приводится в биографии Герхарда Баркхорна, поистине удивителен: за годы Второй мировой войны им было совершено 1105 боевых вылетов и уничтожен 301 самолёт союзных войск. При этом сам пилот 9 раз был сбит и покидал с парашютом горящие машины. За всю историю военно-воздушных сил Германии более высоких показателей удалось достичь только одному человеку – его сослуживцу по эскадрилье Эриху Хартманну.

Послевоенная служба в ВВС ФРГ

Удача осталась верна Баркхорну и после того, как Германия подписала свою бесславную капитуляцию. По окончании военных действий он оказался не в советской оккупационной зоне, что могло бы иметь для него весьма печальные последствия, а на территории, контролируемой западными союзниками. В результате, выйдя на свободу менее чем через год, Герхард Баркхорн в звании майора военно-воздушных сил Западной Германии продолжил службу в её лётных частях.

В начале 60-х годов в конструкторских бюро ФРГ разрабатывались принципиально новые модели самолётов, и, как это бывает в подобных случаях, к их испытаниям привлекались наиболее опытные пилоты. Одним из них стал Баркхорн, которому уже не раз приходилось поднимать в небо ещё неопробованные машины.

Рассказывая об этом периоде его жизни, уместно вспомнить один эпизод, получивший известность и показывающий до какой степени Баркхорн был способен сохранять в критических ситуациях присутствие духа, а также свойственное ему чувство юмора.

Был случай, когда однажды в результате допущенной ошибки опытному асу не удалось мягко опустить на землю самолёт марки «Кестлер», способный совершать вертикальный взлёт и посадку. В результате сильного удара о бетонную полосу дорогостоящая машина была разбита.

Когда к месту аварии подбежали служащие аэродрома, переживавшие больше всего за жизнь пилота, то первая фраза, которую они услышали, открыв кабину, вызвала у них улыбку: «Это мой триста второй» – невозмутимо проговорил Баркхорн. Тогда же в 60-е годы он командовал военно-воздушным полком JG31 Boelcke и закончил службу 30 июня 1973 года в звании генерал-майора ВВС ФРГ.

Баркхорн Герхард воспоминания

Смерть на заснеженной трассе

Заканчивая рассказ об этом удивительном лётчике, вновь вернёмся на Мюнхенскую автостраду, где утром 6 января 1983 года произошла авария, поставившая точку в жизни человека, сотни раз находившегося на грани смерти и каждый раз выходившего победителем. В то роковое утро в предместье Мюнхена разыгралась сильная метель, усложнявшая управление транспортом и сводившая до минимума видимость на трассе.

В "Опеле", принадлежащем Баркхорну, кроме него находилась его жена Кристл. Они уже подъезжали к городу, когда среди снежной мглы вдруг обозначились очертания, замершего посреди проезжей части грузовика. Баркхорн успел нажать на тормоз, но его машина в тот же момент получила удар двигавшегося за ней автобуса и была вмята в стоящий впереди автомобиль.

От полученных травм Кристл скончалась на месте, а её муж был доставлен в ближайшую клинику, где, несмотря на все усилия врачей, умер через несколько дней. Как сообщали газеты, причина смерти Герхарда Баркхорна заключалась во множественных повреждениях, полученных в результате аварии, главной из которых был перелом основания черепа.

Описывая кончину любого человека, сумевшего заметно отличиться в той или иной области, принято упоминать, о чём он говорил, уже находясь на краю вечности. Что же касается последних слов Герхарда Баркхорна, то о них ничего не известно, поскольку он скончался, не приходя в сознание. Можно лишь догадываться о том, что мог бы чувствовать, уходя из жизни, 63-летний человек, оставшийся в живых после 1105 боевых вылетов и нашедший столь нелепую смерть в мирное время за рулём собственного автомобиля. Поистине, пути Господни неисповедимы…