Украинская железная дорога: история, современное состояние и перспективы

ПАО «Украинские железные дороги» («Укрзализныця») – национальная компания, являющаяся предприятием-монополистом в области железнодорожных перевозок. УЖД обеспечивает половину пассажирских и ¾ грузовых перевозок на Украине среди всех видов транспорта.

Украинская железная дорога

Описание

Компания «Украинские железные дороги» создана на базе Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины, а также подведомственных предприятий и учреждений. С 1.12.2015 является национальным перевозчиком грузов и пассажиров по ж/д путям. Целью УЖД является удовлетворение потребностей в безопасных и качественных железнодорожных перевозках, обеспечение эффективного функционирования и развития железнодорожного транспорта, выход на безубыточную работу и т. д.

Характеристика

Украинская железная дорога входит в топ-5 крупнейших операторов Евразии по объемам грузоперевозок. Ж/д пути опоясывают сетью всю территорию страны, охватывая большинство крупных населенных пунктов. Их общая протяженность превышает 21640,1 км.

Насущной проблемой является снижение эксплуатационных издержек. Всеобщая электрификация путей позволит экономить значительные средства. Реализуется масштабная программа, цель которой - перевести подвижной состав на электрическую энергию взамен дизельного топлива. На сегодня электрифицировано 46% (или 9878 км) путей.

ПАО Украинские железные дороги

Подвижной состав

Парк подвижного состава по состоянию на 2016 год включает 3872 локомотива. Из них:

  • 2152 тепловоза;
  • 1720 электровозов.

В том числе:

  • 282 дизель-поезда;
  • 17 рельсовых автобусов;
  • 10 скоростных электропоездов компании Hyundai;
  • 2 межрегиональных поезда локомотивной тяги (по 5 пассажирских вагонов);
  • 2 скоростных электропоезда серии «Тарпан».

Согласно статистике, Украинская железная дорога эксплуатирует 109596 грузовых вагонов, 5210 пассажирских вагонов и 4475 контейнеров.

Образование национальной администрации

После получения в 1991 году Украиной независимости встал вопрос организации грузовых и пассажирских перевозок по территории страны. Для эффективного управления железнодорожным транспортом и обеспечения потребностей хозяйства и населения в перевозках кабмин Украины 14.12.1991 года издал постановление «О создании Государственной администрации ж/д транспорта Украины».

железнодорожный транспорт Украины

Развитие скоростного транспорта

В 2002 году железнодорожный транспорт Украины получил мощный толчок в развитии. 11 июля из Киева в Харьков отправился «Столичный экспресс» - первый скоростной поезд нового поколения. Благодаря ему время путешествия сократилось вдвое. В 2003-м аналогичный локомотив стал курсировать между Днепропетровском и Киевом. Через 2 года экспресс соединил две столицы, Украины и России. Постепенно скоростное сообщение внедрялось и на других участках. По состоянию на 2006 год ускоренные поезда курсировали по 12 маршрутам.

Статистика

Пассажиры в 2009 году совершили 490 млн поездок по украинским железным дорогам. При этом убытки «Укрзализныци» от пассажироперевозок составили более 5,2 млрд гривен. Одной из основных причин убыточности являются льготные перевозки, которые недостаточно финансируются из бюджета. Денежный оборот в 2015 году составил 70 млрд гривен, однако на безубыточное ведение хозяйства выйти не удалось.

Администрация ищет разнообразные, порой необычные способы заработка. Например, в 2010 году «Укрзализныця» вводит VIP-услугу – поездки в вагонах-салонах. Путешествие в комфортных условиях по стоимости равняется цене 11 билетов в спальном вагоне, не считая сопутствующих расходов.

Украинская железная дорога структура

Электрификация

Важной проблемой украинских железных дорог является электрификация, позволяющая уменьшить себестоимость перевозок. С 1991 по 2013 годы было электрифицировано около 2500 км железнодорожных путей, причем стоимость километра модернизированного участка составляет 3-4 млн гривен, а средний срок окупаемости – более 8 лет.

Накануне Евро-2012 парк «Укрзализныци» пополнился десятью 9-вагонными электропоездами серии HRCS2 Hyundai Rotem стоимостью в 307 млн долларов. Однако с наступлением зимнего периода участились их поломки. Также было закуплено два двухэтажных шестивагонных электропоезда EJ675, изготовленных компанией Skoda Vagonka. Их стоимость составила 39,9 млн евро.

Структура

В структуре Украинской железной дороги состоят следующие автономные подразделения:

  • Львовский филиал.
  • Одесский филиал.
  • Харьковский филиал («Южная ж/д»).
  • Киевский филиал («Юго-Западная ж/д»).
  • Днепровский филиал («Приднепровская ж/д»).

Кроме того, головной администрации подчиняется ряд профильных предприятий, расчетных и информационно-вычислительных центров, институтов, медиацентров, конструкторских бюро, ремонтно-эксплуатационных организаций и другие структуры.

Перспективы развития

Приоритетным направлением инвестиционной деятельности ПАО «Укрзализныця» является обновление железнодорожного подвижного состава. В 2016 выделено на модернизацию 5,6 млрд гривен. Сервис поездов будет существенно улучшен. В первую очередь планируют внедрить электронные билеты, улучшить обслуживание пассажиров и обеспечить Wi-Fi в поездах. В 2016-2017 годах запланировано капитально отремонтировать до 100 пассажирских вагонов по евростандартам, в 2017-2018 – еще 200 единиц.