Художник Паоло Веронезе: картины с названиями

0
0

Паоло Веронезе - живописец эпохи Высокого Возрождения или чинквиченто. Представитель венецианской школы, оставивший весомое художественное наследие. Картины художника Веронезе хранятся и экспонируются во многих известных музеях мира.

Рождение мастера

Настоящее имя Паоло Веронезе - Паоло Калияри. Свой псевдоним он взял по названию места, где родился, а родился он в городе Вероне - родине Ромео и Джульетты, входившей в то время в состав Венецианской республики. Отец его был скульптором. Рано проявленные фамильные способности к творчеству (в тринадцать лет) привели его на обучение живописи к Антонио Бадиле. Особую рельефность его образы получили благодаря влиянию другого веронского мастера - Микеле Санмикели.

В веронский период творчества Веронезе картины писал в основном на церковные сюжеты: "Обручение святой Екатерины", "Положение во гроб", "Крещение Христа", "Оплакивание Христа", "Святое семейство с маленьким Иоанном Крестителем".

Предвенецианский период в творчестве живописца начался с работы по росписи виллы Соренцо в итальянской коммуне Тревилле, находящейся в провинции Александрия региона Пьемонт. Эту усадьбу около десяти лет до работы в ней Веронезе построил Санмикеле. Здесь живописец впервые обращается к мифологической тематике. В Мантуе, в регионе Ломбардия, пишет картину "Искушение святого Антония" для базилики Сан-Пьетро.

Признание

В самой Венеции Веронезе работает по живописному оформлению знаменитого Дворца дожей, а затем в церкви Сан-Себастьяно, библиотеке Сан-Марко, церкви Санта-Мария Дзатарре и создает фрески для палаццо "Тревизан", находящегося на одном из островов венецианской Лагуны - Мурано. А после возвращения из Рима, где он пробыл совсем недолго, Веронезе работает над росписью церкви Санта-Вероника в небольшом селении Мазере провинции Виченца неподалеку от Венеции.

Кроме работы над монументальными росписями вилл, палаццо, базилик, создавал Паоло Веронезе картины и в технике камерной живописи, среди которых следует назвать четыре полотна на тему "Аллегории любви", а также серию картин об амурных похождениях Марса, Венеры, Адониса и др.

Самым масштабным полотном считается монументальная картина Веронезе, находящаяся во Дворце дожей - "Триумф Венеции".

Скончался Паоло Веронезе в возрасте шестидесяти лет от пневмонии и похоронен в базилике Сан-Себастьяно в Венеции.

веронезе картины

"Триумф Венеции"

Много творческих сил и времени потратил Паоло Веронезе на оформление одной из архитектурных жемчужин Венеции - Дворца дожей. Это было четвертое по счету сооружение, предназначенное для размещения выборного правителя Венецианской республики - дожа. Здесь же проходили заседания законодательного и судебно-исполнительного органов управления Венецией - Большого Совета и Совета Сорока, а также тайной канцелярии - Совета Десяти. Первые три были разрушены: первое - во время восстания, второе сгорело при пожаре, третье обветшало и было разобрано.

художник веронезе картины

В новом, четвертом, дворце до работы в нем Веронезе тоже была проведена реконструкция: коснулась она южного крыла, сильно пострадавшего при пожаре. Практически все росписи руки Джорджоне погибли. Восстанавливать их и были приглашены Паоло Веронезе и еще один талантливый молодой художник Тинторетто.

Овальный плафон для потолка зала Большого Совета, по неточным сведениям, был выполнен в 1587 году. В некоторых источниках можно встретить информацию, что роспись выполнял не сам Веронезе, а по его эскизам малозначительные мастера. Однако в большинстве источников все-таки полноценное авторство остается за маэстро.

Аллегории "Триумфа Венеции"

Картина Веронезе полна аллегорий. Прежде всего, необходимо отметить, что находящийся внизу зритель становится участником события, происходящего на полотне. Он как бы располагается в самом нижнем ярусе среди всех персонажей. Нижний ярус картины - площадь перед зданием, возможно, дворцовым, фрагмент которого мы видим на плафоне. Здесь мы видим толпу жителей Венеции - преимущественно простолюдинов - которых усмиряет конная стража, одетая в доспехи. Можно предположить, что имеется в виду усмирение венецианскими властями восстаний и бунтов, которое заканчивалось победой республиканского правительства.

сусанна и старцы картина веронезе
Торжествующая Венеция в облике прекрасной женщины, напоминающей античную богиню, победно восседает на троне. А ангел возлагает на ее голову венец как символ победы и власти. При этом взор невольно обращается к трону: кажется, что он сделан в виде скамьи, напоминающей фрагмент средневековой крепостной городской стены с двумя квадратными зубчатыми башнями по бокам. Возможно, башни служат опорой для антаблемента здания. Тогда трон может являться аллегорией прочности и незыблемости города-государства, находящегося под защитой своих правителей.

Венеция на троне размещается на спустившемся на уровень третьего яруса кучевом удлиненном облаке, как на опоре, данной ей небесными силами. Ее окружают фигуры, олицетворяющие человеческие достоинства. Чуть ниже, на втором ярусе - витой балюстраде дворца - разместились знатные жители Венеции. Некоторые смотрят свысока вниз на простой народ, а иные по витым колоннам взбираются выше, к власть имущим. Вряд ли их интересуют добродетели.

Самый высокий ярус - Небо, как место обитания Бога, откуда он взирает на происходящее и благословляет Венецию на долгое царствование. Особенно значимой и понятной эта аллегория становится, если знаешь о политических распрях между городами-государствами Италии в эпоху Возрождения, когда Флоренция, Венеция и Сиена боролись за свое первенство среди прочих.

Характеристика творчества

Паоло Веронезе, живший и творивший в Венеции, был одним из тех художников, которые создавали почти материальные образы при помощи использования большой гаммы цветов и их оттенков, минимизировав при этом работу со светотенью. Колорит был ими возведен в статус одного из важнейших средств художественной выразительности. А поскольку все художники венецианской живописной школы были патриотами родины, то из Венеции не уезжали и в качестве натуры для фона использовали ее романтичные виды и типажи персонажей. А живописные традиции в семьях художников передавались из поколения в поколение, и сохранялись секреты фамильного мастерства и почерка.

Если углубиться в изучение существования Венецианской республики, то не только вся ее история, но и художественное творчество было пронизано духом свободы. Среди мастеров венецианской живописной школы Веронезе был самым типичным. Но его творчество отличалось особым простодушием и отдаленностью от психологичности, как у Леонардо да Винчи.

Шедевры Веронезе

С названиями картин многие любители живописи ассоциативно вспоминают удивительно яркие картины из жизни ренессансного общества. В произведениях мастера не было религиозного смысла. Это были очень красочные изображения эпизодов светской жизни - трапез, развлечений, церемоний... Хотя оболочка, по сути, была взята из церковных сюжетов: "Брак в Кане Галилейской", "Пир в доме Левия" ("Тайная вечеря") и т. д.

паоло веронезе картины
Последняя из картин, к слову, вызвала протест со стороны католической церкви и требование заменить собаку на изображение Марии Магдалины. В произведениях Веронезе даже культовые персонажи ведут себя как простые люди в реальной жизни: разрезают жаркое, накладывают еду на блюдо, ковыряют в зубах и т. д. При этом все выглядит не приземленно, а наоборот, показывает жизнь во всей ее естественной красоте. Плотское и чувственное в искусстве Паоло Веронезе есть особая ценность жизни.

В своем творчестве он передает красоту формы, цвета, текстуры, фактуры, зрелищность перспективы и гармонию композиции. Использует эти выразительные средства так, чтобы достичь максимального художественного и эмоционального эффекта. В некоторых полотнах художника заложен глубокий философский смысл. Примером одного из таких произведений является картина "Сусанна и старцы" Веронезе. Кстати, он - один из художников, чьи рисунки искали коллекционеры при его жизни.

веронезе картины с названиями

Картина Веронезе "Похищение Европы"

Паоло Веронезе создал это полотно по античному мифу о том, как верховный бог Зевс украл свою возлюбленную Европу, дочь финикийского царя, и уплыл с нею на остров Крит. Веронезе запечатлел в своем полотне момент, когда прогуливающаяся со свитой Европа встречает прекрасного быка, тот подставляет ей спину, на которую девушка и садится, не подозревая, что ее ждет дальше.

похищение европы картина веронезе

Зрителю знающему остается только вспомнить содержание мифа, а незнающему - предоставляется возможность создать свою версию того, чем закончится история.