Педагогическая культура: формирование, компоненты

Ежегодно дипломы педагогов получают тысячи выпускников, однако только треть из них устраивается работать по специальности. Но и среди тех, кто ежедневно трудится на ниве образования, далеко не каждый достоин звания педагога. В чем же особенность этой специальности и почему не всякий человек этой профессии является педагогом? Давайте узнаем ответы на эти вопросы, а также рассмотрим такое важное понятие, как педагогическая культура. В чем ее суть и из каких компонентов она состоит?

Кого называли педагогами в старину?

В Древней Греции педагогами именовали рабов, отвечающих за посещения школы детьми их хозяев. Также в обязанности этих людей входило разностороннее развитие чад до семи лет. Именно поэтому данный термин дословно переводится с языка Гомера как «ведущий ребенка».профессия педагог

В более поздние периоды истории педагогами стали именовать лиц, которые специализировались на обучении подрастающего поколения. Подобное значение у данного термина сохранилось и по сей день.

Профессия педагога – это не работа, это призвание!

В современном понимании этим термином называют не просто человека, занимающегося воспитанием или обучением детей в детском саду, школе или университете. Гордым званием «педагог» именуются лишь те, кто не только на словах, но и на деле прилагает все усилия, чтобы дать знания будущему поколению и воспитать достойных людей. любовь к детям

Однако стать отменным специалистом в профессии педагога очень непросто. Ведь для этого необходимо не просто выполнять свои обязанности положенные восемь рабочих часов пять дней в неделю, а жить своей работой, быть примером не только на словах, но и на деле. Вспоминая учителей, с которыми доводилось сталкиваться, иногда больно осознавать, что лишь немногие из них действительно были настоящими профессионалами своего дела.

Педагогическая культура учителя

Чтобы быть хорошим педагогом, каждому представителю данной профессии необходимо соответствовать определенным критериям. Вместе взятые они именуются педагогической культурой. формирование педагогической культуры

Под данным термином подразумеваются особенности личности учителя или воспитателя, благодаря которым он способен не только передавать знания, накопленные предыдущими поколениями, и воспитывать учеников, но и устанавливать с ними дружеские, доверительные отношения. Только при наличии всех вышеупомянутых условий педагогический процесс будет действительно эффективен.

Ее компоненты

Культура педагогической деятельности любого учителя или воспитателя в обязательном порядке должна состоять из нескольких компонентов. педагогическая культура

  • Профессиональные знания. Без них педагог не сможет полноценно учить подрастающее поколение, просто потому, что он не будет обладать информацией для передачи.
  • Профессиональные умения. Учитель обязан не только обладать знаниями о своей специальности, но и уметь их практически применять, иначе он бесполезен. Стоит отметить, что в этой профессии часто необходимо применять творческий подход. Поэтому одним из ключевых умений педагога должна быть способность адаптироваться к непредвиденным ситуациям.
  • Педагогическая позиция. Она основана на личностных качествах учителя. Фактически это его система ценностей. Поскольку педагог во многом учит не только словом, но и своим примером, он должен быть готов подтверждать сказанное делом. Если ученики заметят разницу между словами и поступками учителя, они могут потерять веру в него и в то, чему он учит.
  • Культура профессионального поведения педагога. Случается, что отличный специалист, преданный своему делу и верящий в него, в личностном плане может оказаться хамом, грубо обращающимся со своими учениками. В таком случае в их глазах все перечисленные достоинства учителя меркнут, поскольку он способен на бездушные поступки. Чтобы такого не произошло, хороший педагог обязан в первую очередь быть достойным человеком, уметь трезво оценивать свое поведение и, если нужно, признавать свои ошибки.

Все вышеперечисленные компоненты должны дополнять друг друга, иначе вся работа учителя пойдет насмарку. Все они - как четыре ножки у стола: при отсутствии даже одной он не сможет стоять.

Любовь как движущая сила педагогики

Каждому человеку, избравшему для себя профессию учителя, стоит знать, что главной движущей силой в ней является любовь к детям. Причем речь идет не об эмоциях, а именно о сознательном выборе.

Не всегда все дети в классе будут нравиться. Обязательно кто-то из них будет более или менее симпатичен. Однако задача хорошего учителя - контролировать себя и не поддаваться эмоциям, уметь заставить себя относиться с одинаковой заботой и участием ко всем своим подопечным. В этом и есть суть педагогической любви к детям: не выбирать «любимчиков», а быть внимательным ко всем, независимо от личностных симпатий.

Научится так себя вести очень сложно. Поэтому большинство педагогов отказываются учить своих родных детей, отправляя их в другие классы, поскольку они понимают, что, будучи родителями, не смогут не выделять собственного ребенка среди других учеников.

К обладанию какими качествами должен стремиться педагог?

Формирование педагогической культуры - процесс длительный, и у многих учителей уходят годы, чтобы воспитаться в себе необходимые для этого качества. Они делятся на профессиональные и личностные.культура педагогической деятельности

Профессиональные качества:

  • Знание предмета и эрудированность.
  • Знание основных педагогических методик и умение применять их на практике.
  • Культура речи. К ней относится не только умение правильно и чисто говорить, но и способность делать это выразительно и с громкостью, уместной для ситуации.
  • Подобающий внешний вид. В разных школах к этому критерию бывают разные требования. Стоит отметить, что не всегда они обоснованы. Например, отдельные директора настаивают, чтобы учительницы не носили брюк, а приходили на занятия только в юбках. Такое требование чревато простудными заболеваниями для педагогов женского пола, особенно в холодные месяцы учебы. Поэтому лучше всего для учителя (независимо от пола) - придерживаться официально-делового стиля в одежде, при этом выбирая наряд в соответствии с погодными условиями.

Все перечисленные черты – обязательные составляющие квалифицированного работника. Однако педагог одновременно должен быть еще и человеком. Поэтому каждому представителю данной профессии нужно стремиться вырабатывать у себя также и личностные качества:

  • Такт.
  • Мудрость.
  • Честность.
  • Доброжелательность.
  • Принципиальность.
  • Любознательность.
  • Справедливость.
  • Самоотдачу.

Конечно, обрести все эти черты непросто, однако к этому нужно стремиться каждому учителю, желающему полноценно овладеть педагогической культурой.

Взаимодействие педагога и ученика

Как и в отношениях между родителями и их чадами, у педагога с учениками не всегда все идеально. Бывают ссоры и раздоры. Иногда для таких разногласий бывают веские основания, иногда они надуманные.

Однако педагог должен помнить, что он старше и опытнее, а его подопечные – дети, не всегда способные здраво оценивать последствия своих поступков.

При этом некоторые ученики уже в раннем возрасте способны на подлость и лицемерие. Исходя из этого, учителю нужно стараться различать, когда проступок ребенка можно простить, а когда его должно постичь справедливое наказание.

Также педагогу важно уметь грамотно использовать не только наказание, но и поощрение детских успехов.

Учитель и родители

Полноценное обучение и воспитание школьников возможно только в том случае, если педагоги и родители будут работать сообща. Поэтому иногда преподавателю необходимо будет просвещать не только детей, но и их пап с мамами.

Дело в том, что часто родители полагают, будто, отдав дитя в детский сад или школу, полностью перекладывают ответственность за его образование и воспитание на педагогический коллектив этих заведений. Однако по-настоящему успешным этот процесс будет только тогда, когда учителя и родители будут вместе активно участвовать в образовательном процессе.

Беда в том, что в последние годы чаще всего их встречи происходят лишь для обсуждения финансовых вопросов (покупка тетрадей, учебников, ремонт в классе и т. п.) или когда с учеником какие-то проблемы. Однако многие из сложностей можно предотвратить, если постоянно поддерживать связь между учителем и родителем и выступать единым фронтом.

Как и у преподавателей, существует и у родителей педагогическая культура. Ее компоненты во многом похожи. При этом они имеют существенное отличие от учительской культуры. Ведь родители относительно ребенка имеют значительно больше прав, при этом их задача - стараться не злоупотреблять ими.

Фактически папы и мамы должны вырабатывать в себе те же личностные качества, что и педагоги. Что же касается профессиональных знаний и умений, то, хотя они не являются компонентами педагогической культуры родителей, те должны, как и учителя, заниматься самообразованием. Это поможет не только повысить собственный интеллектуальный уровень, но и стать примером для ребенка. педагогическая культура родителей

В отличие от учителя, для отца с матерью воспитываемый ими ребенок является родным, поэтому любовь к нему часто основывается именно на эмоциях. Следовательно, одной из самых сложных задач является умение адекватно оценивать поведение и достижения детей. В связи с этим нужно грамотно использовать метод кнута и пряника.

Финансы и педагог

Рассматривая вопрос о педагогической культуре учителя, нельзя не коснуться проблемы оплаты его труда. педагогическая культура учителя

Любой здравый человек понимает: чтобы педагог мог полностью отдаваться своей профессии, он должен зарабатывать достаточно, дабы заботы о хлебе насущном отходили на второй план.

К сожалению, даже в развитых странах зарплата учителей в школах довольно низкая. Это при том что хороший специалист обязан постоянно заниматься саморазвитием, в которое входит не только чтение соответствующей литературы, но и посещение семинаров, конференций и т. п. А все это, как известно, не бесплатно.

К примеру, преподаватель иностранного языка должен не только знать его грамматику и правила произношения, но периодически посещать страны, в которых говорят на нем. Только таким образом можно научить по-настоящему правильно говорить. Однако мало кто из учителей на свою зарплату может себе позволить посетить Германию или Великобританию. Стоит ли удивляться, что такие педагоги при всем желании не способны помочь своим подопечным освоить правильное произношение?

В связи с этим соответствующую оплату труда, возможно, стоит расматривать как условие овладения педагогической культурой (хотя это и спорное утверждение), поскольку если учитель будет думать где бы еще подработать, помимо школы, беспокоиться о своих учениках у него попросту не останется времени, да и желания.