Ярославский судостроительный завод - обзор, особенности, производство

0
0

Публичное акционерное общество «Ярославский судостроительный завод», основанное в 1920-х годах, представляет собой современное производство по выпуску плавсредств разных классов: от пограничных катеров, до роскошных яхт. Основными партнерами компании являются государственные силовые структуры.

Ярославский судостроительный завод

Рождение

В 20-х годах XX века, когда смута революционного периода спала, новая власть задумалась об индустриализации страны. Одним из важных направлений стало возрождение судостроительной отрасли.

В те годы полноводная Волга представляла собой важнейший транспортный путь, пересекавший центральные регионы страны с севера на юг. Учитывая стратегическое значение речного маршрута, было решено основать Ярославский судостроительный завод. Поначалу на его стапелях выпускали лишь небольшие маневренные суда различного назначения: пожарные, почтовые, курьерские, патрульные, пассажирские и прочие. Как и все предприятия, родившиеся в первые послереволюционные годы, ЯСЗ постепенно расширял свои возможности по наращиванию объемов выпуска судостроительной продукции и размеров строящихся заказов.

Ярославский судостроительный завод ЯСЗ

Война

С началом ВОВ большинство мужчин было мобилизовано, и Ярославский судостроительный завод (ЯСЗ) столкнулся с кадровым голодом. Недостаток специалистов на столь технологически сложном предприятии привел к снижению темпов и качества производства, проектирования новых моделей. Резко ухудшилось материально-техническое снабжение, не хватало запчастей, узлов, агрегатов, материалов (особенно металла).

Впрочем, администрации удалось нормализовать ситуацию и возобновить производство. На стапелях завода стали выпускать боевые катера, на которых устанавливали системы залпового огня наподобие «Катюш». Всего было изготовлено более 120 судов, многие из которых участвовали в Сталинградской битве, внеся заметный вклад в разгром фашистской группировки.

ОАО Ярославский судостроительный завод

На страже мира

После войны Ярославский судостроительный завод ждала кардинальная модернизация, благодаря которой на предприятии смогли собирать не только плавсредства небольшого водоизмещения, но также корабли для морского плавания. Начиная с 60-х годов ЯСЗ ежегодно выпускал по 10-14 судов водоизмещением до 1500 тонн.

В 80-е началась очередная реконструкция Ярославского судостроительного завода. Производственные мощности были значительно расширены. Предполагалось, что объем работ возрастет вдвое. Однако начавшаяся перестройка спутала планы. На стапелях «застыли» суда, достроить которые не могли по причине прекращения финансирования. Последствия тех лет ощущаются предприятием до сих пор.

Новая эпоха

В начале 90-х предприятие было преобразовано в ОАО «Ярославский судостроительный завод». Администрацией предпринимались (и предпринимаются) меры по резкому оживлению производственного процесса. Этому способствует и возрастание финансирования гособоронзаказа, и поворот к коммерческому судостроению, и работа с зарубежными заказчиками. Сейчас на стапелях ЯСЗ находятся пограничные «сторожевики», таможенные суда, корабли рыбоохраны, буксиры, сейнеры и прочие плавсредства.

ПАО Ярославский судостроительный завод

Технологическая база

Ярославский судостроительный завод (ИНН 7601001080) до недавнего времени представлял собой производство полного профиля. Здесь выполняли полный цикл судостроительных операций: от заготовки металлоконструкций, до испытательных мероприятий. Но сегодняшние реалии требуют гибких вариантов деятельности с более экономным подходом к производственным затратам. Дешевле бывает что-то закупить на стороне или привлечь контрагента, который выполнит определенные работы. От части производственных мощностей пришлось избавляться, расширяя возможности отраслевой кооперации, что свойственно большинству зарубежных предприятий судостроения, являющихся верфями, а не заводами.

Впрочем, сохранились основные профильные мощности в следующих цехах:

  • заготовительном;
  • трубном;
  • корпусном;
  • сварочно-сборочном;
  • механическом;
  • стапельно-достроечном.

Завод оснащен установками плазменной резки с ЧПУ для получения стальных заготовок сложных форм до 8 м.

Ярославский судостроительный завод ИНН

Производственные мощности

За плечами коллектива ПАО «Ярославский судостроительный завод» 40-летний опыт работы с магниево-алюминиевыми сплавами как в виде конструкций корпуса (переборки, участки палуб, надстройки), так и в виде легкосплавных корпусов, нержавеющих сталей, титана, биметаллов. Мощности позволяют ежегодно обрабатывать до 550 т алюминия, свыше 4100 т стали.

ЯСЗ располагает крановым оборудованием и станочным парком для изготовления конструкций весом до 50 т и деталей типа гребных валов длиной до 12 м. Также имеются стапельный эллинг общей протяженностью 190 м с двумя нитками стапельных мест для сборки корпусов, достигающих в ширину 12 м. Для изготовления более широких корпусов (до 16 м) предназначен открытый стапель.

Продольное спусковое устройство позволяет опускать на воду конструкции длиной до 75 м и весом свыше 1000 т. Большинство задач различных служб (от подготовки производства до бухгалтерского учета) решается с помощью программного обеспечения и обширного компьютерного парка, объединенного в общую и локальные сети.

публичное акционерное общество Ярославский судостроительный завод

«Ястреб»

Ярославский судостроительный завод в 1997 году стал базовым для сборки пограничных кораблей. Этому способствовал командующий погранвойск А. Николаев. В немалой степени это связано с тем, что в те тяжелые времена заводчане смогли освоить скоростной инновационный патрульный катер серии 12260. После его презентации представителям силовых и иных министерств завод и получил статус базового предприятия.

Катер проекта ЦМКБ «Алмаз», получивший гордое имя «Ястреб», изначально задумывался как экспортный. Все его комплектующие были иностранного производства, что, по замыслу, должно создать ему большую привлекательность для инозаказчика в силу наличия широкой сервисной инфраструктуры фирм-поставщиков этих комплектующих.

При компактных габаритах (водоизмещение около 10 т, длина чуть меньше 13 м) этот катер неприхотлив, обладает завидными мореходными качествами, скоростной (свыше 40 узлов) и маневренный. Головное судно этого проекта было построено заводом на свои средства всего за пять месяцев, и вот уже многие годы оно эксплуатируется в ярославской рыбинспекции. Несколько служебно-разъездных катера этого проекта поставлены на экспорт. Заинтересовались судном и в ФСБ России. Зарубежные аналоги проекта 12260 довольно многочисленны. По своим ходовым и эксплуатационным характеристикам в их ряду ярославский «сторожевик» выглядит вполне достойно.

Сертификация

Строительство судов на ЯСЗ ведется под надзором как Российского Морского, так и Речного регистра. Сварочное производство сертифицировано Морским регистром судоходства, заводские механическая и дефектоскопическая лаборатории имеют аккредитацию Морского регистра. Кроме того, завод сертифицирован на соответствие международным требованиям ИСО 9001.

При работе с иностранными заказчиками производство сертифицируется под конкретное классификационное общество (КО), под которое разработан размещаемый на предприятии проект. Заводчане строили заказы под надзором Английского регистра Ллойда (Lloyds Register), Bureau Veritas, ведется строительство яхт по Итальянскому регистру RINA. Опыт ярославских специалистов помогает справиться и с такими задачами.

Разумеется, все это было бы невозможно без повышения культуры производства, приобретения современного оборудования, освоения новых подходов к традиционным технологиям. Все затраты окупаются тем, что завод становится более привлекательным для самых взыскательных заказчиков. При освоении новых проектов после конструкторско-технологической и цеховой подготовки формируются технолого-нормировочные карты, ведется отработка всех операций, изготовления оснастки и тому подобного. В сложных случаях предприятие обращается за помощью к отраслевым научным организациям, таким как ЦНИИТС, НИИ «Прометей» и другим.