Пожарный ЗИЛ, краткое описание машин на базе ЗИЛ-130/131

Основным средством при выполнении пожарно-спасательных работ служат специализированные автомобили. В СССР подобную технику создавали на базе грузовых автомобилей. Самыми массовыми были шасси ЗИЛ, КамАЗ и УрАЛ. В сельской местности чаще использовались более дешевые и простые пожарные машины на базе грузовиков ГАЗ.

Общие сведения

Многие годы завод ЗИЛ являлся крупнейшим производителем грузовых автомобилей в СССР. Завод выпускал два типа грузовиков – ЗИЛ-130 с задним приводом и ЗИЛ-131 с полным приводом. Именно эти два шасси чаще всего использовали для создания спецтехники.

Следует отметить, что шасси с задним приводом использовалось для постройки машин-цистерн, а более устойчивое и универсальное шасси с полным приводом – для выдвижных автомобильных лестниц.

Пожарная машина

Пожарные автоцистерны предназначены не только для тушения очагов пожара в различных условиях, но и служат для доставки пожарного расчета. На борту машины имеется запас воды и пенообразователя, а также насосная установка с возможностью подачи воды из открытых водоёмов.

Автомобили-цистерны АЦ30(130)63

Первый вариант пожарной машины на новом шасси ЗИЛ-130 появился в серийном производстве с осени 1965 года. Разработку и производство машины под обозначением ПМЗ 63 вел Прилукский завод противопожарного оборудования. Через некоторое время, в соответствии с новой системой обозначений, машину переименовали в АЦ30(130)63. В индексе машины буквы АЦ обозначали автоцистерну, 30 – мощность установленного насоса в литрах в секунду, 130 – тип базового шасси и 63 – тип модели. Впоследствии к производству машин с таким же обозначением приступили заводы в Орехово и Лосино-Петровском.

ЗИЛ пожарный

Боевой расчет машины состоял из семи человек, в их число входил и водитель. Перевозимый запас воды в цистерне – 2100 литров, запас пенообразующего состава – 150 литров. Автоцистерны комплектовались переносной мотопомпой МП 800А, трехколенной лестницей и прочим оборудованием. Напор воды обеспечивался с помощью насоса модели ПН 30КФ мощностью 30 л/сек., однако встречаются машины поздних выпусков с насосом мощностью 40 л/сек. Таким был вариант АЦ30(130)63А, который оснащался 40-литровым насосом ПН 40У с увеличенной производительностью (именно об этом говорила литера «А» в обозначении модели). Завод в Прилуках ставил такой насос на весь ассортимент выпускаемой продукции с конца 60-х. Дальность сплошной струи воды достигала 100 метров, при использовании лафета она сокращалась до 60 метров.

Привод насоса осуществлялся карданным валом от коробки отбора мощности. Число оборотов двигателя пожарного ЗИЛа могло регулироваться из насосного отделения.

Автомобили-цистерны АЦ30(130)63Б

Через некоторое время в производство пошла машина АЦ40(130)63Б, имевшая новое шасси, кабину и цистерну увеличенной до 2360 литров емкости. Емкость бака для пенообразователя составляла 170 литров. Новый пожарный ЗИЛ лишился накладных крыльев на задних арках колес. Заметно изменилась конфигурация кормы машины – если предыдущая версия имела приподнятую заднюю часть, то у новой машины ее спрямили. Патрубки систем пожаротушения убрали внутрь кузова, доступ к ним осуществлялся через лючки. Карбюраторный 150-сильный двигатель позволял разгонять почти десятитонную машину до скорости 90 км/час.

ЗИЛ 130 пожарный

Пожарные ЗИЛы модели 63Б могли оснащаться как старой, так и новой облицовкой радиатора. Четкой временной границы перехода типов облицовки не существует.

Другие версии машин на базе ЗИЛа-130

Кроме автоцистерн существовали другие версии пожарных ЗИЛов-130. Среди них можно выделить автомобили газодымозащитной службы АГ-12(130)-ПМ-198 и установки порошкового тушения АП 2. Такие машины использовались в пожарных частях крупных городов до середины 90-х.

Еще один тип пожарных автомобилей ЗИЛ – автонасосы. Самым распространенным был насос АН30(130)64А, который начал выпускаться в середине 60-х годов под обозначением ПМЗ-64А. Машины не имели цистерны для воды, запас пенообразующего состава составлял 500 литров. В комплект машины входила трехколенная лестница, кислородные баллоны и другие средства пожаротушения.

Автолестница АЛ30(131)Л21

Одними из самых распространенных пожарных ЗИЛов-131 стали автолестницы. Поворотное основание лестницы устанавливалось над задней тележкой шасси. Устойчивость машины обеспечивали четыре аутригера по углам платформы. Привод поворота и раздвижения лестницы осуществлялся от коробки отбора мощности. Для управления лестницей служили рычаги на пульте, расположенном вместе с сидением оператора на поворотном основании. С противоположной стороны на основании крепилось запасное колесо.

ЗИЛ 131 пожарный

Машина АЛ30(131)Л21 производилась в городе Торжке с 1968 по 1983 год. Выпуск продолжался и позднее, но уже под обозначением АЛ30(131)506. Основным отличием стало удлинение колен лестницы на 300 мм. Машины выпуска до 1983 года имели пульт управления с тремя рычагами, после модернизации рычагов стало четыре.

Максимальный вылет лестницы до 30 метров позволяет осуществлять тушение в девятиэтажных зданиях. На её секциях установлены три разнонаправленных прожектора подсветки. В сложенном состоянии она может использоваться в качестве стрелы подъёмного крана. В комплектацию машины входили дополнительные штурмовые лестницы.

Автолестница АЛ30(131)506Д

Модернизированный вариант лестницы на базе пожарного ЗИЛа-131. Основные изменения коснулись узлов поворотной части, гидравлических механизмов и органов управления. Для повышения устойчивости машина оснащена системой блокировки рессор. Механизм состоит из гидроцилиндра и троса, который при натяжении блокирует рессору задней тележки.

Пожарные автомобили ЗИЛ

В гидропривод машины входят коробка отбора мощности, насос и фильтры рабочей жидкости, аппаратура управления, магистральные трубопроводы и масляный бак. Автомобиль оснащен дублирующим аварийным приводом лестницы.