Онтология Аристотеля: ее суть и значение

В данной статье пойдет речь о человеке, которого Карл Маркс назвал вершиной всей античной философии – Аристотеле. Именно онтологии Аристотеля будет уделено особое внимание в последующих строках.

Ученик Платона

Продолжая синтез Платона, Аристотель выделяет в нем новые грани. Согласно Платону, всякая отдельная вещь материального мира теряет свою самость, растекаясь по множеству общих признаков, тем самым становясь случайным пересечением данных признаков. Бытие настоящее присуще идеям-свойствам, а не вещам-носителям свойств. Так, Аристотель, прочувствовав всю неполноту системы Платона, пытался ее компенсировать. Отсюда появилась онтология Аристотеля. Критика учения Платона подтолкнула Аристотеля дополнить ее и по возможности усовершенствовать. Именно Аристотель выдвинул идею о понятии «сущего» в качестве некоего принципа индивидуальной вещи, ее самости, который сначала присутствует в данном мире, лишь потом проявляет себя в различных качественных и материальных определениях. Сущие – в каком-то смысле тоже идеи, но их причисляют к особому роду. Их задача – выражать принципы «этовости» для каждой определенной вещи. На каждую индивидуальную вещь есть указующая «вотэтовость», которая может потом так или иначе уже проявлять себя в разнообразных свойствах и отношениях. Примечательно, что «этовость» по сути своей также неразложима на компоненты наравне с платоновскими идеями. «Этовостей» бесконечно много в мире – столько же, сколько индивидуальных вещей. Вероятно, Аристотель чересчур увлекся открытием данного типа сущностей, отодвигая мир идей на второй план. Согласно его взглядам, есть только сущие, которые проявляют себя в разных признаках и облекаются в материю.

аристотель онтология

Анализируя синтез систем, впервые появившийся в онтологии Платона, Аристотель и его последователи впервые применяют в своем творчестве предваряющие обзоры историко-философского характера более ранних философских апокрифов через попытки не только выбрать из предыдущих построений нечто подходящее, но и окунуть их в более обширное знание, каждая из систем которого найдет некоторый индивидуальный момент истинности. Философ выдвигает идею о многих мировых первоначалах как многообразие предшествующих видов архэ.

Характеристика основных разделов аристотелевской философии

Один из разделов онтологии Аристотеля - учение о материи и форме. В данном вопросе ученик также не согласен со своим учителем. Вместо предложенных Платоном двух миров, Аристотель признает только один мир – мир сущих. Всякое индивидуальное сущее выражается как единство формы и материи. То, что Платон называл идеями, в онтологии Аристотеля превратилось в формальные признаки сущих, которые неотделимы от них самих. Лишь в сознании человека, по мнению сего ученого мужа, материя и форма предмета могут существовать раздельно и сами по себе.

онтология аристотеля критика учения платона

Форма и материя

Формой сущего является единство всех его наиболее идеальных признаков, к примеру, фигура, числовые характеристики, цель, закон функционирования. Материя выступает в роли субстрата, «философской глины», из которой «лепится» форма. К примеру, материя в глиняном горшке – глина, а геометрическая форма сосуда – одно из проявлений его формы, которое было облечено в глину. Одновременно понятия «материя» и «форма» являются относительными. Так, глина – это материя горшка, однако формой она является для тех элементов, сочетание которых образует глину.

Форма относится в большей степени к целому и общему, а материя – это характеристика частей и частного. Отсюда идет возникновение иерархии форм (или «иерархии материй»). Знаменательными пределами этой иерархии в онтологии Аристотеля являются верх и низ. Возглавляет иерархию форм-материй высшая Форма – форма всех форм (то есть целое от всех целых и общее от всех общих). Примечательно, что Аристотель, учение об онтологии которого мы рассматриваем в данной статье, склоняется к тому, чтобы признать эту форму единственно чистой, не нуждающейся в материи.

аристотель проблемы онтологии

Здесь мы наблюдаем перетекание аристотелевской формы в платоновскую идею. Однако в самом низу иерархичного построения материй-форм находится чистая материя, не нуждающаяся в форме. Это хаос в чистом виде, своеобразный ноль, который мог бы быть привлечен для оформления и в то же время способен был бы обойтись и без этого.

Онтология Аристотеля: ее суть, значение

Согласно утверждению философа, сущие проявляются в различных активностях. Аристотель выделяет 4 основания (причины) каждой активности. Во-первых, материальная причина – субстрат, послуживший платформой для создания активности. Во-вторых, формальная, которая выражает план (организацию) процесса. В-третьих, действующая причина, которая является своеобразным двигателем активности, ее «движком». В-четвертых, целевая – это цель, к которой направлена активность.

К примеру, в таком деле, как строительство дома, материальной причиной является материал, который послужил для строительства дома, формальной – план дома, действующей – строитель, а целью – возможность укрыться от непогоды и создание пространства своего мира для всех домочадцев.

онтология и космология аристотеля

Активность вместе со всеми взятыми причинами является также проявлением сущих. Материальная же причина в больше степени относится к материи задействованных в активности сущих, остальные три причины относятся к формам этих сущих. В онтологии Аристотеля абсолютно все сущие выражают активность, а состав её включает в себя все три причины, в том числе целевую. Даже простой процесс падения камня на землю тоже обладает целью.

Проблемы онтологии Аристотеля

При механическом движении все тела материального мира стремятся к своей цели – «естественному месту». К примеру, таким местом для камня и любого тяжелого тела является центр Земли. Легкие тела тяготеют, наоборот, к небу. Под стремлением к своему месту Аристотель подразумевает идею естественного движения. Любое отклонение от оного приводит к вынужденному движению. Обладанием целями сущие напоминают всех живых существ, таким образом, иерархия сущих является иерархией целесообразных сил, иерархией целей.

Телеология

Телеология – это представление мира в качестве системы целесообразных сил. Примечательно, что системы Бруно, Лейбница и Аристотеля и являются телеологическими системами, что позволяет еще раз провести параллель между понятиями «сущее» и «монада» в данных философских конструкциях.

Подобно монадам Бруно – Лейбница, сущие в аристотелевской системе представляют собой целесообразные активные начала, которые находятся в перманентном развитии и занимают свои места в общей иерархии бытия.

онтология аристотеля учение о материи и форме

Развитие идей

Онтология и космология Аристотеля становятся продолжением платоновского учения о душе и ее видах. Под случайностью философ понимает результат невписанности в иерархию целей. Сущие, как и монады, только проявляют себя в разнообразных формальных и материальных выражениях. Высшая форма обладает целью, которая оказывается и высшей целью, и высшим двигателем, говоря языком научным – «перводвигателем».

Перводвигатель

Высшая активность перводвигателя по своей природе является парадоксальной – она состоит из покоя по отношению к себе и причины всякого движения по отношению к другому. Двигатель приводит в движение все вокруг, но сам при этом находится в покое. Зрительно его активность выражается в равномерном и вечном вращении небесного свода. Сам Аристотель придерживался точки зрения о бесконечной и вечной делимости мира материального. В основе теории лежат четыре элемента, предложенных Эмпедоклом.

Космос в представлении Аристотеля

Земля является центром этого мира. Вокруг нее располагаются сферы более высоких реальностей. Далее происходит деление этих сфер на две области – мир подлунный, который пролегает от Земли до орбиты Луны, и надлунный, который располагается за пределами этой орбиты.

онтология и космология аристотеля

В подлунном мире, основа которого образуется четырьмя эмпедокловскими стихиями, материальные тела отличаются прямолинейными (не до конца совершенными) движениями в направлении к своим естественным местам. Надлунный мир, первоэлементом которого считается эфир - «пятая сущность» (или «квинтэссенция»), отличается совершенными активностями, представляющими собой движения по окружности. Проблемой онтологии Аристотеля является тот факт, что он предпочитает сохранить и развить учение Платона о душе, учитывая утверждение философа о том, что душа причисляется к одной из форм сущих, которая не способна существовать самостоятельно, в отрыве от сущих. Исключением он считает лишь разумную человеческую душу, и то, основываясь на присутствие в ней «активного разума», части разума, которая выражает Перводвигатель и обладает в некоторой степени его исключительно формальной природой, свободной от воздействия материи. Человеческое бессмертие зависит от степени развития разума философского. Именно это, возможно, и заставило Аристотеля посчитать философию самой бесполезной и одновременно лучшей из наук.

Аристотелевская гносеология

И гносеология, и онтология Аристотеля базируются на знании сущих. С одной точки зрения, это знание о формальных определениях сущих, а с другой, каждое сущее содержит как проявление материального, так и непостижимое до конца рациональным способом начало «этовости», или индивидуальности.

Два этих элемента определяют границы познания лишь вне рационализма. Общее знание ценится Аристотелем в совокупности со знанием материального и индивидуального. Вследствие этого он гораздо больше, чем Платон, придает значение органам чувств, при этом не отвергая роль разума. Разум в представлении Аристотеля разнится с платоновскими идеалами. Платон признает разум мистико-антиномистический, который опирается на интуицию общего. Разум же Аристотеля является более светским, трезвым и прагматичным, исходящим из интуиции единичного. В общем и целом Аристотеля можно причислить к рациоэмпирикам. Он старается уравновесить вклады эмпирического и рационального познания посредством синтетически-многомерного метода постижения истины.

Платон ценит больше индуктивный прыжок от разнообразия видимых частностей к идейному единству, а Аристотель балансирует с помощью дедукции индукцию, развивая столь систематично и глубоко основы дедуктивной логики. Диалектика Платона руководствуется понятием, выражающим в разуме природу идей, а аристотелевская перенаправляет центр логического внимания в сторону суждения. Более того, Аристотель больше склонен к само-тождественному мышлению, по сравнению с диалектикой Платона. Не секрет, что Аристотель считается отцом «формальной логики», которая зиждется на законах непротиворечия и тождества.

онтология платона и аристотеля

Все гносеологические различия «учителя» и «ученика» вполне могут быть согласованы в синтетической теории познания, вмещающей в себя эмпиризм и рационализм, дедукцию и индукцию, логику понятий и суждений, формальную логику и диалектику.

Аксиология Аристотеля

Аксиология является философским учением о ценностях как базы целеполагающей человеческой деятельности. Центральным для аксиологии является понятие ценности, фиксирующее важнейший аспект человеческого существования — его способность к сознательному и активному преобразованию самого себя и окружающего мира согласно его идеалам. Аристотель обратил внимание на то, что категория ценности (аксиология) в определенной степени противоречит гносеологической категории истины. Философ разделял разум на созерцательный (теоретический) и этико-политический (практический).