Речевая разминка для школьников

Школьникам, особенно самым младшим, зачастую трудно высидеть спокойно целых сорок пять минут урока. Если старшеклассники худо-бедно справляются с этим, то малышам приходится совсем тяжко – они устают, внимание ослабевает. Поэтому учителя вынуждены прибегать к различным хитростям во время урока, чтобы ребенок был активным и заинтересованным в течение всего занятия. Одной из таких хитростей являются речевые разминки в начальной школе. Что же это такое и какими они бывают?

Что такое речевая разминка

Другое название этого процесса – речевая зарядка. Словосочетание восходит к английскому warm up (дословный перевод – «разогрев»). Это один из этапов урока в начальной школе (более старшие дети в подобном уже не нуждаются), который проводится в игровой форме. Он направлен на активизацию речевого общения, организацию речевой деятельности и подготавливает детей к последующему изучению основного материала.

разминка речевая

В этап речевой разминки входят, как правило, ответы на вопросы и разнообразные игровые задания. С помощью данного процесса создается непринужденная, естественная обстановка, в которой дети могут немного расслабиться.

Зачем нужна речевая разминка

Как уже упоминалось выше, целью проведения данного этапа урока является поддержание интереса младших школьников к ходу занятия. Более старшие ребята способны сами управлять своим вниманием, младшим же (особенно первоклассникам, только пришедшим из детского садика) трудно концентрироваться на материале в течение довольно продолжительного времени (а сорок пять минут для малышей, несомненно, очень продолжительное время). Именно поэтому необходимо не просто объяснять им материал на протяжении всего занятия и не заставлять их записывать, а делать разнообразные «включения».

речевая разминка на уроке чтения

Довольно популярны еще и так называемые физминутки – все, наверное, помнят «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…» – но они нацелены просто на непродолжительный отдых от занятия; речевая разминка же удачно сочетает в себе и игру, и усвоение необходимой информации. Она помогает выработать четкое произношение слов, выразительность, улучшает память и обогащает речь школьников.

Какие виды разминок бывают

В зависимости от того, на каком уроке проводятся разминки, они встречаются разных видов. Разминки-скороговорки хорошо тренируют дикцию на уроках английского языка и чтения. Разминки-стихи направлены на укрепление памяти младших школьников. На русском языке, например, хороши упражнения для развития дыхания и артикуляции речевого аппарата.

Основные правила по проведению речевых разминок для детей

Вне зависимости от того, на каком уроке включать в процесс занятия разминку, нужно помнить о некоторых важных вещах.

  1. Необходимо помнить о том, что все дети разные и возможности у них тоже разные. Это следует учитывать при подготовке к занятию. Наилучшим вариантом является применение как индивидуального, так и коллективного подходов к школьникам.
  2. Начинать речевые разминки желательно с первого класса, в тот период, когда малыши изучают гласные звуки. Здесь самое важное – научить их правильно артикулировать.
  3. С каждым последующим уроком необходимо увеличивать объем материала для речевой разминки.
  4. Можно применять для работы специальные слоговые таблицы – они помогают детям.
  5. При включении в занятие скороговорок нужно сначала читать их в медленном темпе, тщательно проговаривая каждое слово. Слишком сложные слова следует произносить по слогам, главное – без остановок и ошибок. Постепенно темп нужно наращивать. Также можно сначала проговаривать их про себя, затем – шепотом и только потом – вслух. В первую очередь нужно заниматься с самыми простыми скороговорками. Впоследствии их можно (и нужно) усложнять.
  6. Чтобы отработать правильную интонацию, можно предлагать детям задания: прочитать текст с удивлением, огорчением, радостью и так далее.
  7. Речевая разминка не должна быть долгой (минут пяти-семи более чем достаточно).

речевая разминка на английском

Разминка по русскому языку

Почему важно заниматься речевым развитием на русском языке? Или на уроках письма, или грамоты – в разных начальных школах названия разные, но суть от этого не меняется.

Дело в том, что наша речь, наш язык – существенный компонент в формировании нашей личности и характера. Если речь у ребенка развита достаточно хорошо, у него не возникнет проблем в коммуникации как с детьми, так и со взрослыми – он спокойно сформулирует свои мысли, выскажет желания, договорится о чем-либо и так далее. Ребенок, которому вовремя не сумели привить верные навыки владения речью, у которого речь путаная, «жеваная», ничего из вышеперечисленного сделать не в состоянии, что приводит к развитию травм детской психики.

Особенно это болезненно в школе: дети – достаточно жестокие существа, и если сверстники не в состоянии понять ребенка, они начинают дразнить его, доводить до слез, провоцировать. Поэтому так важно, чтобы к поступлению в школу (или хотя бы в первом классе!) малыш научился правильно владеть своим речевым аппаратом.

речевая разминка для детей

Для этого на уроках русского языка применяются речевые разминки в виде таких упражнений, как чисто- и скороговорки, фонетические распевки, игры на развитие слуха, голоса и правильного звукопроизношения и так далее.

Примеры разминок на уроках русского языка

В качестве легких скороговорок можно использовать следующие:

  1. Пять утят, пять котят, у Мити утята, у Вити котята.
  2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Чистоговорки для начального уровня отработки звуков подойдут подобные:

  1. Ба-ба-ба – так гудит труба.
  2. Бу-бу-бу – дую я в трубу.
  3. Ха-ха-ха – на дворе три петуха.
  4. Шу-шу-шу – красиво я пишу.
  5. Му-му-му – прибрался я в дому.

Таких чистоговорок можно много найти в детских книжках либо придумать самостоятельно. Главное – отработать слоги и звуки, добиться чистого и правильного их произнесения всеми детьми.

Очень хорошей игрой, направленной на развитие слуха у ребенка, является следующая. Педагог загадывает какой-либо звук, например, «п». Он по очереди спрашивает детей (или кидает им мячик), а те должны придумать слово, где встречается этот звук. Тот, кто повторяет уже сказанное ранее или ничего не может назвать, выбывает из игры (в качестве разнообразия можно отдавать какой-нибудь фант за проигрыш).

речевая разминка на уроках литературного чтения

Чтобы отработать правильное произношение звуков, также существует много разных игр. Например, такая. Один из ребят (или учитель) – водящий. Он встает в одном конце кабинета, все остальные – в другом. На цыпочках, не издавая ни малейшего шума, дети должны добраться до водящего. Если же кто-то совершил неосторожное движение, раздался звук, то водящий должен громко сказать: «Ш-ш-ш-ш-ш!» – и тот, кто «провинился», замирает. Тот, кто первым сможет дойти до водящего, заменяет его.

Из игр на развитие голоса также богатый выбор. Есть, например, такое упражнение: ребята соревнуются в парах друг против друга. По команде учителя они начинают тянуть гласные – сначала шепотом, а потом все громче. Кто тянет дольше, тот побеждает.

Разминка по чтению

Чтение в каком-то смысле является еще более важным предметом, чем русский язык – не научившись читать, нельзя научиться вообще ничему более. Именно благодаря чтению формируется лексикон человека, расширяется его кругозор. Не зря говорят, что мозг тех людей, которые читают мало или не читают вовсе, практически не развит. Чтение улучшает мозговую деятельность, дает пищу для ума. Поэтому так важно проводить речевую разминку на уроках литературного чтения в начальной школе. Если не заложить любовь к литературе в этом возрасте, на этом уровне жизни – впоследствии привить ее будет невозможно. Для правильного, осознанного чтения очень важна верная интонация, умение различать смысл, выразительность. Все это тренируется и оттачивается с помощью речевой разминки на уроке чтения.

Примеры разминок по чтению

  1. Задания, направленные на выразительность и артикуляцию (учат внимательно, не торопясь, прочитывать написанное): следы-слезы, луг-лук, лыжи-лежа, капля-цапля, шапка-щепка, встретил-встретился, делал-сделал, траве-траву и так далее.
  2. Считалки (нацелены на обучение ясной дикции и выразительности).
  3. Скороговорки (более сложные, нежели вышеприведенные, например, всем известная про Карла и Клару; еще лучше использовать скороговорки в виде четверостиший).
  4. Задания на восстановление текста, как правило, стихотворного, также являются хорошими примерами речевой разминки по чтению. Здесь задача ребенка – подобрать такое слово, чтобы, во-первых, оно подходило по смыслу, во-вторых, рифмовалось со следующей строкой. Например: люди по морю …, люди веслами …

Разминка по английскому

Ученикам младшей школы (конечно, не всем) зачастую тяжело дается изучение чужого языка. Они с трудом запоминают сложные звуки и правила, да и вообще не очень понимают, зачем им учить иностранный язык. Именно поэтому так важно, чтобы на уроке была доброжелательная, непринужденная атмосфера, разбавленная игровыми заданиями: это поможет малышам немного отвлечься, одновременно повторяя лексику, грамматику и учась импровизировать – то есть живому, свободному общению, но на английском. Речевая разминка именно на все вышесказанное и направлена.

речевая разминка на уроке английского языка

Чаще всего учителя-"англичане" проводят подобную разминку в самом начале урока. Это подготавливает малышей к основному процессу занятия, постепенно вводит их в материал. Также целью речевой разминки на уроке английского языка можно считать стремление вызвать у детей интерес к языку и желание говорить на нем.

Педагогу, выбирая вид разминки для того или иного урока, очень важно (как уже говорилось выше) помнить о разных возможностях детей – ведь кто-то знает язык чуть лучше, кто-то – чуть хуже. Необходимо, чтобы в занятии были задействованы все школьники. Кроме того, речевая разминка обязательно тем или иным образом должна быть связана с основным материалом урока.

Примеры разминок по английскому языку

  1. Повторение изученного: по очереди называть алфавит, цифры, числительные или любые другие недавно изученные вещи. Можно перекидывать друг другу мячик, отдавать фанты и так далее.
  2. Игра слова по определенной теме: например, если изучали тему «семья», нужно назвать все возможные слова, относящиеся к этому понятию. Начать может учитель.
  3. «Угадайка»: педагог прячет что-либо в коробку/шапку/пакет, а дети должны угадать, что в нем находится, задавая различные вопросы (разумеется, на английском языке). Нельзя спрашивать в лоб «What is it?» («Что это?»), а вот о том, какого размера или цвета эта вещь, съедобна ли она и так далее – можно и нужно.речевая разминка по чтению
  4. Тренировка грамматики: по цепочке нужно задавать друг другу самые разные вопросы. Тот, кто ответил, спрашивает своего следующего соседа. Вопросы могут быть совершенно любыми («У тебя есть кошка?», «Ты любишь плавать?», «Сколько тебе лет?» и так далее), главное, чтобы они позволяли отрабатывать различные грамматические формы.
  5. Игра «Снежный ком» тренирует память. Учитель задает какую-либо тему (например, «Your favourite sport» – «Твой любимый спорт»), а дети по очереди отвечают, но не просто отвечают, а повторяют ответ каждого предыдущего ребенка. Например, если отвечающая первой Маша сказала, что любит лыжи, значит, следующая за ней Аня должна повторить, что Машин любимый спорт – лыжи, а только потом назвать свой.

Вариантов речевых разминок существует бесчисленное количество. Можно взять как готовые, так и придумать на их основе свои. Здесь для педагога – бескрайнее поле деятельности, простор для фантазии. Главное – вложить в занятие душу, и тогда использование речевых разминок непременно даст свой положительный результат.