Саратовские мосты: история, факты и будущее

Символом города Саратова по праву считается великая река Волга. Ежегодно тысячи судов проходят мимо города, миллионы людей приезжают отдыхать на Волгу, десятки миллионов автомобилей пересекают реку по мостам, соединяющим берега.

Мосты Саратова

На сегодняшний день насчитывается три моста через Волгу в районе Саратова. Огромная транспортная нагрузка, сверхэксплуатация дорожного полотна и, как следствие, частый ремонт, реконструкция архитектурного сооружения - все это подсказывает, мосты далеко не последние. Сейчас в правительстве области рассматривают план-проект четвертого саратовского моста, который призван прийти "на подмогу" старейшим мостам города.

Железнодорожный мост

Самым первым является саратовский железнодорожный мост длиной 1850 метров рядом с поселком Увек. Впервые о строительстве заговорили в конце XIX века. Рязанско-Уральская железная дорога настаивала на строительстве железнодорожного полотна в низовьях Волги, а правящие структуры Саратова продвигали строительство близ центра города через Глебучев овраг.

Второй вариант был экономически невыгоден бюджету, но выгоден правительству, поскольку оно видело в этом дальнейшее удорожание саратовских земель и спрос на Покровскую слободу (ныне Энгельс). Согласование проекта длилось долго, его срывало революционное время. Наконец наиболее привлекательный по стоимости и геологическому обоснованию план постройки в районе Увека был согласован, и строительство началось в 1928 году.

Долгое и мучительное возведение моста компанией "Стальмост" должно было закончиться в феврале 1934 года. Сроки были сорваны подрядчиком, что привело к смене руководства в компании и паузе в строительстве.

Спустя буквально пару месяцев происходит трагическое событие. При возведении пролетных конструкций полотно моста не выдерживает и разламывается пополам. Рабочие, которые в этот момент обедали прямо на сооружении, падали вниз, разбиваясь о еще крепкий в апреле лед Волги. В тот день погибло согласно архивам порядка 150 человек. Появление моста повлекло за собой и появление на Увекском кладбище братской могилы с частью арматуры моста в качестве памятника, где захоронили жертв катастрофы.

саратовский мост

17 мая 1935 года мост был сдан в эксплуатацию. Он считается одним из первых и крупнейших мостовых проектов в Европе с применением новейших технологий на тот период. И вот уже 80 лет служит верой и правдой, соединяя Центральную часть России с Уралом, Сибирью и Средней Азией.

Мост "Саратов-Энгельс"

Ни одну достопримечательность города не фотографируют так часто, как саратовский арочный мост. За свою красоту и живописность мост не раз становился лауреатом конкурсов достопримечательностей России.

А началось всё в 1958 году, когда был утвержден проект В. М. Иодзевича. В строительстве использовались передовые технологии мирового масштаба. Саратовский мост полностью выполнен из железобетона. Было установлено 39 мостовых опор из полых свай, которые заливали бетоном. Ближе к Саратову высота моста значительно больше и со стороны напоминает горб. Именно в этом месте было предусмотрено сконструировать арочный мост с высокими пролетами для теплоходов и больших судов.

Пролеты, выполненные из преднапряженного железобетона, получили название "птички". Они как раз и попадают в объектив фотографов и туристов. 11 июля 1965 года по четырехполосному полотну прошли первые автомобили. Позже здесь проложили троллейбусный маршрут. Длина моста составляла 2825 метров и делала мост на момент открытия самым длинным в Европе.

мост через волгу

Как и всё самое прочное рано или поздно требует ремонта, мост также стал нуждаться в постоянной реконструкции. Самые масштабные работы начались в 2000 году и сразу же коснулись линии троллейбусного сообщения. Опоры электропередач создавали большую нагрузку, было решено их демонтировать и, соответственно, прекратить курсирование троллейбусов. В 2009 году были полностью отреставрированы стыковые швы, заменены перила и ограждения, установлены мачты ночного освещения, смонтирована подсветка. Появились"карманы" для остановки на мосту в районе пляжа. Полностью саратовский мост ввели в эксплуатацию в 2014 году.

Новый мост у Пристанного

О проекте моста через Волгу заговорили в 1991 году, когда пошла череда реконструкций основного моста "Саратов-Энгельс". Изношенное полотно последнего требовало альтернативного путепровода.

длина моста

Первую очередь открыли 16 декабря 2000 года, вторую - спустя 9 лет. Новый мост перекинут через Волгоградское водохранилище, это часть объезда Саратова и Энгельса. Общая протяженность 12 760 метров, длина над водоемом - 2350 м.

То ли еще будет

Не так давно заговорили еще об одном мосте через Волгу. В правительстве представили проект нового мостового сооружения, которое будет снимать нагрузку с существующих мостов, а также быть на "подхвате" во время реставраций.

саратовский железнодорожный мост

Мост планируют пустить мимо Казачьего острова. 3аявлено, что проезд будет платным. Пропускную способность ограничат 40 автомобилями.

Интересные факты

  • Споры вокруг места проложения железнодорожного моста дважды выносили на суд главам правительства, однако конкретного ответа так и не получили. Первый раз письмо направили Николаю II, который ответил коротко, что мост строить однозначно. Тем самым оставив в воздухе район работ. Позднее В. И. Ленин также был призван поставить окончательную "точку", но и его ответ на письмо был похожим на ответ последнего царя.
  • Саратовский железнодорожный мост строили в основном заключенные.
  • Острая нехватка мрамора и гранита в строительстве Увекского моста привела к тому, что нужды покрывали надгробиями и памятниками с кладбищ. Нетронутыми оставались только могилы известных и значимых персон Саратова.

арочный мост

  • Мост "Саратов-Энгельс" стал главной площадкой съемок фильма "Строится мост" с участием советских звезд кино.
  • До открытия моста в 1964 году его посетил Юрий Гагарин.
  • Для возведения нового моста у Пристанного использовался песок из близлежащего водоема. Из-за образовавшегося котлована вода казалась прозрачной. Так появилось Голубое озеро.
  • На согласование проекта и строительства моста через Казачий остров может понадобиться более 10 лет между тем, как ресурсы саратовского моста через Волгу уже исчерпают себя через 10 лет.