Предмет и основные принципы психологии

0
0

Любая наука всегда стоит на трех китах. Такими "сваями" можно назвать предмет, принципы и методы.

Предмет - это то, что изучает конкретная наука, принципы - это своеобразные правила, а методы - способы получения информации.

Психология - это в своем роде уникальная наука, так как на разных этапах развития изменялся предмет ее изучения. Сейчас она остановилась на изучении психики, но нельзя утверждать, что через сто лет ничего не изменится.

принципы психологии

Из истории психологии

Психология берет свои истоки из древнегреческой философии. Произошло это знаменательное событие еще до нашей эры. Само слово "психология" переводится как "наука о душе". И название, и многие термины перекочевали сюда именно из древнегреческой философии.

От нее психология унаследовала и букву "пси", которая сейчас считается символическим значком этой науки.

Понимание того, что должна изучать психология, сложилось не сразу и менялось по мере развития этой науки.

Этапы развития психологии можно условно разделить на четыре основных, на каждом из которых были разные представления об объекте изучения.

Сначала психология пыталась понять душу человека. На следующем этапе в центре внимания оказалось сознание. Затем произошел переворот к изучению внешне наблюдаемого поведения. А в двадцатом веке в отечественной психологии сформировалось представление о психике как об основном предмете психологии.

Ниже рассмотрим каждый из этапов более подробно.

Донаучный этап

Так как психология - это выходец из философии, то предметом изучения этой науки стало понятие "душа". Древние философы, высказывая свое представление о сути человека, всячески затрагивали этот термин. Но что означает это слово, никто однозначно сказать не мог, каждый понимал его по-своему. Очень отличались интерпретации материалистов и идеалистов.

Демокрит представлял душу как некую субстанцию, состоящую из очень легких атомов огня. Они представлялись очень быстрыми круглыми сферами. Из атомов, по мнению этого философа, состояло все.

"Атомы воздуха и атомы, которые исходят от предметов, приводят в движение атомы души" - говорил Демокрит.

Платон противопоставлял душу физическому телу. Последнее, с его точки зрения, что-то зримое, приходящее. А душа - незрима, возвышена, божественна. Платон считал, что душа создана для того, чтобы управлять телом.

Трактат Аристотеля "О душе" много веков оставался главным психологическим пособием. Ученый утверждал, что она не является субстанцией. Душу он считал энтелехией. (Если бы ухо было живым существом, то душой его был бы слух).

методологические принципы психологии

Психология - наука о сознании

На следующем этапе развития психологии фокусом внимания сначала философов, а потом и психологов, оказалось сознание человека. Психология стала наукой о сознании.

Обязаны мы такому крутому повороту Рене Декарту. Этот французский философ размышлял о том, каким образом лучше всего постичь истину. Он был убежден, что человек с самого юного возраста подвержен влиянию несметного количества заблуждений.

Чтобы обнаружить истину, нужно все подвергнуть сомнению. Лишь такой механизм способен обнулить наше сознание и заставить сомневаться в наличии земли, неба и нас самих. Что-то в таком случае может остаться? Да, и это что-то - наши сомнения. Если мы сомневаемся, значит, мыслим. Умение думать - это признак присутствия.

"Мыслю, следовательно, существую", - говорил Декарт.

отечественная психология

Наука в полном смысле слова

Для того чтобы изучать сознание человека, в 1879 году немецким психологом Вильгельмом Вундтом была открыта первая лаборатория экспериментальной психологии. Произошло великое событие в городе Лейпциг.

С тех пор, как психология начала использовать экспериментальные методы, она стала наукой в полном смысле слова. А 1879 год (год основания первой лаборатории) стал датой рождения научной психологии.

Вильгельм Вундт и другие его современники в своих исследованиях использовали метод самонаблюдения.

этапы развития психологии

Революция в психологии

В определенный момент, по мере расширения интроспективных исследований, стали обнаруживаться проблемные трудности. Против таких экспериментов начали выступать новые школы психологов.

Так как предмет науки никакими объективными методами не мог быть изучен, Джон Уотсон предложил пересмотреть объект исследования психологии. Его статья в научной печати стала революционной. Американский психолог утверждал, что нужно изучать не сознание человека, а его поведение. Это направление стало называться "бихевиоризм".

Чем же поведение отличается от сознания? В психологии под поведением понимают внешние проявления психической жизни человека, в то время как сознание - это внутренне переживаемые процессы.

Бихевиористы считали, что научного изучения заслуживает только то, что поддается непосредственному наблюдению. Позже и это направление критиковалось за излишне механистичный взгляд на человека.

принципы современной психологии

Современная психология

На каждом этапе развития этой науки изменялся предмет исследования, а значит и другие "сваи". На данном этапе развития науки сформировались следующие принципы современной психологии:

Первый принцип говорит о том, что на психику человека влияет внешняя среда и условия жизни.

Второй принцип имеет ввиду, что именно в деятельности и проявляется сознание. То, что мы делаем, влияет на наше мировосприятие и наоборот.

Третий опирается на ту теорию, что психика не статична, а динамична. Лишь движение и развитие могут показывать ее суть.

Клиническая психология

Клиническую психологию раньше называли медицинской. Этот раздел граничит с психиатрией. Данная отрасль диагностирует индивидуальные и личностные отклонения.

Принципы клинической психологии основываются на общепринятых и дополняются рефлекторным, а также принципом историзма, структурности и личностного подхода.

Принцип развития в клинической психологии больше касается не самой психики, а отклонений. Их зарождения и динамики развития, а также выздоровления и ремиссии.

Принцип структурности понимается как изучение отдельных элементов психики и их взаимосвязь. Умение создать общую картину, исходя из отдельных патопсихологических явлений, сравнение характеристик здоровой и больной личности.

Принцип личностного подхода объясняет индивидуальное отношение к каждому клиенту и принятие во внимание всех отличительных качеств.

принцип системности в психологии

Психология воспитания

Если предметом педагогики как науки является сам воспитательный процесс и все его составляющие, то предмет изучения психологии воспитания - это психологический контекст процесса воспитания, то есть его влияние на становление личности.

Принципы психологии воспитания перекликаются с общепринятыми, но некоторые из них интерпретируются иначе.

Например, принцип детерминизма имеет ввиду владение педагогической интуицией и умением предположить возможные последствия педагогического влияния. Например, дети в раннем возрасте нуждаются в похвале, но если комплимент будет сделан одному ребенку на глазах у других - это может привести к ненависти и истреблению этого маленького человека сверстниками, ведь сработает чувство зависти.

Второй основополагающий принцип - это учет намерений ребенка. В силу возраста дети могут не знать цены многих вещей. Нужно понимать, что многие некрасивые поступки могут иметь под собой очень благие намерения. Например, когда девочка отрезала кусочек маминого платья, чтобы сшить одежку котенку.

Третий принцип - лояльность наказаний. Любое порицание должно чему-то научить ребенка, а не быть возмездием. Если у ребенка ДЦП, то он не может писать красиво, поэтому наказывать его за некрасивый почерк - непедагогично.

Следующий принцип - развитие здоровых потребностей. Нельзя потакать всем капризам.

Самый главный постулат - это воспитание примером. Ничто так не формирует личность, особенно на начальных этапах жизни или деятельности, как подражание.

Другие отрасли психологии

  • В гендерной психологии объектом изучения являются психические особенности и их проявления в зависимости от пола.
  • Виртуальная психология - одна из новейших отраслей данной науки. Ее основополагающие правила базируются на принципах общей психологии.
  • Практическая психология - это раздел, который занимается применением знаний на практике. Мало знать механизмы становления психики и влияния на нее, нужно еще уметь этим пользоваться. Принципы практической психологии: развитие в процессе отношений, важность референтной личности, длительное ожидание проявления результатов, принятие сегодняшнего состояния - первый шаг к исправлению. Но это далеко не весь список.

принципы клинической психологии

Системность в психологии

Принцип системности в психологии говорит о том, что психика состоит из многих структурных элементов, которые не просто наслаиваются друг на друга, а представляют собой единый организм, который функционирует как целостный механизм.

Системы классифицируются по многим характеристикам:

  • по степени прочности связи между элементами выделяют суммативные и целостные;
  • по характеру обмена со средой - открытые, закрытые и изолированные;
  • по направленности развития - прогрессивные и регрессивные;
  • по степени зависимости элемента от системы - неорганичные и органичные.

Методология

Методология - это система принципов, которые определяют организацию теоретической и практической деятельности. Методология развивалась параллельно с материалистическими и духовными сферами жизни. Стоит отметить, что развитие социальной практики и науки благотворно повлияло на систему принципов.

Методология отечественной психологии базируется на нескольких принципах и вытекает из материалистического понимания окружающего мира. Считается, что весь мир является материальным, сознание возникло после материи, психика - это функция высокоразвитой материи, а сознание - наивысшее проявление психики.

Методологические принципы психологии абсолютно совпадают с принципами современной науки.

Детерминизм применяется для определения сути психических изменений и их связи с внешними факторами, развитие говорит о том, что психические явления могут рассматриваться только как процесс, принцип индивидуальности утверждает, что любые процессы уникальны, и последний - сознание формируется во время действия.

Методологические принципы психологии в большей степени касаются эмпирических исследований.