Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева: история, экскурсии, отзывы

0
0

Биологический государственный музей им. К. А. Тимирязева - популярный естественнонаучный музей, который был основан еще в 1922 году. Спустя 12 лет он переехал в новое здание, бывший музей русских древностей Петра Щукина, который был возведен в новорусском стиле. Сейчас он располагается в столице по адресу: улица Малая Грузинская, дом 15.

История музея

биологический государственный музей им к а тимирязева

Работа по созданию биологического государственного музея им. К. А. Тимирязева началась еще в 1920 году. Именно тогда на должность заведующего кафедрой биологии в университет имени Свердлова, который в то время назывался коммунистическим, пригласили Бориса Завадовского.

На тот момент в стране это был один из крупнейших специалистов в области эндокринологии и физиологии. Считается учеником знаменитого на весь мир физиолога Ивана Павлова и основателя отечественной школы генетики Николая Кольцова.

В его судьбе тесно переплелись популяризация науки с исследовательской работой. За свою карьеру он создал более тридцати научно-популярных брошюр и книг, которые были интересны не только узким специалистам, но и широкому кругу читателей. То, что они интересны и увлекательны, понятно даже по их названиям - "Невидимые друзья земледельца", "Проблема старости и омоложения в свете учения о внутренней секреции", "Происхождение домашних животных", "Как мы питаемся. Научные основы питания". Как раз таки серьезным подспорьем в этом стала организация биологического государственного музея им. К. А. Тимирязева.

Основой первых экспозиций стал музей живой природы, созданный доцентом Абрамом Бродским, а также богатая коллекция зоологических и анатомических препаратов. В 1921 году музей получил два зала в здании университета. Впервые он обосновался на Миусской площади. Там и состоялось его официальное открытие. На Миусской площади музей и получил имя Климента Аркадьевича Тимирязева, которого сам Завадовский считал одним из своих главных учителей.

По мнению Бориса Михайловича Завадовского, музей не должен был пассивно ждать своих посетителей. Ему необходимо было ворваться в самую гущу масс, чтобы органично влиться в структуру городской жизни.

"Выход музея на улицу"

миусская площадь

Большую роль в популяризации биологического государственного музея им. К. А. Тимирязева сыграл проект Завадовского под названием "Выход музея на улицу".

Дело в том, что те несколько лет, которые музей располагался на базе Свердловского университета, сквер неподалеку превратился в часть музейной экспозиции. Тут появился настоящий живой уголок.

Сотрудники музея организовали посадку уникальных зеленых насаждений, высеивали самые ценные культуры, даже организовали мичуринский уголок, демонстрировали всем желающим методику искусственного опыления и способы прививать растения.

Это была самая настоящая база для работы со школьниками-юннатами. Завадовский стремился организовывать подобные живые уголки в рабочих районах, используя под них скверы, парки и другие зеленые площади.

На новом месте

ул малая грузинская 15

Новая жизнь музея началась, когда он переехал по новому адресу, на ул. Малую Грузинскую, 15. Здесь находилась усадьбу Щукина.

Это были сразу несколько зданий в псевдорусском стиле, которые были возведены для размещения богатой коллекции известного московского собирателя Петра Щукина. Предметом его интереса были древнерусские памятники, он глубоко исследовал влияние восточных культур на русскую действительность.

Важной вехой в жизни музея стало открытие выставки в Сокольническом парке. А со временем появился небольшой павильон в Краснопресненском парке. На выставках были три главных отдела - "Эволюция живых организмов", "К. А. Тимирязев - великий русский ученый, революционер", "Основные законы работы тела человека и животных".

Экспозиция музея

борис михайлович завадовский

Основная экспозиция музея кардинально отличалась от других подобных учреждений того времени. Дело в том, что большинство государственных музеев того времени ставили перед собой преимущественно научные цели. А вот задачи просвещения населения стояли на втором плане.

В отличие от них Завадовский формулировал кардинально иные принципы. Он строил комплексный музей с самым широким тематическим охватом, который позволил бы всем желающим получить самое полное и целостное представление о такой науке, как биология. К тому же Завадовский стремился создать мировоззренческий музей. Он не просто собирал отдельные ценности, а раскрывал с их помощью важнейшие идеи биологии.

Еще один важный момент. Музей представлял собой разносторонний лекторий, в котором придавалось большое значение уровню лекций и экскурсий, которые организовывали для посетителей. К тому же это обязательно должен был быть "живой" музей. Его экспозиция была направлена в первую очередь на исследование жизнедеятельности организмов, активно применялись живые объекты.

И последнее. Это был музей-лаборатория, в котором сами сотрудники регулярно проводили эксперименты и исследования, ставили опыты, привлекали к данной работе посетителей, вовлекая их тем самым в научный процесс. Благодаря соблюдению этих принципов музей быстро начал набирать популярность.

Особенности музея

основная экспозиция

Музей сильно отличался от других подобных учреждений. Например, в нем впервые был основан экологический отдел. В нем появились витрины с настоящими живыми растениями, а также аквариумы с пресной водой, здесь же появился один из первых в российской столице аквариумов с актиниями, а также вольер с летягами, которых сами сотрудники привезли из экспедиций на Дальний Восток.

Параллельно в музее был организован эволюционный отдел. Его центральным экспонатом стало эволюционное древо, построенное на основе самых последних научных изысканий. Оно постоянно обновлялось, так как специалисты музея внимательно отслеживали особенности развития животного и растительного мира.

В отделе физиологии человека и животных появилась специальная лаборатория, в которой посетители музея могли увидеть опыты с животными, в том числе знаменитых на весь мир фистульных собак, которых оперировали по методике Павлова.

Особой гордостью была экспозиция по генетике, тоже одна из первых в стране.

Экскурсии для всех возрастов

биологический государственный музей им к а тимирязева экскурсии

Примечательно, что экскурсии в биологический государственный музей им. К. А. Тимирязева организуют для всех возрастов без исключения. Даже для младших школьников.

Это экскурсии, посвященные древнему миру, животным, растениям и грибам, взаимосвязям, существующим в природе, устройству человеческого тела.

Для старших школьников и взрослых подготовлены более глубокие и серьезные темы. В музее организуют экскурсии по ботанике, зоологии, экологии, физиологии человека и животных.

Микротеатр

биологический государственный музей им к а тимирязева отзывы

Особой популярностью у школьников всех возрастов пользуется микротеатр "Живое крупным планом". Организаторы утверждают, что такое больше не увидеть ни в одном музее Москвы. Один из залов как будто превращался в театр, в котором роль актеров исполняли живые организмы.

Один сеанс в этом микротеатре дает возможность увидеть то, что обычно остается скрытым для человеческого глаза из-за миниатюрных размеров. Например, на громадном экране можно рассмотреть целый мир в капле воды. Посетители могут проследить за жизнью, которая развивается в рамках одной растительной клетки, следить за животными, увидеть домики, которые строят личинки ручейников, и пережить настоящий ужас, встретившись с маской стрекозы.

Неудивительно, что актеры этого "театра" склонны к импровизации. Поэтому каждый спектакль получается абсолютно уникальным и неповторимым.

Отзывы о музее

Отзывы о биологическом государственном музее им. К. А. Тимирязева поступают преимущественно положительные. Он увлекает даже дошкольников, которых, если они вдруг заскучают, посетители советуют вести в зал "Как пройти в люди".

Здесь предоставляется возможность измерить свою силу, а также провести опыты, с помощью которых можно воссоздать цепочку ДНК и даже сняться вместе с панцирем черепахи.

За короткое время юные посетители и их родители могут узнать все об устройстве человека и всевозможных представителей животного мира.