Как составить план "Сказки о потерянном времени" вместе с ребенком?

Умение работать с текстом необходимо каждому школьнику. Ориентироваться в структуре произведения, логически перерабатывать информацию учит такое полезное упражнение, как составление плана. На уроках чтения дети делят текст на смысловые части, привыкают кратко формулировать основную мысль. Не у всех это получается сразу, и тогда на помощь приходят родители. Данная статья будет посвящена составлению плана "Сказки о потерянном времени", включенной в школьную программу начальных классов.

план сказки о потерянном времени

Краткое содержание

Это произведение Евгения Шварца изучают в 4 классе. План "Сказки о потерянном времени" невозможно составить, не познакомившись предварительно с содержанием текста. Главный его герой - третьеклассник Петя Зубов. Мальчик постоянно опаздывал и отставал, по традиции обещая догнать одноклассников позже. И однажды, сам не заметив, как, превратился в старого дедушку. Его не узнала даже собственная мама.

В отчаянии мальчик забредает в лес и находит пустую избушку. Зарывшись в сено, он засыпает. Среди ночи его будят голоса. За столом ведут какие-то подсчеты четверо странных детей. Пете открывается страшная тайна: перед ним злые волшебники, которые крадут время у тех, кто теряет его понапрасну. Именно они превратили мальчика и еще троих ребят в стариков.

Рассеять чары можно будет в полночь. Для этого заколдованные дети должны прийти в избушку и повернуть стрелки ходиков обратно на 77 кругов. Но им нельзя опаздывать. Воодушевленный Петя отправляется в город и находит друзей по несчастью. На обратном пути они чуть не заблудились, но все же успели к назначенному сроку. Дети переводят ходики и возвращают себе обычный облик, а волшебники исчезают.

Как составить план "Сказки о потерянном времени"?

В школе предлагают следующий алгоритм действий:

  • Разбейте текст на смысловые части. Отметьте их в учебнике карандашом.
  • Прочитайте первую часть.
  • В одном предложении сформулируйте, о чем в ней говорится.
  • Придумайте несколько вариантов заголовка, лучший запишите в черновик.
  • Проделайте то же с остальными смысловыми частями произведения.
  • Перескажите текст, ориентируясь на план. Если это легко сделать, и логика изложения не нарушена, можете переписать его в тетрадь.

план сказки о потерянном времени 4 класс

Для слабых детей задачу можно упростить, однако не рекомендуется выполнять всю работу за ребенка. Используйте следующие приемы:

  • Сами разделите текст на части и предложите школьнику придумать к ним заголовки.
  • Дайте готовый план, пусть ребенок согласно ему поделит сказку на части.
  • Подскажите, сколько пунктов должно получиться в итоге.
  • Предложите план, в котором заголовки перепутаны местами. Пусть ребенок расставит их в верном порядке.

Пример простого плана

Чтобы облегчить вам задачу, приведем конкретные примеры. Ниже представлен простой план "Сказки о потерянном времени" Шварца. Пункты сформулированы в виде назывных предложений и передают основное содержание смысловых частей.

  1. Превращение ленивого школьника в старика.
  2. Домик злых волшебников.
  3. Способ снять заклятье.
  4. Поиск "старых" детей.
  5. Трудный путь к домику.
  6. Поворачивание стрелок вспять.
  7. Перевоплощение в детей.

шварц сказка о потерянном времени план

Сложный план "Сказки о потерянном времени"

Безусловно, это не единственный вариант. Возможно, вы захотите составить сложный план. В этом случае каждая смысловая часть делится на дополнительные, а пункты - на подпункты. Например, так:

1. Третьеклассник становится стариком.

а) Лень Пети Зубова.

б) Странное превращение в гардеробе.

в) Мама не узнает Петю.

2. В гостях у злых волшебников.

а) Домик в лесу.

б) Странные ребята.

в) Подслушанная тайна.

3. Поиск товарищей по несчастью.

а) Маруся Поспелова и ситный с изюмом.

б) Бабушка, играющая в классы.

в) Старик, катающийся на "колбасе" трамвая.

4. Победа над волшебниками.

а) Поиски домика.

б) Поворот стрелок назад.

в) Снова дети.

Составив план "Сказки о потерянном времени", предложите ребенку пересказать ее очень коротко. Многие ребята не умеют выделять в тексте основную информацию, а ведь этот навык необходим им для успешного обучения. Если подобная работа с произведениями будет проводиться регулярно, ваши дети вскоре усвоят алгоритм. И будут намного быстрее делать свои домашние задания.