Что такое мольберт? Мольберты для художников

Большинство из нас, представляя фигуру художника, наверняка увидят его в своем воображении стоящим за особой подставкой – мольбертом. Что такое мольберт? Это изобретение, которому уже много веков. Его главное предназначение – сохранение положения холста или бумаги, заданного художником, создание для них опоры.

женщина-художница за мольбертом

История мольберта. Античность и Средние века

Непосредственный предок этого приспособления был описан еще Плинием в І веке. Это древнее приспособление представляло собой большую панель, снабженную опорами в помощь пишущему на ней художнику. Кроме того, в античные времена уже использовались треножники, подобные современным.

Искусство живописи было уже достаточно развито в эпоху поздней античности, о чем свидетельствуют погребальные фаюмские потреты, написанные на досках из древесины различных пород (кедра, сосны, кипариса, дуба и др.) и сохранившиеся византийские иконы. Закрепив доску под определенным углом, над ней было гораздо легче работать. Поэтому предполагают, что некое подобие мольбертов использовалось и в этих случаях.

По данным историков, приспособления, подобные современным мольбертам, были уже известны в XI и XII веках. Только использовали их в других целях – для изготовления алтарных подставок и занавесей. Однако позднейшие тенденции развития жанров живописи в Средние века, помимо фресковой, также требовали специальных приспособлений для того, чтобы удерживать картину на удобной высоте. Для работы над книжными миниатюрами, а также текстовыми страницами, которые до изобретения книгопечатания переписывались вручную, изготавливали небольшие настольные мольберты.

Мольберты в эпоху Ренессанса и Нового времени

Позже для фиксации холста в натянутом положении использовали деревянные рамы, которые частично вытеснили из обихода предков современных мольбертов. Впрочем, художники в Голландии продолжали использовать подставки из-за их удобства. Начиная с эпохи Возрождения мольберты уже становятся непременными атрибутами художников, и на многих автопортретах живописцы тех времен запечатлевали себя рядом с ними. Много таких старинных приспособлений, имеющих различную конструкцию, сохранилось и до наших дней. Что такое мольберт в эпоху Ренессанса? Некоторые из этих приспособлений изготавливались из металла или дорогих пород дерева, богато украшались резьбой, инкрустировались драгоценными камнями. Они были не только верными помощниками живописцам, как профессионалам, так и любителям, но и настоящим украшением интерьера. Такие экземпляры антикварных мольбертов, фото которых можно увидеть в статье, сами по себе являются произведениями искусства.

старинный мольберт белого цвета

Кроме того, доказательством широкого использования мольбертов в эпоху барокко являются соответствующие сведения из книги придворного живописца французского королевского двора Шарля Лебрена под названием «Эссе о чудесах живописи», написанной в 1635 году.

Чаще всего мольберты изготавливались из древесины различных пород. С развитием промышленности, в XIX веке, в качестве материала для их изготовления стали использовать древесно-стружечные плиты вместо деревянных, так как они лучше сохраняли свою форму под воздействием внешних факторов.

Определение

В наше время мольберт (в переводе с немецкого Malbrett - доска для рисования) – это особой конструкции подставка, изготовленная из металла или дерева, фанеры и пр., на которой художник располагает свое произведение во время работы над ним.

художница на пленэре

Виды

Современный рынок предлагает большой выбор мольбертов разных моделей, изготовленных из различных материалов: деревянных и металлических, трех- и четырехногих, трансформеров, станковых, напольных и настольных и пр. По размерам различают мольберты малые, средние и большие, по назначению – полевые, студийные, портативные, складные, универсальные. Их основные разновидности будут описаны ниже. Фото мольбертов также можно увидеть в статье.

Мольберт "лира" (А-образный)

В основе этого мольберта достаточно простой конструкции, именуемого лирой, - треугольная рама, напоминающая большую букву А. К его преимуществам следует отнести небольшой вес и относительно скромные габариты. При этом такой мольберт-тренога достаточно устойчив. Штанга (мачта) может быть как выдвижной, так и фиксированной. Холст опирается на штыри либо на полочку, которая, в свою очередь, также может быть подвижной и выставляться на удобной высоте. Поставленный на нее холст фиксируется сверху при помощи зажима. Тем, кто пишет большие полотна, нужно иметь в виду, что конструкция с неподвижной штангой ограничивает возможность их передвижения.

мольберт модели "лира"

Задняя ножка мольберта подвижна, и холст легко установить под нужным углом. В отдельных моделях предусмотрена возможность отрицательного угла наклона. При этом установить поверхность горизонтально, как правило, невозможно, что создает определенные неудобства при работе с гуашью и акварелью. «Лиру» легко транспортировать и просто хранить, сложив или поставив в угол, для ее использования не нужна мастерская. Мольберт такой конструкции не занимает много места и очень удобен для использования в качестве экспозиционного. В магазинах представлено множество разновидностей «лиры» (модели классика, люкс, настольные, напольные и т. д.).

Студийный (Н-образный)

Что такое мольберт студийный? Формально студийным можно назвать любой из мольбертов, используемый в помещении. Однако чаще всего под этим термином подразумевают модели Н-образной конструкции. Они прочны, устойчивы и удобны в эксплуатации. Имеют прямоугольный силуэт, схожий с буквой Н, благодаря чему и получили свое название. В основании – тоже конструкция прямоугольной формы. Такие модели позволяют работать с полотнами больших форматов. Они имеют выдвижную или неподвижную мачту (штангу), рама может наклоняться в довольно широком диапазоне, включая отрицательный угол. У них есть верхний держатель холста и дополнительная полка.

студийный стационарный мольберт

Мольберты Н-образного вида уступают «лирам» в компактности и мобильности, зато выигрывают в надежности. Жесткость конструкции позволяет с удобством работать на таких мольбертах и профессионалу, и новичку, и ученику.

Еще один недостаток студийных мольбертов, кроме тяжести, заключается в том, что они занимают много места.

Трансформируемый мольберт

Разновидностью студийного является так называемый гибридный, или трансформируемый мольберт. Благодаря гибким регулировкам он является многоцелевым инструментом, идеально подходящим для профессионалов, работающих в студии. К примеру, не снимая работу, трансформируемый мольберт легко переводится в горизонтальное положение (например, для покрытия работы лаком). Он так же устойчив и широк в основании, как и предыдущий рассмотренный вид. Верхний держатель позволяет работать на нем с большими форматами.

Станковый

Рассказывая о том, что такое мольберт, нельзя не остановиться на его станковой разновидности (Giant easel). Это еще один вид студийного, также имеющий в основе силуэта прямоугольную Н-образную раму и такую же, но меньших размеров, в основании. Его главная отличительная черты – большие размеры, и рассчитан он, соответственно, на работу с большими, даже огромными форматами. Поскольку такие работы встречаются нечасто, станковый мольберт является узкоспециальным инструментом, используемым также реставраторами.

Он может оборудоваться несколькими штангами, позволяющими зафиксировать тяжелые громадные полотна. Иногда такие мольберты снабжаются специальными подъемными устройствами для регулирования высоты размещения тяжелых полотен. Нередко станковые Н-образные мольберты для художников изготавливаются на заказ.

Ученический

Что такое мольберт ученический? Классические приспособления для учащихся художественных заведений, новичков представляют собой так называемую хлопушку, складывающуюся пополам и издающую при этом характерный звук. Это двухсторонний мольберт, за которым могут одновременно работать два человека. Он достаточно устойчив, прост в конструкции и, как правило, стоит дешевле профессиональных «взрослых» разновидностей. Листы бумаги крепятся к нему обыкновенными кнопками.

Настольный

Это разновидность, востребованная в первую очередь любителями. Мольберты для художников-профессионалов обычно имеют более внушительный вид. Настольные мольберты компактны, размещаются, как понятно из их названия, на столе. В плане у них – та же А-образная или Н-образная форма, что и у напольных мольбертов-треног или имеющих раму в основании. Их легко хранить и перевозить, но такие модели имеют серьезный недостаток: из-за своих параметров они ограничивают размер полотна. Кроме того, большинство художников предпочитают все же работать стоя, поэтому настольные модели не слишком популярны у профессионалов.

Переносной

Работа на пленэре – неотъемлемая часть обучения будущего мастера живописи, поэтому были созданы специальные переносные модели. Их основа состоит из легких алюминиевых труб либо деревянных деталей небольшого диаметра, они легко собираются и транспортируются в специальном чехле.

переносной мольберт складной

В эту же категорию можно отнести планшеты и так называемые этюдники. Первые из них представляют собой деревянную коробку с откидывающейся крышкой или встроенной рамой. В коробке хранятся необходимые для работы материалы. Этюдник представляется собой планшет со съемными регулируемыми ножками. Благодаря смене их высоты его можно устанавливать даже на столе. Минусы этюдника очевидны: невысокая по сравнению со стационарными моделями устойчивость за счет сборной конструкции и большого количества винтов (зажимов), а также возможность работы лишь с ограниченным размером листов, не больше А3.

Мольберт двухсторонний маркерный для детей

Модели, предназначенные для малышей, имеют другой вид. Они универсальны, у них две стороны, одна из которых – белая, вторая – темная, черная или зеленая. На белой стороне можно рисовать маркерами и крепить к ней рисунки или бумажные буквы, плакаты магнитами. Черная (зеленая) сторона предназначена для рисования мелом и обучения ребенка навыкам письма. Эта многофункциональная детская игрушка пользуется большой популярностью у будущих школьников и их родителей. Двусторонний мольберт магнитно-маркерный небольших размеров и не занимает много места. Он складывается пополам подобно «хлопушке», его удобно хранить.

детский мольберт магнитно-маркерный

Следует помнить, что писать и рисовать на темной стороне двухстороннего мольберта можно только мягкими мелками, а не теми, которыми рисуют на асфальте. Иначе на поверхности останутся царапины. Писать не белой стороне можно только маркерами. Фломастеры могут плохо оттираться, а карандаши будут царапать поверхность, и она придет в негодность.

Вместо заключения

Таким образом, на вопрос о том, что такое мольберт, можно ответить так: это приспособление для рисования (реже – для письма), имеющее определенную конструкцию в зависимости от условий, в которых работает художник. Каждый может выбрать подходящую модель, с которой ему будет просто и удобно работать.

Детские мольберты маркерные для малышей предназначены для занятий с ребенком и его самостоятельного творчества. Их нельзя причислить к профессиональным моделям, и свое название они получили благодаря форме и внешнему сходству с мольбертами для художников.