Обгон - это... Определение, правила, требования и закон

По данным статистики, в России каждый год на дорогах гибнет больше, чем 20 тыс. человек. Число раненых составляет сотни тысяч. Как правило, причиной является нарушение безопасности движения. Одним из наиболее рискованных маневров является обгон. Рассмотрим подробнее, что это – обгон, когда он разрешен, а когда нет. Что грозит в случае нарушения правил его осуществления?

Общее понятие

Обгоном считается опережение транспортного средства (одного или нескольких), когда оно сопряжено с выводом автомобиля на «встречку», за которым следует возвращение на занимаемую ранее полосу. Раньше речь шла о движущихся автомобилях, а с 2014 года эта деталь в формулировке ПДД отсутствует.

Однако четких пояснений по этому поводу не имеется, но можно сделать вывод, что понятие обгона на сегодняшний день является более узким. Обгон – это частный случай выезда на встречную полоску, который разрешен в определенных ситуациях. Какие они? Об этом сказано ниже.

Когда обгон допускается

Правила движения на дорогах диктуют, что пересечение встречной полосы, а значит, и обгон разрешены в строго определенных случаях. К ним относятся те, в которых дорога содержит:

  1. Две полосы, имеющие прерывистую осевую линию разметки.
  2. Две полосы с осевой разметочной линией, носящей комбинированный характер.
  3. Три полосы с двумя прерывающимися линиями, нанесенными продольно.
Многополосная дорога

На указанных типах дорог средняя полоска может быть использована для обгона водителями, движущимися в двух противоположных направлениях. В связи с тем, что обгон – это самый рискованный из всех видов дорожных маневров, в ПДД внесен ряд строгих ограничений для находящихся за рулем граждан, имеющих намерение осуществить такой маневр. Рассмотрим их далее. Выше же описаны те ситуации, когда обгон разрешен.

Принципы безопасности

До того, как приступить к этому опасному маневру, человек, находящийся за рулем, должен быть убежден, что встречная полоса является свободной на таком расстоянии, которого хватит для обгона. А также в том, что в процессе его совершения не возникнет угрозы и помехи прочим участникам движения.

Обгон фуры

Данная установка должна настроить водителя на то, что, прежде чем решиться на обгон, он должен прибегнуть к тщательному анализу конкретной дорожной ситуации. Ему потребуется:

  1. Дать оценку скорости транспортного средства, которое он собирается обогнать.
  2. Прикинуть, какова скорость автомобиля, движущегося ему навстречу, и каково расстояние до него.
  3. Определить, каким является состояние покрытия – мокрым, сухим, скользким, шероховатым.
  4. Учесть, насколько хорошо его собственное авто способно реагировать на нажатие педали акселератора.

Начинать обгон можно лишь тогда, когда нет никакого повода прогнозировать возникновение в его процессе хотя бы небольшой угрозы как для обгоняемого, так и для встречного ТС.

О чем говорит разметка, знаки и ПДД

Как и любой другой маневр на дорогах, обгон запрещается посредством одного из трех вариантов предписаний: разметкой, знаками, указаниями ПДД. Иногда они противоречат друг другу или предполагают ряд нюансов. Вот некоторые случаи:

Знак "Обгон запрещен"
  1. Когда посреди дороги проведена разметка, носящая характер сплошной осевой, всякий выезд на «встречку» воспрещается. Обгон не допускается. Бывают ситуации, когда осевая линия либо прерывистая, либо вообще отсутствует, но имеется знак «Обгон запрещен». Как видим, здесь возникает противоречие между предписаниями. Согласно ПДД, в такой ситуации нужно подчинятся требованиям, диктуемым знаком.
  2. Существуют некоторые нюансы, связанные с мотоциклами, имеющими два колеса, мопедами, повозками и тихоходным транспортом. В виде исключения их можно обгонять, несмотря на присутствие знака «Обгон запрещен».
Под знаком мопеды обгонять можно

Согласно ПДД, тихоходным средством передвижения считается только то, на котором имеется соответствующий опознавательный знак, независимо от того, с какой скоростью оно в данный момент передвигается – большой или маленькой. Он представляет собой треугольник красного цвета, имеющий отражающую свет кайму, также красную или желтую. Его прикрепляют сзади ТС, максимальная скорость которых находится в границах 30 км в час. Если же знака нет, обгонять запрещено.

Нельзя обгонять на переходе

В правилах имеется список мест, в которых обгон запрещается вне зависимости от того, какая именно осевая линия там проходит. К таким местам относится пешеходный переход.

Пешеходный переход

Обгон на переходе не допускается дорожными правилами, причем безапелляционно, невзирая на то, есть ли там в данный момент пешеходы или нет. А также на нем, как и в тоннелях, на мостах, путепроводах, строго запрещены движение автомобиля задним ходом и его разворот.

Факт запрета на обгон на пешеходном переходе весьма логичен. Естественно, что о нем не может быть и речи, если есть пешеход – оба водителя вынуждены пропустить его. И это вполне оправдано, так как впереди идущий транспорт всегда в той или иной мере заслоняет обзор.

Как быть на перекрестке

Когда он регулируется, если не является регулируемым, но движение осуществляется не по основной дороге, обгон на перекрестке не допускается. На нем продольные линии разметки прерываются, и, кажется, нет помех выехать на встречку.

Обгон на перекрестке запрещен

Но когда дорога имеет больше двух полос, выезд на встречку для совершения обгона категорически запрещен – как до перекрестка, так и на нем, и после него. И неважно, какой это перекресток (регулируемый или нет) и какая это дорога (главная или второстепенная).

В случае с двухполосной дорогой выезд на «встречку» с целью обгона не воспрещается ни до перекрестка, ни после. Что касается непосредственно самого регулируемого перекрестка, обгон на нем запрещен (независимо от количества полосок на дороге).

Когда речь идет о нерегулируемом перекрестке, находящемся на перепутье дорог, являющихся однозначными, уступать дорогу нужно тому автомобилю, который приближается с правой стороны. В противном случае водитель, который решится пойти на обгон, ничего справа не увидит. Если дорога второстепенная, путь требуется уступать и тому, кто находится справа, и тому, кто слева.

Обгон на перекрестке возможен только в случае, когда ваш путь является главным, осевая линия представляет из себя прерывистую, а полоса для встречного движения никем не занята.

Где еще запрещен обгон

ПДД предусматривают еще ряд мест, где обгон осуществлять запрещается. Это такие места, как:

Железнодорожный переезд
  1. Тоннели, мосты, путепроводы. В них без каких бы то ни было оговорок запрещены как обгон, так и разворот, и заднее движение.
  2. Конец подъема, поворот, относимый к опасным, другие участки пути, на которых видимость ограничена. При этом нужно обратить внимание, что обгон запрещается только в конце подъема, а не на нем самом, так как видимость ограничена именно там. Оценивать этот критерий должен сам водитель.
  3. Находящийся на железной дороге переезд, а также участок, который непосредственно прилегает к нему на расстоянии 100 метров. К сожалению, знак, определяющий 100 метров, правилами не предусмотрен. В этом случае водителю придется полагаться на интуицию. Но могут быть установлены знаки, информирующие о приближении к переезду. Это знак с двумя красными полосками под наклоном. Тот из них, который по ходу появляется вторым по счету, находится на расстоянии от переезда, не превышающем 100 метров.

Дополнительные ситуации запрета

Правила предусматривают ряд ситуаций, когда обгон недопустим. Среди них находятся такие, как:

  1. Движущийся впереди транспорт совершает обгон или объезжает препятствие.
  2. Проезжающий впереди по той же самой полосе автомобиль подает сигнал о повороте в левую сторону.
  3. Авто, движущееся сзади, начало производить обгон.
  4. Водитель ТС, которое обгоняет другое средство передвижения, не имеет права чинить препятствия этому действию ни путем увеличения скорости, ни какими-либо другими действиями. При этом ПДД не заставляют обгоняемого уступать обгоняющему дорогу, например, когда тот возвращается на свою полосу. Напротив, второй должен следить за тем, чтобы не «подрезать» первого. Но тот, кого обгоняют, не должен повышать скорость, включать сигнал левого поворота, допускать смещения в левую сторону, запугивая «соперника».

Штраф за обгон

Наказание за нарушение правил обгона предусматривается статьей 12.5 КоАП РФ. В соответствии с ее положениями, водителю грозит:

  1. За пренебрежение правилами нахождения авто на проезжей части – штраф 1 тыс. 500 руб.
  2. За въезд на встречную полосу при огибании препятствия – от 1 до 1 тыс. 500 руб.
  3. За неправомерный выезд на «встречку» без объезда – 5 тыс. руб. или ограничение на управление транспортом на период от 4 до 6 месяцев.
  4. За повторное нарушение выезда на встречную полосу – лишение водительских прав на 1 год, а если происшествие зафиксировано с помощью специальных техсредств, – штраф в размере 5 тыс. руб.

Когда конец маневра – нарушение

Один из основных вопросов, возникающих у водителей, является вопрос о том, является ли правонарушением завершение обгона, произведенное с пересечением сплошной. Дело в том, что каждая подобная ситуация является сугубо индивидуальной. Все зависит от того, как именно заканчивать обгон. К сожалению, сотрудники дорожной полиции не всегда дают себе труд разбираться в деталях происшествия досконально и зачастую составляют протокол, сразу предусматривающий лишение прав.

Вот, например, ситуация, когда водитель въехал на встречную полосу, чтобы опередить ТС, а при возвращении на свою полоску обнаружил такое препятствие, как поломанная автомашина. Ему пришлось закончить обгон с пересечением сплошной. Тогда ему будет грозить штраф, указанный в пункте 2 предыдущего раздела данной статьи.

В другой ситуации, когда находящийся за рулем человек решил пойти на обгон машины, которая едет не спеша, а по окончании этого действия пересек сплошную, к нему должна применяться уже более строгая санкция. Она обозначена в пункте 3. Если же данный неудачный маневр совершен вторично, то наказание будет соответствовать пункту 4.

Из сказанного можно сделать вывод, что в связи с нововведениями, внесенными в ПДД в 2014 году, обгоны, которые водители осуществляют, не прибегая к выезду на встречку, уже не считаются таковыми. Теперь такой маневр характеризуется как опережение, то есть движение транспорта с такой скоростью, которая больше скорости попутного авто. Тогда как обгон – это, по новым правилам, выезд на полосу, используемую для встречного движения.