Административное принуждение: понятие, виды и методы

Понятие административного принуждения знакомо юристам-теоретикам, практикам и даже обыкновенным гражданам, трудовая деятельность которых не связана с данной специализацией. Что это такое? Рассмотрим более детально понятие и виды административного принуждения, которые могут быть применены на практике.

Административное принуждение

Общее понятие

Прежде чем характеризовать виды, следует разобраться в самом понятии. Итак, что же такое административное принуждение?

Данными словами характеризуется особенный метод государственного управления. Его суть состоит в том, что определенные специализированные органы в лице своих уполномоченных представителей производят действия относительно осуществления мер принудительного характера, которые обозначены нормами, представленными в административном законодательстве, за конкретные предписанные проступки и правонарушения. Как правило, они направлены на то, чтобы заставить объект сделать определенное действие или, наоборот, отказаться от его выполнения.

В отношении кого может быть применено принуждение

Круг лиц, в отношении которых может быть применено административное принуждение, довольно широк и обозначен в законодательных источниках. Его применение возможно в отношении как частных, так и юридических лиц, в качестве которых могут выступать организации, учреждения или предприятия различных форм собственности.

Законодатель отмечает, что применять данные меры имеют право исключительно те органы, которые обладают властью административного характера, но не дисциплинарного, а также не числятся в качестве вышестоящих в порядке ведомственной иерархии.

Признаки

Мерам административного принуждения свойственен ряд признаков, которые характеризуют их как обособленное явление в юридической практике. В первую очередь к таковым относится то, что применять на деле меры принуждения имеют право исключительно должностные лица, на которых законодательство возлагает такую обязанность. Все их действия должны соответствовать порядку, предписанному законом, а также случаям, предусмотренным этим же источником.

Процедура применения административного принуждения довольно проста, что также считается неотъемлемым признаком данного юридического явления. Что касается самого порядка, то он осуществляется во внесудебной форме.

Еще один немаловажный признак административного принуждения заключается в том, что его методы могут быть применены не только в том случае, когда необходимо предупредить какие-либо неблагоприятные социальные последствия, но еще и тогда, когда следует исправить сложившуюся в результате противоправных действий ситуацию.

Отличие от других мер

Существуют определенные отличия методов административно-правового принуждения от других способов воздействия, которые выделяют их на общем фоне.

Основным отличием признается то, что данный тип мер применяется еще за некоторое время до того момента, когда произойдет наступление негативных последствий, повлекших за собой антисоциальное деяние. Речь ведется о предотвращении причинения вреда общественным интересам, признанным жизненно важными. Нередко такие меры применяются вынужденным образом для того, чтобы предотвратить распространение какого-либо опасного заболевания или инфекции (карантин).

Ярким примером таковых также считается предотвращение уклонения от уплаты взносов и налогов определенным юридическим лицом. Иными словами, применение мер административного принуждения не является наказанием за совершенное правонарушение или преступление - их используют для того, чтобы предотвратить его. Иногда такие меры могут быть применены и после совершения административного правонарушения - в таком случае это делается для того, чтобы исключить возможность совершения лицом опасного деяния.

Еще одно отличие рассматриваемых мер от других заключается в том, что они, как правило, осуществляются органами, которые назначены для охраны правового порядка в сфере государственного управления.

Что касается отличительных особенностей, следует отметить, что рассматриваемые методики воздействия не относятся к категории санкций, назначаемых в качестве административно-правовых норм. Кроме этого, они не применяются за совершение каких-либо правонарушений и не считаются мерой ответственности. И, наконец, еще одна отличительная особенность данных методов - это их основная цель, которая заключается в профилактике правонарушений, а также обеспечения надлежащего уровня безопасности в обществе.

Меры административного принуждения

Классификация

В юридической практике существует определенный перечень типов методов административного принуждения. Деление происходит в зависимости от того, какими субъектами они могут применяться, по каким основаниям, а также от того, какие цели преследует их установление. Кроме этого, в некоторых источниках предлагается вариант классификации по специфике ограничения в правах.

Итак, рассмотрим каждый вид мер административного принуждения отдельно, попутно рассмотрим их особенности.

По характеру ограничений в праве

Что касается классификации по такому признаку, то для нее свойственно то, что меры, отнесенные к ней, предусматривают определенные, пусть и незначительные лишения, в ходе которых так или иначе ущемляются некие свободы человека. Под данным критерием законодатель выделяет три группы мер: организационные или имущественные лишения, а также физическое воздействие.

Если говорить о физическом воздействии, то к данной группе мер можно отнести применение сотрудниками полиции физической силы или оружия, а также специальных средств. Нередко такое происходит в процессе задержания преступников. В данной ситуации особенно наблюдается нарушение права лица на личную неприкосновенность и его свободу. На деле существует определенный регламент, по которому сотрудники силовых ведомств обязаны проводить задержание опасных лиц.

Если говорить об имущественных лишениях, то понятие административного принуждения данного типа предусматривает применение к определенным субъектам санкций материального характера. В качестве примера таковых можно привести наложение административного штрафа, что также должно производиться должностным лицом в установленном законодательством порядке.

Организационные лишения - это такая мера принуждения, которая предусматривает внесение определенных организационных изменений в работе целой структуры или внутри определенной группы лиц. Ярким примером тому может послужить внесение изменений в структуре организации конкретного объекта управленческой деятельности или в его режиме. Такие меры могут быть использованы как в отношении единоличного субъекта, так и коллективного. Ярким примером может послужить приостановление разрешения, которое необходимо для ведения работы конкретного субъекта. Основная особенность такого вида меры заключается в том, что она может быть использована только по отношению к юридическим лицам, то есть на предприятиях, в учреждениях или в организациях любой формы собственности.

Виды административного принуждения

В зависимости от субъектов

Исходя из данного показателя, законодатель разделяет два типа мер: те, которые применяются в административно, а также те, для принятия которых необходимо рассмотрение дела в судебном порядке. Следует отметить, что первая группа является преимущественной, так как большая часть мер принимается должностными лицами, на которые возложена такая обязанность.

Как правило, те меры, которые производятся в административном порядке, применяются на основании законодательства об административных правонарушениях, действующего на определенный период.

В зависимости от целей

Как уже указывалось выше, меры административного принуждения применяются для того, чтобы предотвратить проявление опасных последствий, которые возможны в результате совершения опасного деяния. Так, в зависимости от целевого назначения используемых методов различают те, которые направлены на пресечение возможного правонарушения, для восстановления, а также для наказания.

Законодатель отмечает, что каждая принятая мера должна быть соразмерна опасности, которая может наступить в том случае, если ее не предпринять.

Административно правовое принуждение

Меры пресечения

Для того чтобы пресечь возможное опасное явление, специально назначенные для того органы в виде их должностных лиц обязаны создать условия, в которых наступление более опасных последствий станет невозможным. Как правило, такие действия применяются в момент или в период совершения правонарушений. Это означает, что меры этого характера имеют определенную временную и пространственную характеристику.

Яркими примерами таковых считаются наложение запрета на эксплуатацию транспортного средства, а также вынесение требований относительно прекращения противоправного поведения, которое совершает лицо. К ним также относятся вынесенные предписания касательно устранения выявленных недостатков в определенном виде деятельности (например, в области охраны труда на конкретном предприятии или в отношении соблюдения правил противопожарной безопасности). Примером таких мер также выступают административные задержания, которые необходимы для того, чтобы обезопасить общество от больших негативных последствий, причиненных действиями конкретного человека. Причем задержание может производиться не только в отношении физических лиц, но еще транспортных средств. После задержания обязательно производится привод тех лиц, которые совершили правонарушение или несут опасность этого - данная мера также относится к группе тех, что предназначены для пресечения неблагоприятной ситуации.

Использование сотрудниками специальных органов и ведомств в процессе задержания опасных индивидуумов особых средств и предметов также относится к мерам пресечения. Это же касается и физической силы, которая может быть применена в отношении нарушителя.

К пресекательным мерам юристы-теоретики и практики также относят и принудительное лечение, которое может быть установлено в отношении лиц, страдающих заболеваниями, несущими особую опасность для общества. К числу них относят тех, которые больны венерическими заболеваниями, СПИДом, туберкулезом. Кроме этого, данные меры также касаются тех лиц, которые страдают наркоманией и алкоголизмом, не желают заниматься лечением. Психические больные также относятся к этой категории. Для применения предупредительных мер в отношении таких лиц обязательно необходимо наличие соответствующего постановления суда.

К числу пресекательных мер также относят запреты на использование автомобилей, которые не соответствуют установленным техническим требованиям, совершение строительных работ на улице в том случае, если люди, организовавшие и ведущие их, не соблюдают меры техники безопасности для окружающих и т. п.

Меры административно правового принуждения

Предупредительные меры

К числу предупредительных мер административного государственного принуждения относятся все, не допускающие возможное правонарушение, которое впоследствии повлечет за собой опасные последствия. Такие методы воздействия являются предшествующими для всех остальных, которые направлены против конкретных лиц, признаваемых виновными в совершении правонарушений. Именно поэтому можно сделать вывод о том, что они никак не связаны с совершенными правонарушениями.

Несмотря на то что меры, относимые к рассматриваемой категории, имеют профилактический характер, их осуществление происходит исключительно в принудительном порядке. Он подразумевает ведение специально назначенными органами деятельности по реализации конкретных властных полномочий.

Итак, какие виды мер относятся к группе предупредительных? В первую очередь это всевозможные досмотры, например, такие как таможенный, личный, освидетельствование состояния лиц на наличие различных видов опьянения или пристрастие к пагубным привычкам. Сюда же можно отнести и проведение проверок, а также контролирующих действий и надзора. Правоохранительные органы, что совершают проверку документов, также являются исполнителями предупредительных мер. Это и проверка документов на предприятиях - с такой целью предотвращается возможность попадания на территорию объекта посторонних лиц.

При наступлении эпидемии санитарными органами объявляется карантин - комплекс мероприятий, направленных на изоляцию (ограничение контактов) инфицированных лиц или подозреваемых в инфицированности, животных, товаров, транспортных средств. Данная мера также относится к разряду предупредительных. В особенных ситуациях может быть произведено закрытие государственной границы, что также относится к мерам административно-правового принуждения предупредительного характера.

Меры восстановления

Отличительной чертой мер восстановления считается то, что все они могут быть направлены исключительно на то, чтобы восстановить прежнее состояние в определенной ситуации, которое было у объекта или у человека до ее наступления.

Ярким примером меры восстановления считается ситуация, когда производится возмещение вреда, причиненного материально или морально. Еще один пример - это требование совершения обязательного приведения земельного участка в первоначальное состояние.

Наказания

Меры, которые относятся к данной группе, можно классифицировать как предупредительные и как те, которые выступают в форме ответственности. Яркими примерами таковых считаются различные предупреждения, которые могут быть вынесены лицам, наложение административных штрафов, приостановление их деятельности в законном порядке (может распространяться даже на целую организацию или предприятие).

На имущество определенного лица или предприятия может быть наложен административный арест - данная мера способствует установлению ограничения на пользование каким-либо имуществом для того, чтобы действия человека не повлекли за собой совершение правонарушений. Аналогичной мерой выступает конфискация орудия, с помощью которого совершается деяние, являющееся правонарушением.

В некоторых случаях, когда лицо, занимая определенную должность, совершает противоправные действия, возможные в силу его полномочий, оно может быть отстранено от своей деятельности на определенный период. Аналогичную природу имеет запрет, наложенный на посещение лицом определенных мест или спортивных соревнований.

Понятие и виды административного принуждения

Стадии применения мер административно-правового принуждения

Как и любой другой процесс, действия по применению мер данного характера должны быть выполнены путем прохождения определенных стадий.

В первую очередь представители органа административного принуждения обязаны четко ознакомиться со всей возникшей ситуацией и оценить ее с юридической точки зрения. По результатам полученной оценки нужно определить наиболее подходящую и соразмерную меру принуждения, которая окажет пользу ситуации и предотвратит возникновение негативных последствий в дальнейшем. О принятом решении должен быть составлен документ (акт, протокол и т. п.), в котором необходимо четко отразить всю ситуацию, а также избранную меру принуждения. После того как он будет готов, необходимо исполнить все действия, которые необходимы для обеспечения принудительных действий.

В процессе применения эффективных методов принуждения сотрудник специализированных служб и органов обязательно должны оценивать последствия, которые влекут за собой принятые ими меры. В ходе процесса также должны вноситься коррективы в ведение дальнейшей деятельности.

Основания для применения мер

Для того чтобы применить к лицу какой-либо вид административного принуждения, необходимо наличие определенной ситуации, которая предусмотрена административным законодательством в качестве основания для применения меры.

Так, чтобы лицо было подвержено одному из видов административного принуждения, достаточно наличия совершения им правонарушения в любой сфере. Чаще всего это происходит в областях, относящихся к сфере налогового, административного или финансового ведения или даже уголовного преступления. В качестве основания также может выступать противоправное деяние, которое признается таковым исходя из объективной точки зрения.

Практика показывает, что нередко такие меры принимаются и только для того, чтобы предотвратить совершение преступлений. Именно поэтому наличие обстоятельств, которые несут угрозу для нормальной и безопасной жизни одного человека, коллектива или целого общества, также возможно установление принудительных мер.

Понятие и виды административного принуждения

Какие меры административного принуждения могут быть применены в различных ситуациях? В вопросе определения наиболее подходящего вида метода сотрудники специальных органов должны полагаться на свое усмотрение. Однако в разрешении такого вопроса обязательно следует учитывать соразмерность деяния или опасности тому, какие меры будут предприняты. В том случае, когда в определенной ситуации можно выбрать несколько мер к применению, представители специализированных органов должны отдать предпочтение наименьшей из них - в данном случае работает принцип экономии репрессий. В некоторых случаях возможна комбинация различных методов. Так, например, если человек создает определенный беспорядок в общественном заведении, пребывая в это время в состоянии алкогольного опьянения, сотрудники полиции или службы охраны могут применить к нему несколько мер: предупреждение, использование силового приема и ограничить его перемещение с помощью наручников.