Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и других частей речи

0
0

Полуслитное, дефисное и раздельное написание наречий и других частей речи напрямую зависит от многих факторов. В частности, от того, от какой части речи образовано наречие, при помощи какой приставки, какое значение имеет и в каком контексте используется. Однако бо́льшая часть, если не все эти правила подчиняются строгим нормам и четким законам правописания, которые и будут рассмотрены далее в этой статье.

Урок правописания

А поскольку, как и любой другой, урок слитного, дефисного и раздельного написания наречий следует начинать с азов, в первую очередь предлагается изучить список правил, несодержащих исключений, оговорок или спорных случаев.

Общие правила слитного написания

Слитное написание наречий

Существует целый ряд правил, указывающих, в каких случаях наречия следует писать слитно. Звучат они следующим образом.

  • Если наречие образовано от собирательного числительного (трое, пятеро, семеро, десятеро) с использованием приставок в- и на-. Например: вчетверо (больше или меньше), надвое (сломать или разделить), ввосьмером (в составе восьми человек).
  • Если наречие образовано от прилагательного с помощью какой-либо из данных приставок: из-, с-, до-, в-, за-, на-, по-. При этом используются такие суффиксы, как -о, -е, -а, -у. Например: издревле (от прилагательного «древний», приставка из- и суффикс -е), снова (от «новый», приставка с-, суффикс -а), допоздна («поздний»), вкратце («краткий»), задолго («долгий»), наголо («голый»), подолгу («долгий»).
  • Если наречие, вызывающее трудности при написании, образовано от другого наречия с добавлением любой приставки кроме кое-. Долго – задолго, надолго; завтра – послезавтра, даром – задаром, всюду – повсюду.

Это далеко не все правила слитного написания наречий, однако они наиболее конкретны и на практике после заучивания вообще не вызывают проблем.

Спорные случаи слитного, раздельного и дефисного и полуслитного написания наречий

Спорные случаи

Очень важно научиться отличать наречия от омонимичных (созвучных с ними) частей речи, чаще всего от существительных и местоимений с предлогами. Зачастую слитное, дефисное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними слов или пар слов поддается объяснению лишь с точки зрения лексики. Другими словами, определять требуемый вариант написания приходится не грамматически, а по смыслу, исходя из контекста, значения наречия и наличия зависимых слов. Тем не менее ряд правил для таких случаев все же существует.

Наречия, образованные от местоимений

Существуют наречия, образованные от указательных местоимений:

Того – оттого, тем – затем, тому – потому, чему – почему, чем – зачем, чего – отчего, всю – вовсю и так далее.

Одновременно с этим существуют аналогичные пары «местоимение + предлог»:

От того (дома), за тем (деревом), по тому (пути), по чему (пройти), за чем (спрятаться), от чего (бежать), во всю (прыть).

Правописание сопоставимых частей речи

Чтобы верно определить, какой именно из вариантов написания следует использовать, лучше всего взглянуть на наглядные примеры различий.

Предложение Часть речи Зависимое слово Вариант написания
«Он грустит оттого, что поссорился с лучшим другом.» Наречие Нет Слитно
«От того здания до нашей школы рукой подать!» Предлог+местоимение Есть Раздельно
«Мы проснулись очень рано, позавтракали, затем отправились в путь.» Наречие Нет Слитно
«За тем поворотом вы найдете широкую, просторную улицу, полную магазинов со всевозможными туристическими безделушками.» Предлог+местоимение Есть Раздельно

Разницу, кроме того, можно заметить, сделав синтаксический разбор предложения. Местоимения в нем будут являться определениями, а наречия – обстоятельствами или союзными словами.

Наречия с суффиксом -ую и приставками в-, на-, за-, под-, без-, с-

Примеры слитного, дефисного и раздельного написания наречий можно встретить при разборе некоторых из них, образованных от прилагательных, глаголов или существительных при помощи суффикса -ую и приставок на-, в-, с- и за-, реже – под- и без-. Если слова, от которых образованны эти наречия, начинаются с согласного, их следует писать слитно. Например:

крутой – вкрутую, пустой – впустую, рассыпать – врассыпную, рука – вручную, холостой – вхолостую, тихий – втихую, чистый – вчистую/подчистую, частый -– зачастую.

Однако, наречия, которые заканчиваются на гласный, необходимо в любой ситуации писать раздельно. К таким наречиям можно отнести следующие примеры:

в открытую, на удалую, с изнанки, без удержу.

Кроме того, раздельно следует писать наречия, в которых присутствуют перечисленные раннее приставки, но которые заканчиваются не на суффикс -ую, а на согласный:

в упор, в общем.

В данном правиле присутствует ряд исключений. Это слова, которые образованы от прилагательных и существительных, начинающихся с согласной, и которые, несмотря на то, необходимо записывать раздельно. Их требуется запомнить. Вот они:

  • на мировую;
  • на попятную;
  • на боковую.

Если разобраться в тонкостях этой темы, правописание наречий на -ую перестанет вызывать какие бы то ни было проблемы при написании.

Наречия с пространственным значением

Наречия "указывают" на местоположение объекта

Некоторые «представители» рассматриваемой части речи имеют так называемое пространственное значение. Это значит, что в предложении они выполняют функцию обстоятельства места (реже – времени) и описывают, где (или когда) происходит действие. Такие наречия всегда пишутся слитно. К ним можно отнести следующие примеры:

вглубь, вдаль, вширь, вначале.

Однако такие наречия необходимо научиться сразу же отличать от существительных с предлогами, которые пишутся раздельно. Их легко определить по наличию в предложении зависимого слова – определения или дополнения. Сами такие существительные также являются в предложении дополнениями, а не обстоятельствами, как в первом случае. Например:

в глубь (леса), в (лесную) даль, в начале (года).

Разницу легко можно выявить, проведя своего рода сравнительный анализ.

Предложение №1 Критерий различия Предложение №2
«Вначале спектакль показался всем интересным, но в итоге зрители были разочарованы претенциозным финалом.» Содержание «В начале недели ученики чувствовали себя бодрыми и полными энергии, но к ее концу заметно подустали.»
Наречие «вначале» Часть речи Существительное с предлогом «в начале»
Обстоятельство времени Функция в предложении Дополнение
Нет Зависимое слово Есть: в начале (чего?) недели
Раздельно Вариант написания Слитно

В таблице приведено множество признаков, но, как видно, достаточно знать и умело использовать лишь один-два из них для быстрого решения проблем с правописанием наречий с пространственным значением.

Наречия, образованные от существительных

Ситуация с ними довольно проста. Такие наречия пишутся слитно, если между существительным от которого образовалась новая часть речи, и предлогом, послужившим инструментом словообразования, нельзя вставить слово (определение или дополнение) без изменения смысла фразы. Тем не менее сложность создают сочетания «существительное + предлог», которые иногда довольно тяжело отличить от наречий, и которые нужно писать раздельно. Различить их можно по наличию зависимого слова:

  • Идти напролом – смотреть на пролом в стене.
  • Кстати говоря – к стати и благородству.
  • Отчасти прав – отрезать от части материала заплатку.
  • Втайне готовить бунт – держать в строжайшей тайне.
  • Работать семь дней кряду – добавить к ряду фишек еще одну.

Разобравшись в этой теме, которая, кстати, не считается особо сложной, любой сможет вспомнить множество аналогичных примеров.

Общие правила написания наречий через дефис

Правописание наречий

В отличие от правил слитного дефисного и раздельного написания наречий и других частей речи, правила использования дефиса в наречиях более конкретны, и споры о них возникают намного реже. Наречия пишутся через дефис в следующих случаях.

  1. Если они образованы от порядковых числительных (первый, второй, третий, четвертый и далее) с использованием приставки в- или во-. Например: во-первых, во-вторых, в-третьих, в-четвертых и далее. Кроме того, в предложении они всегда выделяются запятыми.
  2. Если в них присутствует приставка кое-. Например: кое-куда, кое-где, кое-как.
  3. Если они образованы при помощи постфиксов -то, -либо, -нибудь. Например: где-нибудь, как-либо, когда-то. Существует даже двустишие для запоминания: «-то, -либо, -нибудь – черточку не позабудь!».
  4. Если они представляют собой повтор одинаковых слов: чуть-чуть, едва-едва, тихо-тихо.
  5. Если они состоят из однокоренных слов, различающихся лишь наличием или отсутствием приставки: мало-помалу, видимо-невидимо, подобру-поздорову.
  6. Если они являются результатом соединения пары синонимов: нежданно-негаданно, худо-бедно.
  7. Если они образованы при помощи суффикса -ски или -цки. Например: по-английски, по-французски, по-немецки. По аналогии следует запомнить правописание наречия «по-латыни».
  8. Наречие «на-гора».
  9. Слово «точь-в-точь».

Наречия с суффиксом -ому и -ему

Ситуация с ними та же, что и с образованными от существительных. Сами наречия пишутся через дефис:

по-доброму, по-хорошему, по-моему, по-твоему, по-нашему.

А вот их именные аналоги – раздельно:

по доброму (взгляду), по хорошему (отношению), по моему (мнению), по твоему (совету), по нашему (проекту).

Отличить их можно по нескольким признакам.

  • Наличие зависимого слова. Нет – через дефис, есть – раздельно.
  • Функция в предложении. Обстоятельство или вводное слово – через дефис, определение – раздельно.
  • Часть речи. Наречие – через дефис, прилагательное или местоимение с предлогом – раздельно.

В принципе, даже одного из этих признаков достаточно, чтобы правильно написать слово. Обычно они друг другу не противоречат.

Подводя итоги

Подведение итогов

Разобранная в данной статье тема считается одной из самых объемных в русском языке. Однако, несмотря на это, правилами слитного, раздельного и дефисного написания наречий вполне реально овладеть в совершенстве и не допускать ошибок. При этом важно в первую очередь не зубрить новую информацию, а анализировать ее. Выполнение упражнений на слитное, раздельное и дефисное написание наречий также способствует запоминанию, однако злоупотреблять ими далеко не так эффективно, как разбирать предложения и пытаться понять правило вместо того, чтобы довести его до машинального автоматизма.