Искусство Древнего Рима: описание, история и интересные факты

0
0

Античное искусство по праву считается основой для искусства на последующих исторических этапах его эволюции. На его принципах основывается и европейское искусство современности. А Санкт-Петербург как город-музей использует в своей "экспозиции" мотивы и классические его основы для создания уникальных архитектурных и скульптурных шедевров. В этой статье мы попробуем рассказать кратко об искусстве Древнего Рима.

Греческое в римском

После захвата римлянами греческих колоний на юге Апеннинского полуострова началось формирование Великой Римской империи. В ходе завоевательных походов Рим увеличивал свои территории за счет территорий захваченных государств. При этом культура и искусство Рима также претерпевали изменения, обогащаясь традициями присоединенных народов.

Среди основополагающих культур, на которых базировалась римская культура, а, значит, и римское искусство, было классическое наследие Древней Греции. В условиях синкретичности греческого искусства, воспринятого римлянами, в нем нашли отражение и верования, и представления об окружающем мире. Потому в римской скульптуре и рельефах мы встречаем греческих богов под новыми именами. Разумеется, не все они абсолютно синонимичны первоисточникам: имеют новые функции, новые сюжеты мифов, даже копии греческих статуй отличаются отсутствием тепла бежеватого мрамора, так как выполняются из местных сортов холодно-белого.

Римская копия греческой скульптуры. Лаокоон

Новости архитектуры

Искусство и культура Древнего Рима наиболее показательно представлены в произведениях архитектуры. Здесь нашли отражение особенности организации жизни в империи. Его можно разделить на четыре основных направления:

  • культовая архитектура
  • общественная
  • развлекательная
  • жилая.

К культовой архитектуре относятся многочисленные храмовые сооружения: от языческих (например, Пантеон) в Риме до христианских (многочисленные базилики).

Пантеон в Риме

Однако первоначально форма базилики использовалась в общественной архитектуре - для различных городских учреждений. и только потом была модернизирована под культовые постройки путем присоединения ближе к восточному концу дополнительного поперечного нефа - трансепта.

Базилика. Реконструкция

К развлекательной архитектуре относятся многочисленные амфитеатры, строившиеся во всех городах империи для проведения гладиаторских боев и травли зверей. Самым крупным памятником этого назначения является знаменитый ll Colosseo (в переводе с итальянского - Колоссальный), нам более известный как Колизей.

Колизей. Рим

Жилая архитектура включала в себя три типа жилищ:

  • домусы;
  • инсулы;
  • виллы.

Первые относятся к типу семейных жилых домов и занимают в городской застройке прямоугольные участки. Жизнь в них скрыта от глаз чужих людей. И разрастаются они не вверх, а в глубь улиц. Имеют внутренний двор-перестиль и главное помещение - атриум, в котором в ларариуме хранятся маски и статуэтки предков. Есть в атриуме и бассейн-имплювий с отверстием над ним в потолке - комплювием, которые являются напоминанием о жертвенных ямах на форумах.

Домус. Реконструкция

Инсулы - это далекие предки доходных домов 19 века. Они имели до шести этажей, а в первом располагались лавки - таберны.

Виллы - загородные имения знатных и богатых римлян. Дом в имении по своему строению напоминал домус. Но имел рядом сад, где перед домом обязательно был бассейн - писцина.

Стили в оформлении интерьеров

Особенности основных периодов искусства Древнего Рима нашли отражение и в искусстве его отдельных городов, например Помпей.

Декоративно-прикладное и живописное оформительское искусство в древнеримской архитектуре прошло четыре этапа. Поскольку они были вычленены в ходе изучения декора жилых домов в музее под открытым небом - Помпеях, то и стили получили название "помпейские".

Первый помпейский стиль - "инкрустационный" - подразумевал использование мелкокубиковых мозаик на исторические сюжеты, изображение архитектурных элементов. В оформлении широко использовались яшма и цветной мрамор, а также разнообразные полудрагоценные и природные камни.

Второй помпейский стиль условно можно назвать "архитектурным", так как в качестве основных объектов изображения служили архитектурные постройки, выполненные с использованием перспективного письма. Использовались и иллюзии, например, изображения человеческих фигур за "приоткрытыми дверьми".

2-й помпейский стиль

Третий помпейский стиль - "орнаментальный" - характеризуется возвратом к плоскостному изображению. В этот период плоскость стены делилась тоненькими нарисованными колоннами на прямоугольные зоны. Средняя часть отделялась бордюром с изображениями оленей, птиц, растений - чаще винограда. Каждый участок закрашивался темным цветом (синим, красным, зеленым), в прямоугольниках размещались небольшие фресковые "картины" сюжетного характера. Сюжетом обычно служило содержание мифов возвышенного характера.

3-й помпейский стиль

Четвертый помпейский стиль можно рассматривать как синтез элементов второго и третьего стилей. Здесь умело сочетается перспектива и орнаментальность. Однако, стиль явно перенасыщен деталями. Но именно это давало возможность мастерам проявить свою фантазию. Тем более, что и цвета использовались яркие и насыщенные.

Лесть и власть

Лесть "поселилась" в произведениях искусства Древнего Рима уже в период ранней империи при императоре Августе. В героических статуях император изображен предводителем народа, что выглядит неправдоподобно. Да и в роли полководца он выглядит несколько странно, если учитывать особенности его физического развития и моральных качеств.

Октавиан Август

Не менее лживыми смотрятся статуи ничтожнейшего римского императора Коммода, которого скульпторы изображали в виде Геракла, опирающегося на гигантскую палицу.

Императоров часто в искусстве обожествляли. Так, Нерву изображали в облике верховного бога Юпитера. Но, по сравнению с изображениями в облике богов египетских фараонов, такие изображения Нервы выглядят фальшиво.

Однако, если снять с изображаемых их одежда и убрать атрибуты, то мы увидим совсем иную картину: людей, отмеченных немощами и обремененных пороками. Так что нельзя утверждать об отсутствии в римской скульптуре натуралистичности.

Особое значение в развитие этой темы внес изобретенный римлянами скульптурный портрет. Но все портретные изображения весьма противоречивы: с одной стороны кажутся вполне реальными людьми с их страстями и переживаниями, с другой же - совершенно безжизненны.

Триумфальные памятники в древнеримской архитектуре

Одним из новых и важнейших направлений в архитектурном искусстве Древнего Рима стало возведение триумфальных памятников - арок и колонн.

Арки играли и вполне утилитарную роль - под их сводами проезжали римские легионеры, одержавшие очередную славную победу в битве с армиями других государств. Во главе войска на праздничной колеснице ехал триумфатор - полководец, возглавлявший римские легионы в военном походе. От слова "триумф" - "победа" и стали называться сооружения, посвященные самым значимым событиям войн. В дальнейшем триумфальные арки стали возводить и по иным случаям: при входе в амфитеатр, при постройке акведука или дороги и т. д. Иногда они выполняли и мемориальную функцию.

Триумфальные колонны служили символом прославления императоров и полководцев древнего римского государства периода империи.

Колонна Траяна

Еще один тип триумфальных сооружений искусства Древнего Рима - трофеи. Они представляли собой высотные мавзолеи, увенчанные на верхушке пирамиды статуей императора, и устанавливались на границах побежденных государств или в местах крупных победоносных сражений.

Спа в Древнем Риме и декоративно-прикладное искусство

Спа-процедуры очень популярны в современном обществе. Но мало кто задумывается, где они впервые стали модными и востребованными. Произошло это еще в период развития культур древних цивилизаций: Египта, Греции, Рима. Но тем более, мало кто связывает эту традицию с развитием искусства. Однако, именно в связи с культом человеческого тела стало развиваться искусство строительства и оформления терм. Здесь мы сталкиваемся как с искусством архитектуры, так и с живописью, скульптурой и декоративно-прикладным искусством.

Любая терма начиналась с "прихожей" - аподитерии. В следующем зале для посетителей был устроен бассейн, размерами сопоставимый с небольшим озером. В термах были холодные, теплые и горячие бани с чашами-бассейнами, гимнастические залы, залы для отдыха и общения, трапезные и библиотеки, даже комнаты с театральными подмостками.

Термы Каракаллы. Реконструкция

Термы строились по указанию императоров для народа и были бесплатными. Они как по размеру, так и по оформлению более напоминали дворцы. В их декоре использовались богатейшие мозаики, фресковые росписи, скульптурные изображения атлетов. Да и сам термальный "ритуал" вполне можно сравнить с искусством.

Эволюция мозаичного искусства

Мозаика - один из знаменитых видов изобразительного искусства Древнего Рима в истории развития культуры цивилизации. Ее виды достаточно многообразны как по используемым материалам (камень, стекло, раковины, смальта), так и по технологиям. Наиболее предпочтительными в древнеримском искусстве были мозаики из природных камней и мрамора. Их использовали, прежде всего, для оформления пола и стен в домах и храмах. Они были не только красивы, но и прочны. Многие сохранились до нашего времени.

Мозаики в оформлении домусов и вилл

Из различных мозаик выделяются два вида по использованию цветовой гаммы: монохромные (два цвета) и полихромные (три и более цветов). В обоих случаях фон традиционно выкладывался крупной галькой разнообразной формы и размера, а рисунок (как правило, геометрический орнамент) более мелкой.

Встречались среди римских мозаик и сюжетные картины с большим количеством действующих лиц. И даже портретные изображения. Популярны были батальные сюжеты и анималистика, в том числе морская. Среди подобных мозаик особо следует выделить напольные панно в "прихожей" домусов, где изображались сторожевые собаки на цепи.

Мозаики в Помпеях

Многие сюжетные картины дополнялись растительными венками, гирляндами или орнаментами.

Искусство римского навигационного дизайна

Прогуливаясь по улочкам раскопанных Помпей, можно увидеть, что уже в искусстве Древнего Рима существовало искусство навигационного дизайна. К нему можно отнести как несложные таблички на фасадах домов, так, и необычные изображения на булыжниках мостовой, а также скульптурные изображения навигационного назначения на перекрестках улиц. Такие изображения вам непременно покажет экскурсовод во время экскурсии в Помпеях.

Театральное искусство Древнего Рима

В театральном искусстве выделяются три основных направления: народный театр, культовый и светский. Развивается в Древнем Риме и ораторское искусство.

К народному театру можно отнести праздничные действа, связанные с окончанием уборки урожая, в ходе которых крестьяне исполняли фесценнины, шуточно-бранные песенки - в диалогической игровой форме между двумя группами земледельцев. Сюда же можно отнести и зарождающееся искусство бродячих актеров - гистрионов.

В результате усиления влияния греческой культуры к одному из триумфальных празднеств было принято решение о постановке греческой трагедии на латинском языке. Случилось это в 240 г. до н. э. Режиссером постановки стал Луций Ливий Андроник. Он же был и ее единственным актером. Именно тогда и возникла традиция римского театра не использовать в спектаклях хор. Именно Ливий Андроник стал основателем нового театрального жанра - "комедии плаща", названной так потому, что актеры играли в греческих плащах в качестве сценических костюмов. Его последователями стали Тит Макций Плавт и Публий Теренций.

Плавту принадлежит идея активного использования музыки в сценических постановках. Спектакли становятся музыкальными: кроме диалогов здесь звучат и песенные номера - дуэты, трио, арии. Он же ввел в сюжет подробности из римской реальности, что сделало спектакли более живыми и близкими римскому зрителю. Изменился и язык комедий - стал более жизненным и понятным.

Меньшую часть репертуара римского театра занимали трагедии. В основном, их автором был Сенека. Они имели пятичастное деление. На сцене одновременно не находилось более трех актеров. Сюжеты основывались всего на двух ведущих проблемах:

  • превратность человеческой судьбы, неподвластной даже богам;
  • человеческие страсти, несущие гибель, если выходят из-под контроля разума.

В трагедиях Сенеки обязательно должен был присутствовать хор. Он выступал в роли комментатора событий. Постановки Сенеки изобилуют магией, колдовством, ужасами и жестокостями.

Трагедии Сенеки

Римские спектакли не были состязательными. Чтобы их посетить, не нужно было платить за место. До 55 г. до н. э. театр не имел специальных зданий. Сюжеты не были связаны с культом богов, а касались триумфальных праздников и событий.

Музыкальное искусство

Музыкальное наследие Древнего Рима также можно разделить на несколько направлений. Народная музыка - это триумфальные, свадебные, застольные, поминальные песни. Они обычно исполнялись под музыкальное сопровождение тибии - разновидности флейты.

Популярными были культовые песни-игры салиев, обращенные к главным римским богам. Также сюда относятся и песнопения "арвальских братиев" - представителей жреческого сословия: молитвы и гимны.

Светская музыка активно развивалась в римском государстве в период классицизма. Она характеризовалась активным увлечением музыкой всех знатных римлян. Успехом пользовались публичные концерты, состязания музыкантов-виртуозов. Особое уважение в этот период оказывалось учителям музыки.

Украли или сохранили?

Этот вопрос волновал и до сих пор волнует всех, кому интересно искусство Древней Греции и Рима. Ведь явно прослеживающиеся традиции этрусков и греков могут восприниматься как плагиат. Однако, скульптуры, скопированные некогда римлянами с греческих подлинников, сохранили для нас многие исчезнувшие со временем греческие оригиналы. Без возможности пользоваться идеями и опытом греческих архитекторов и классической архитектуры Греции никогда не были бы построены знаменитые храмы Рима. Греческие сюжеты трагедий и комедий стали основой и древнеримского театра, однако сильно измененной и приближенной у римскому менталитету.

Римское искусство, будучи наследником греческого и этрусского, творчески их переосмыслившее в соответствии с традициями и особенностями культуры Великой империи, создало свое уникальное искусство и сохранило с его помощью греческое наследие.

Раннехристианское искусство Древнего Рима

Христианская церковь также наложила свой отпечаток на развитие древнеримского искусства. Не разрушив храм всех языческих богов - Пантеон, а приспособив его под свой культ, она спасла для человечества уникальный памятник древнеримской архитектуры. Использовав форму базилики для создания христианских храмов, она сохранила и эти сооружения для европейской культуры. С укреплением христианской религии претерпели изменение и мозаики - стали использоваться иные материалы и технологии, сюжеты Библии и Евангелия. Обогатили эти сюжеты и искусство фресковых росписей. Следует отметить, что особую роль в сохранении античного наследия и развитии христианской составляющей искусства Древнего Рима сыграл римский император Константин Великий.