Актриса Валентина Токарская: биография

0
0

На Новом Донском кладбище Москвы, возле Донского монастыря, среди прочих есть могила с надписью: "Валентина Георгиевна Токарская, 1906-1996". Актрису, бывшую звездой Советского Союза, знали и любили в свое время все. Она по праву считалась одной из лучших артисток современности и наиболее красивых женщин. В числе ее поклонников имелось много именитых людей. Но как она пришла к такому успеху? Каковы были биография и карьера Валентины Токарской?

Детство

Валентина Георгиевна Токарская родилась в феврале, в самом его начале, в 1906 году. Родным ее городом по решению судьбы стала украинская Одесса. Именно в Одессе прошло детство будущей актрисы, и только выйдя из подросткового возраста она покинула родной город.

Отец Валентины Токарской был профессиональным актером, хоть и из провинции, так что свой дар дочь унаследовала именно от него. Что касается ее матери, она была обычной домохозяйкой, посвятившей все свои время и силы семье. Впервые на сцене маленькая Валя выступила уже в пятилетнем возрасте. Тогда она читала стихи на балах школьников – в царское время это было регулярной и обыкновенной практикой. На них, как правило, присутствовала и тогдашняя вдова-императрица, Мария Федоровна. Так что можно сказать, что будущую актрису с детства, с младых ногтей, вводили в высокопоставленное общество. Актриса Валентина Токарская (на фото ниже) позднее вспоминала, что в памяти у нее императрица осталась как очень красивая женщина с "неживым" как будто лицом: Мария Федоровна никогда не улыбалась.

Первая работа

Работать, вернее, подрабатывать юная Валя начала с тринадцати лет. И эта подработка носила творческий характер, ведь девочка еще с младенчества твердо знала, что хочет быть артисткой: Валенька танцевала перед киносеансами, развлекая и радуя публику своей красотой (позже уже ставшую знаменитой актрису Валентину Токарскую назовут самой красивой женщиной Союза, но уже тогда, в тринадцать лет, было понятно, что Валечка привлекательнее и очаровательнее многих).

Токарская в молодости

Танцевала Валя профессионально: она занималась в частной балетной школе. Эти занятия в конечном счете и поспособствовали тому, чтобы Валя попала в театр: первое ее выступление, пусть и ничтожно крохотное, с микроскопической ролью, которая и на роль-то не была похожа вовсе, состоялось именно в качестве участницы массовки в балете. Задачей девушки было в нужную минуту пробежать через сцену. И все! Но на первых порах Валентине Токарской хватало и этого.

Взросление

Говорят, что, чем дольше продолжается детство, тем лучше. Валентине Георгиевне Токарской, на фото даже поздних лет выглядящей младше реального возраста, пришлось повзрослеть не то чтобы слишком рано, но очень быстро: с наступлением Гражданской войны, когда начался страшный голод. Нечего было есть, всегда сосало под ложечкой, и девушка вместе с матерью были вынуждены менять свои вещи на еду, которой много было в деревнях. Тогда зачастую деревни были богаче городов, не то что сейчас: ведь там было все свое и всего хватало в достатке.

В 1920 году Валя вместе с матерью переехала в Ташкент. Там она устроилась в труппу ташкентского оперного театра. Девушку взяли сразу: балетное прошлое Валентины говорило само за себя, несмотря на то, что в родном городе главных ролей у нее так и не случилось. А вот в Ташкенте случились не только главные роли – вернее будет говорить, главные партии, – но и первая любовь, и первый брак. Личная жизнь Валентины Токарской вообще была довольно бурной. У нее случилось несколько браков, о чем будет рассказано впоследствии. А тот, первый, супруг работал там же, в Ташкенте, в том же театре: был тенором, исполнявшим главные партии.

Москва. Новая жизнь Валентины Георгиевны Токарской

Когда окончилась Гражданская война, Валентина вместе со своим супругом и матерью снова сменила место жительства. На сей раз из Ташкента они уехали прямиком в Москву. Там было больше возможностей – как найти хорошую работу, так и добиться того, о чем мечтает любой артист: славы, известности. В Москве оба супруга устроились работать в одну и ту же оперетку. Это было первое появление оперетт в жизни Валентины Георгиевны Токарской, ставшее, пожалуй, судьбоносным (вообще, таких судьбоносных моментов и явлений в ее биографии имелось достаточно много). Именно с тех пор любовь к оперетте прочно вошла в жизнь актрисы и не покидала ее до самой смерти артистки. Оперетка, в которую попали супруги, была крошечная, но тем не менее они были довольны и этим. Главное, перед ними расстилалась Москва.

Валентина Токарская

Валентина Токарская вообще была непритязательным человеком, о чем позднее также вспоминали многие ее коллеги, артисты и режиссеры. В этой первой своей оперетке Токарская играла совсем маленькие роли, и не актрис, не певиц, а так называемых субреток. С этими же ролями, в этих же постановках актриса вместе с труппой ездила по стране с гастролями. Даже в крошечных ролях она сверкала так великолепно, была настолько красива, что не могла не оставить о себе исключительно благоприятное и восторженное впечатление у публики.

И не только у публики: ее замечали и коллеги, ее приглашали все в новые и новые труппы, и если представлять эти труппы в виде иерархической лестницы, то Токарская неуклонно поднималась лишь ввысь, ни разу не спустившись хотя бы на ступеньку назад. В конце концов, она попала в очень известную на тот момент и довольно большую труппу, где были и именитый режиссер по фамилии Джусто, и оркестр, и хор, и даже солидное жалованье. Вместе с этим театром актриса Валентина Георгиевна Токарская объездила множество разных городов. Побывала в том числе и в Баку, который стал для нее очередным судьбоносным городом. Впрочем, об этом позже…

А пока в биографии актрисы Валентины Токарской случился очередной переезд – в Санкт-Петербург, вернее, тогда еще Ленинград, где она прожила какое-то время. Впрочем, не слишком значительное. Москва все же больше пришлась артистке по сердцу, а потому из Северной столицы она вскоре вернулась обратно именно в Москву.

Мюзик-холл

Вскоре после этого возвращения вновь произошел тот самый жизненный поворот, который подарил актрисе очередной счастливый шанс. Играя в какой-то малозначимой оперетке, она попалась на глаза одному из известных в те годы московских режиссеров по фамилии Волконский. Пленившись выступлением Валентины Токарской, он пригласил ее в свой мюзик-холл. Так начался очередной этап в жизни артистки – как она утверждала позже, самый легкий, беззаботный и счастливый. В начале тридцатых годов в Москве было одно-единственное, пожалуй, место, где, во-первых, собирались толпы публики, во-вторых, среди этой публики было полно знаменитостей, в-третьих, которое приносило государству бешеную прибыль. Этим местом являлся Мюзик-Холл. Именно туда попала Токарская – и не просто попала, она стала поистине звездой этого заведения. Несмотря на то что рядом с ней на сцене блистали многие именитые и талантливые артисты, большая часть публики в те годы приходила посмотреть именно на Токарскую.

За все время существования Мюзик-Холла в нем было поставлено пять вещей, и везде Валентина Токарская блистала. Там же, в Мюзик-Холле, она познакомилась и подружилась с Марией Мироновой, еще одной замечательной советской актрисой. Именно вместе с ней Токарская стала завсегдатаем всех тогдашних творческих «тусовок», банкетов, встреч и посиделок. Если существовала какая-то элита среди артистов, то, несомненно, Токарская была туда вхожа, мало того, являлась ее центром. О ее красоте практически легенды слагались – а учитывая, что она была еще и примой Мюзик-Холла, то есть зарабатывала по тем временам весьма немалые деньги (могла, например, позволить себе автомобиль; по статистике, актриса Валентина Токарская в период тридцатых годов минувшего столетия считалась в нашей стране самой высокооплачиваемой артисткой, соответственно – и самой богатой), то неудивительно, что поклонников у нее было хоть отбавляй. С ней водили дружбу и многие представители литературы советского периода: она была знакома и дружна с братьями Катаевыми (один из которых – Петров) и Ильфом, с Юрием Олешей и Михаилом Зощенко… Все они восхищались наперебой как талантом актрисы (несмотря на то, что у нее не было сильного голоса – в пении так, как в танце, она не преуспела), так и ее красотой. Кроме того, у Валентины Георгиевны был на редкость легкий, веселый нрав, она являлась, что называется, душой компании, и потому в любой коллектив вливалась весьма органично.

Прежний Мюзик-Холл

А сама Токарская была счастлива! Счастлива, играя легкие пьески, заставляя зал рыдать от смеха и восторгаться. Она нашла свое призвание – и была уверена до конца дней своих, что именно оперетта– это «ее». Вот только судьба не всегда поворачивается передом, иногда она больно бьет «под дых». Так случилось и в жизни Валентины Токарской. Это произошло в небезызвестном тридцать седьмом году. Нет, знаменитую артистку не тронули, не арестовали, как происходило в те страшные годы со многими. А вот Мюзик-Холл, демонстрировавший «антисоветчину», чуждые советскому народу идеи и представления – закрыли. Токарская осталась без любимого места работы.

Театр Сатиры

Впрочем, Валентина Георгиевна все же была любимицей фортуны. Иначе как объяснить тот факт, что очень скоро после закрытия Мюзик-Холла она уже нашла новое место службы – на сей раз, став актрисой Театра Сатиры. Валентина Токарская любила и этот театр, хоть в нем ей было и не так комфортно, как в предыдущем. Она вспоминала много позже, что ролями ее не обижали, что часто и много она играла главных персонажей, но вся беда для нее заключалась в том, что персонажи эти были драматическими. Она не любила драму, она не хотела играть подобные характеры. Ей нужна была ее оперетта, но как раз-таки этого театр ей предложить и не мог. Токарская делилась позже в интервью, что хотела исполнять приблизительно то, что исполняла и что делала на эстраде Людмила Гурченко. К сожалению (а может быть, даже к счастью) у Токарской и Гурченко оказались разные творческие пути-дорожки…

Несколько лет Валентина Георгиевна играла в Театре Сатиры. Не жаловалась на отсутствие желаемых ролей. Полюбила по-своему и этот театр, он стал для нее в какой-то степени родным. И ничего не предвещало новой черной полосы, но тут наступил сорок первый год. Грянула война.

Военное лихолетье. Плен

Буквально в первые же недели войны Театр Сатиры снарядил на фронт творческий коллектив. Тогда многие труппы – в составе тех артистов, что не ушли воевать – ездили в части с концертами, чтобы подбодрить своих бойцов, вселить в них, во-первых, уверенность в своих силах и победе, во-вторых, хоть немного зарядить их хорошим настроением. В числе прочих в «сатирическую» бригаду вошла и Валентина Токарская. Они с коллегами поехали в шестнадцатую армию Рокоссовского, и сначала все было хорошо – настолько, разумеется, насколько может быть хорошо в военной обстановке, в такое сложное время. Артисты выступали перед бойцами, завели много новых знакомств, видели множество новых лиц…

А в конце сорок первого случилась беда – они попали в окружение. И война не пощадила: многие участники артистической бригады были убиты. Валентина Георгиевна осталась жива, равно как и еще один представитель Театра Сатиры, ее коллега и товарищ по фамилии Холодов. И сейчас уже, конечно, нельзя сказать – не жалели ли они о своем везении хотя бы мимолетно, хотя бы тайком друг от друга в тот тяжкий месяц скитаний по деревням и лесам в попытках уйти от немцев и все-таки, несмотря на все старания, в конечном счете именно у них и оказавшись. Да, их ждал плен. Плен, в котором, чтобы не умереть с голоду и суметь хоть как-то существовать, артисты были вынуждены зарабатывать себе на кусочек хлеба привычным для себя трудом – да только не перед таким зрителем, перед которым хотелось бы…

Когда наши стали побеждать, и немецкая армия перешла на оборонительные позиции, началось отступление, пленных германцы забрали с собой. Их не отпускали, и не удавалось сбежать. Так Валентина Токарская очутилась в Берлине. Только оттуда ее освободили, а произошло это лишь в 1945 году, после победы.

Ссылка

Наверное, лишним будет говорить о том, как в те годы обращались с теми несчастными, кто волею судьбы пережил плен. Стоило им вернуться домой, на родину, как их объявляли ее изменниками, арестовывали и либо отправляли в тюрьмы, либо расстреливали. Та же участь ждала и актрису Токарскую, повезло лишь избежать смерти. Сразу по возвращении в Москву она была задержана. А далее – приговор и ссылка.

Несмотря на то что эту полосу в жизни артистки светлой точно не назовешь, все-таки Токарской во многом повезло. Во-первых, ее оставили жить. Во-вторых, место ссылки было сравнительно «щадящим», в-третьих, работа, на которую определили новую арестантку, тоже оказалась «из легких» – трудиться надлежало в санчасти, ставить заключенным клизмы. В-четвертых, срок был «ни о чем», всего лишь четыре года (в сравнение не шли эти четыре года ни с десятью, ни с двадцатью годами, которые вынуждены были «оттрубить» многие). И, наконец, в-пятых – по прошествии довольно непродолжительного времени подобного труда на актрису пришла заявка из Воркуты – ее хотел видеть в числе своей труппы местный драматический театр. И это был поистине подарок судьбы для Валентины. Возможно, именно благодаря этому театру она осталась жива, смогла выдержать эти нелегкие годы ареста и ссылки, в то время, когда многие такие же, как и она, безвинные, погибали, не в силах перенести все выпавшие на их долю тяготы ни физически, ни морально.

Воркутинский драматический

В театре Воркуты Валентина Георгиевна была одновременно и артисткой, и режиссером. Она играла главные роли практически во всех (а если и не во всех, то в очень и очень многих) постановках, сама срежиссировала некоторые из них. Благодаря такой инициативе ее похвалило тюремное начальство: выдали повышенный паек. Позже Токарская признавалась, что, по ее мнению, лучшие свои роли она сыграла именно в Воркуте. Она всегда с теплом вспоминала тот театр, тех героев, что довелось ей сыграть в тот непростой, но по-своему счастливый период. Конечно, счастливый – ведь именно заключение принесло ей неожиданный подарок: Алексея Каплера, известного сценариста, ставшего ее супругом. Впрочем, не стоит забегать вперед…

В Воркуте

Когда срок был «отмотан», у Валентины Токарской (фото см. в статье) даже не возникло мысли уехать из Воркуты. В Москву, любимый город, все равно было нельзя, а ехать куда-либо еще артистка не хотела. Так и жила в Воркуте, так и работала в ставшем уже привычным храме Мельпомены местного разлива. Целых четыре лишних года – до 1953-го. Именно тогда случилось событие, освободившее всю страну – умер Сталин. Сразу открылись двери, прежде бывшие запертыми. Токарская собралась и выехала в Москву…

С нуля

В Москве Валентина пришла в Театр Сатиры. Пришла, не будучи уверенной в том, что ее возьмут. Но ее ждали, ей обрадовались – и ее взяли. И там, в Театре Сатиры, Токарская верой и правдой, как говорится, и служила всю дальнейшую жизнь. Единственное, не было у нее больше главных ролей. Да и вообще, особенно больших ролей больше не было. Совпадение ли это – кто знает… Главный режиссер театра делился в своих воспоминаниях, что ничего соответствующего истинному таланту Токарской он предложить ей не мог. Так что артистке приходилось довольствоваться незначительными ролями, небольшими эпизодами, но они у нее были всегда, без работы она не сидела, да и их непрестанно делала настолько яркими, что ухитрялась все равно запоминаться публике сильнее, нежели артисты, исполнявшие главных персонажей.

Кинематограф

Фильмов Валентины Токарской не так уж и много. Всего семь, а больших ролей из них – только две. Однако эти роли запомнились зрителю – в лентах под названиями «Марионетки» (1933 год) и «Дело номер 306» (тремя годами позднее). Эти картины стали первыми, в которых снялась артистка, и единственными, предложившими ей крупные роли.

В "Дело номер 306"

А попала в кино Валентина Георгиевна благодаря своей игре на театральных подмостках – именно там ее увидал режиссер «Марионеток». И позвал сниматься, невзирая на полное отсутствие опыта, ведь кино и театр – вещи полярно разные. Нельзя сказать, чтобы он сам впоследствии остался сильно доволен игрой Токарской (очевидно, сказалась ее неопытность в этом деле), поскольку с сожалением говорил ей, что мало с ней работал. Но картина тем не менее вышла и имела определенный успех, равно как и следующий фильм, в котором «засветилась» Валентина.

Почему впоследствии у нее не было главных ролей в кино? Кто же знает. Предполагают, что, во-многом, потому, что в жанре оперетты в кинематографе работал тогда небезызвестный Григорий Александров, который предпочитал снимать в основных ролях свою жену (Любовь Орлову), а посему Токарской попросту некуда было «податься». Драматические же роли она играть не хотела, их ей с лихвой хватало и в театре. Впрочем, нужно отметить, что в последние годы жизни ей трижды предлагали главные роли, но от двух пришлось отказаться из-за проблем с глазами, а от третьей – из-за необходимости ехать в другой город на съемки. Не на старости лет такие вояжи…

Личная жизнь в биографии Валентины Токарской

Валентина Георгиевна была замужем трижды. О первом ее супруге было рассказано выше. Со вторым она познакомилась в упомянутом также ранее Баку – и ради него бросила первого мужа. Со вторым тоже прожила совсем недолго. А третьим был Алексей Каплер.

Алексей Каплер

Они познакомились «в местах не столь отдаленных», там же случился третий брак в биографии Валентины Токарской. Личная жизнь (фото последнего мужа см. выше) ее, казалось, налаживается. Каплер был невероятно обаятелен, его нельзя было не полюбить. Да и он обещал «сдувать пылинки» с новоиспеченной супруги. Однако Алексей имел влюбчивый характер. Он влюблялся быстро, любил искренне – но до того момента, как не находил новый объект страсти. Так произошло и в случае с Валентиной. В 1960 году он ушел от нее к поэтессе Юлии Друниной, которая была моложе его на двадцать один год.

Последние годы жизни

Как и многие другие постаревшие артисты, в старости у Токарской практически не было ролей. Не было на протяжении десяти лет, которые она «куковала» в одиночестве, без родных и любимой работы. Однако за несколько лет до смерти о Валентине Георгиевне вновь вспомнили. Ей предложили роли в театре, о ней снова заговорили, у нее стали брать интервью. Мало того! Ей дали звание народной артистки и сняли о ней документальный фильм. Все это не могло не радовать Токарскую – любое внимание приятно всегда, а в старости тем более, и она вновь почувствовала себя нужной. И даже с размахом отметила собственное девяностолетие, на котором было много приглашенных гостей, песен, плясок, журналистов… Тогда же Токарская попрощалась с публикой. Это был ее последний к зрителям выход. Через полгода артистки не стало.

На сцене

Такова непростая, но интересная жизнь талантливой актрисы Валентины Георгиевны Токарской (1906-1996).