Бетт Дэвис (Bette Davis): биография, личная жизнь, фильмография

Карьера актрисы Бетт Дэвис прошла через три этапа: томление на театральных подмостках, абсолютная безызвестность в кино и, наконец, обретение славы и признания после долгих творческих мук. После появления в бродвейских пьесах летом 1930 года Дэвис переехала в Голливуд. Однако ее ранние фильмы для Universal Studios оказались безуспешными. Она подписала контракт с Warner Bros. в 1932 году и начала свою карьеру с нескольких престижных спектаклей. В 1937 году актриса попыталась освободиться от этого контракта. Хотя она прошла через широко освещаемый прессой судебный процесс против студии, это ознаменовало начало самого успешного периода ее карьеры. До конца 1940-х годов она была одной из наиболее знаменитых женщин американского кино, известной своим сильным и интенсивным стилем.

Бетт Дэйвис.

Бетт Дэвис обрела репутацию перфекционистки, отличаясь боевым характером и склонностью идти на конфликты со съемочной группой. Она сталкивалась с руководителями студии и кинорежиссерами, а также со многими своими коллегами. Ее откровенная манера поведения, своеобразная речь и вездесущая сигарета подчеркивали ее публичный образ, который часто шокировал окружающих.

Биография Бетт Дэвис

Жизненный путь великой актрисы был, пожалуй, одним из самых сложных и болезненных среди всех звезд Голливуда. Рут Элизабет Дэвис (англ. Bette Davis), с раннего детства носившая прозвище «Бетти», родилась 5 апреля 1908 года в Лоуэлле, штат Массачусетс, в семье Харлоу Моррелла Дэвиса (1885-1938), студента юридического факультета из Августы, штат Мэн, и Рут Аугусты Дэвис (урожденная Фавор, 1885-1961), происходившей из города Тингсборо, штат Массачусетс. Младшей сестрой Бетти была Барбара Харриет.

В 1915 году родители Бетт Дэвис развелись, и будущая актриса была отправлена в школу-интернат под названием Крестальбан в Лейнсборо в Беркшире. В 1921 году Рут Дэвис переехала в Нью-Йорк со своими дочерьми, где работала фотографом-портретистом. Бетти изменила написание своего имени на «Бетт» в честь «Брут» из произведений Оноре де Бальзака.

Учеба и личная жизнь

Дэвис посещала Академию Кушинга, школу-интернат в Ашбернхеме, штат Массачусетс, где встретила своего будущего мужа Хармона О. Нельсона, известного как «Хэм». В 1926 году 18-летняя Дэвис увидела постановку «Дикой утки» Генрика Ибсена с Бланшем Юркой и Пег Энтвистл. Считается, что своего первого мужа Бэтт Дэвис встретила именно там.

Театральный период

Она прослушивалась на роль Манхэттенского театра под руководством Евы Ле Галлиен, но была отвергнута последней, которая описала ее игру как «неискреннюю» и «легкомысленную».

Позже Бетт Дэвис прошла прослушивание театрального режиссера Джорджа Кукора в Рочестере, Нью-Йорк. Хотя режиссер был не очень впечатлен, он дал Дэвис ее первую небольшую роль - роль девушки-хористки в бродвейской пьесе. В 1929 году Бетт Дэвис была выбрана Бланшем Юркой для роли Хедвиг - персонажа, которого она видела на постановке «Дикой утки» в 18 лет. После выступления в Филадельфии, Вашингтоне и Бостоне она дебютировала в Бродвее в 1929 году в Broken Dishes, закрепив свой успех ролью в Solid South.

Молодая Дэвис.

Начало карьеры в кино

В 1930 году 22-летняя Дэвис переехала в Голливуд, чтобы добиться контракта с Universal Studios. Дэвис и ее мать ездили в Голливуд на поезде. Позднее она рассказала о своем удивлении, что никто из студии даже не пришел для того, чтобы встретиться с ней. На самом деле работник студии ждал ее на перроне, но ушел, потому что не видел никого, кто «выглядел бы как актриса». Она провалила свое первое прослушивание для съемок в кино, но поучаствовала в прослушивании других актеров.

В интервью 1971 года с Диком Каветтом она рассказала об этом опыте: «Я была истинной янки, самой скромной девственницей, которая когда-либо ходила по земле. Они положили меня на диван и ввели в комнату пятнадцать парней... Они все должны были лечь на меня и подарить мне страстный поцелуй. О, я думала, что умру от смущения».

Второе прослушивание Бетт Дэвис прошла для фильма «Дом разделенный» 1931 года. Спешно одетая в дешевый костюм с широким декольте, Дэвис провалила прослушивание и была отвергнута режиссером Уильямом Уайлером, который громко прокомментировал собравшейся команде: «Что вы думаете об этих дамах, которые показывают нам свои сундуки и думают, что могут получить работу?».

Суровая критика

Карл Леммле (Carl Laemmle), глава Universal Studios, считал, что Дэвис следует забыть об актерской карьере, но режиссер Карл Фройнд сказал ему, что у нее «прекрасные глаза», и что она отлично подошла бы для фильма «Плохая сестра» (1931), в котором она впоследствии дебютировала в кино. Ее нервозность усугубилась, когда она подслушала разговор Карла Леммле-младшего с режиссером, который, обсуждая Дэвис, сказал, что у нее «примерно такая же сексуальная привлекательность, как у Слима Соммервилла (американского комедийного актера)». Фильм не увенчался успехом, а ее следующая роль в Seed (1931) была слишком краткой для того, чтобы привлечь внимание.

Преодоление трудностей и первый муж Бетт Дэвис

Universal Studios продлила свой контракт с актрисой на три месяца, и она сыграла небольшую роль в "Мосте Ватерлоо" (1931), прежде чем была нанята студией​​Columbia Pictures для "The Menace" (1932). После одного года и шести неудачных фильмов Леммль решил не продлевать контракт с ней.

Дэвис уже готовилась вернуться в Нью-Йорк, но актер Джордж Арлисс внезапно выбрал ее для главной женской роли в фильме студии Warner Bros. «Человек, который играл в Бога» (1932), и на всю оставшуюся жизнь Дэвис благодарила его за помощь в достижении успеха в Голливуде. После этого фильма в прессе писали: «Она не только красивая, но и обладает невероятным шармом». В то время ее часто сравнивали с Констанцией Беннетт и Олив Борден. Компания Warner Bros. подписала с ней пятилетний контракт, и она работала с этой студией в течение следующих 18 лет.

Дэвис на пике карьеры.

Дэвис вышла замуж за Хармона Оскара Нельсона 18 августа 1932 года в Юме, штат Аризона. Их брак был тщательно изучен прессой: его еженедельный заработок в размере 100 долларов проигрывал в сравнении с заработком его жены, который составлял 1000 долларов в неделю. Бетт Дэвис заявила в интервью, что многие голливудские жены зарабатывают больше, чем их мужья, но ситуация оказалась нелегкой для Нельсона, который отказался позволить Дэвис купить дом, пока он не сможет позволить себе заплатить за него. Во время этого брака у актрисы было несколько абортов.

Первый успех

Дэвис начала работу над фильмом "Меченая женщина" (1937), играя проститутку в современной гангстерской драме, вдохновленной биографией Лаки Лучано. За свою игру в этом фильме она была награждена Кубком Вольпи на Венецианском кинофестивале 1937 года. Ее следующей картиной была "Джезебель" (1938), и во время съемок у Дэвис завязались отношения с режиссером Уильямом Уайлером. Позже она описала его как «любовь всей жизни» и сказала, что создание фильма совместно с ним было для нее «самым счастливым временем». Фильм был успешным, роль испорченной южной красавицы принесла Бетт Дэвис "Оскар".

Дэвис в стиле нуар.

Получение столь престижной награды породило в прессе слухи, что именно она будет выбрана на роль Скарлетт О'Хары в «Унесенных ветром». Дэвис выразила желание сыграть Скарлетт, и пока режиссер Дэвид О. Сельзник проводил поиск актрисы, способной сыграть эту роль, радиоопрос назвал ее фаворитом публики.

Студия Warner Bros. предложила свои услуги Селзнику, предоставив ему список актрис, в который, помимо Бетт, также вошли Эррол Флинн и Оливия де Хэвилланд, однако Селзник не считал Дэвис подходящей для этой роли и отклонил предложение. В итоге на роль О'Хары была выбрана молодая Вивьен Ли, а де Хэвилленд получила роль Мелани, и обе они были номинированы на «Оскар», хотя получила его только Ли. Дэвис вновь осталась ни с чем.

Карьерный пик и военное время

Фильм "Иезавель" ознаменовал начало самой успешной фазы в карьере Дэвис, и в течение следующих нескольких лет она была внесена в ежегодный опрос Quigley как одна из самых богатых актрис.

После нападения на Перл-Харбор Дэвис провела первые месяцы 1942 года, продавая военные облигации. После того как Джек Уорнер раскритиковал ее склонность привлекать толпы людей к покупкам, она напомнила ему, что ее аудитория лучше всего реагировала на ее «бешеные» выступления. Через два дня она продала облигации на сумму в 2 миллиона долларов, а также свою фотографию из "Иезаветы" за 250 000 долларов.

Дэвис в полный рост.

По предложению Джона Гарфилда открыть клуб военнослужащих в Голливуде Дэвис - с помощью Уорнера, Кэри Гранта и Джула Стейна - превратила старый ночной клуб в Голливудскую столовую, которая открылась 3 октября 1942 года. Самые яркие звезды Голливуда вызвались развлекать военнослужащих. Дэвис гарантировала, что каждую ночь там будут присутствовать несколько знаменитостей, которые станут поддерживать и веселить солдат.

Она появилась в фильме «Голливудская столовая» (1944), в котором вымышленная история крутилась вокруг той самой столовой, которую она открыла с коллегами. Дэвис (англ. Bette Davis) позже прокомментировала: «В моей жизни есть несколько достижений, которыми я искренне горжусь. "Голливудская столовая" - одно из них». В 1980 году она была награждена медалью «Заслуженная гражданская служба», высшей гражданской наградой Министерства обороны США за свою работу в Голливудской столовой. После войны ее популярность несколько утихла, и она пережила незначительный карьерный спад.

1960-е: вторая волна популярности в карьере

В 1961 году Дэвис сыграла в бродвейской постановке «Ночь Игуаны», но критики не слишком тепло приняли эту пьесу, и актриса быстро ее покинула. Затем она присоединилась к Гленну Форду и Энн-Маргрет для съемок в фильме Фрэнка Каппы «Умиротворение чудес» (1961) (римейк фильма самого же Каппы 1933 года), основанного на рассказе Деймона Рунье. Карьера Бетт Дэвис в то время пережила своеобразный ренессанс.

Дэвис в средние годы.

Она сыграла свою следующую роль в фильме ужасов Гвиньола "Что случилось с младенцем Джейн?" (1962), прочитав сценарий и решив, что фильм рассчитан на ту же аудиторию, которая недавно тепло приняла «Успех Альфреда Хичкока» (1960). Она договорилась о сделке, согласно которой получит 10% от общей прибыли в дополнение к ее зарплате. Фильм стал одним из самых больших успехов 1962 года. Дэвис и Джоан Кроуфорд сыграли двух старших сестер, бывших актрис, вынужденных в силу обстоятельств разделить на двоих обветшавший голливудский особняк.

Режиссер Роберт Олдрич объяснил, что Дэвис и Кроуфорд были осведомлены о том, насколько важен фильм для их карьеры, и прокомментировал: «Честно говоря, они действительно ненавидели друг друга, но на съемках они вели себя образцово». Этот фильм стал чудесным пополнением для богатой фильмографии Бетт Дэвис.

Поздние годы

В 1988 и 1989 годах Дэвис получила французский Орден почетного легиона, итальянскую премию Campione d'Italia и американскую награду Lincoln Center Lifetime Achievement Award, присуждаемую в то время особо отличившимся актерам. Она появилась на британском телевидении в специальной трансляции из Центра Южного Банка, обсуждая кино и свою карьеру. Другим гостем этой трансляции был известный русский режиссер Андрей Тарковский.

Дэвис в старости.

Смерть

Дэвис стало очень плохо во время церемонии вручения "Оскара" в 1989 году, а позже врачи обнаружили у нее рак. Она, казалось бы, выздоравливала достаточно быстро, а потому при первой же возможности отправилась в Испанию, где была встречена с овациями на Международном кинофестивале Donostia-San Sebastián, но во время этого визита ее здоровье быстро ухудшилось. Будучи слишком ослабевшей для того, чтобы долго путешествовать по США, она отправилась во Францию, где умерла 6 октября 1989 года в 23:20 в Американской больнице в Нейи-сюр-Сен. Бетт Дэвис на тот момент был 81 год.

Она была погребена на кладбище Голливудских холмов в Лос-Анджелесе рядом с матерью Рут и сестрой Бобби. На ее надгробной плите написано: «Она сделала это с трудом».

Дети Бетт Дэвис скорбели об ушедшей матери. Миллионы зрителей тоже сожалели о кончине знаменитой актрисы.